Данная тенденция не обходит стороной и нашу страну. Так, креативными отечественными предпринимателями, генерируется огромное количество инновационных проектов, ложащихся в основу бизнеса в направлении электронной коммерции.
В ходе открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, состоявшегося 20 августа текущего года, была озвучена потребность в разработке мер дальнейшей поддержки платформ электронной коммерции. В связи с этим Министерством инвестиций и внешней торговли совместно с другими министерствами и ведомствами, а также представителями бизнес-кругов проведена целенаправленная работа по подготовке предложений и комплекса мер, которые в результате были включены в постановление Президента «О совершенствовании администрирования электронной коммерции и создании благоприятных условий для ее дальнейшего развития» от 17 ноября 2021 года.
В текущей ситуации основная проблема субъектов электронной коммерции - продвижение созданных сайтов и онлайн-платформ, их раскрутка, привлечение клиентской базы. С другой стороны, пользователи для получения качественных услуг в разных секторах электронной коммерции вынуждены заходить в огромное количество персональных кабинетов на разных сайтах, вести расчеты, открывая множество лицевых счетов.
В качестве решения этой проблемы с учетом передового зарубежного опыта постановлением лидера страны предусмотрено внедрение «Открытой цифровой экосистемы».
Так, последней тенденцией развития цифровой экономики в таких странах, как США, Китай, Россия (именно в них функционируют успешные проекты мирового масштаба: Alibaba Group, «Яндекс», Amazon и другие), стало развитие открытых цифровых экосистем, основанных на технологии единого входа (Single Sign-On).
В этом контексте цифровая экосистема - такая среда, в которой субъекты электронной коммерции осуществляют взаимодействие на принципах сотрудничества и конкуренции. Иными словами, электронные платформы и сервисы, интегрируясь в эту экосистему, мгновенно получают доступ к большой базе данных потенциальных клиентов. А услугополучатели смогут воспользоваться разными цифровыми сервисами, используя единый персональный кабинет и осуществляя расчеты с одного лицевого счета. В конечном итоге конкуренция платформ обеспечит снижение цен на продукт и повышенное его качество.
Необходимо отметить, что интеграция в цифровую экосистему бесплатна и будет осуществляться исключительно на добровольной основе.
Ее оператором станет реорганизуемый Центр цифровой трансформации при МИВТ (сейчас - Центр электронного кооперационного портала), который будет обеспечивать беспрепятственное предоставление электронными платформами своих услуг и равный доступ к их собственным клиентским базам независимо от формы собственности, ведомственной и отраслевой принадлежности, территориального расположения.
Вместе с тем в целях привлечения электронных платформ и клиентов в цифровую экосистему для них, а также продавцов и покупателей, осуществляющих сделки через экосистему, предусмотрено, что в срок до 1 января 2024-го ставки налогов на прибыль и с оборота для операторов будут снижены на 50 процентов.
Еще одна проблема в развитии электронной коммерции - неразвитость системы расчетов и наличие недобросовестных участников. Для обеспечения расчетов и платежей, гарантий исполнения договорных обязательств постановлением предусматривается внедрение системы «эскроу».
Стоит подчеркнуть, что цифровая экосистема выступает в качестве третьей (независимой от продавца и покупателя) стороны при заключении сделок. Стороны станут депонировать на свои лицевые счета задатки, которые будут блокироваться до исполнения обязательств по договору. В случае их нарушения задатки недобросовестной стороны будут передаваться добросовестной в качестве отступного.
Еще одно необходимое условие для успешного развития электронной коммерции - доставка товаров. Предусматривается внедрение электронной системы логистики. Это позволит платформам на добровольной основе пользоваться услугами централизованной службы, в которую вовлекаются любые грузоперевозчики и курьеры. Заказ на доставку товаров и тариф будут определяться на конкурентной основе.
Постановлением утверждена детализированная «дорожная карта», где определены мероприятия по формированию экосистемы, внедрению механизма расчетов по аккредитиву, разработке нормативно-правовых актов, установлены конкретные сроки исполнения и ответственные исполнители.
Реализация предусмотренных данным документом мероприятий позволит: электронным платформам быстро и без особых затрат получить доступ к клиентской базе, предложить свои услуги тысячам потенциальных клиентов; продавцам и покупателям заключать сделки с единого персонального кабинета и вести расчеты с одного лицевого счета; гарантировать исполнение договорных обязательств, снизить риск недобросовестности партнеров и уменьшить расходы на транспортировку; повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках и инвестиционную привлекательность регионов; расширить рынки сбыта продукции отечественных товаропроизводителей.
В итоге внедрение механизмов, указанных в постановлении, придаст ощутимый импульс развитию цифровой экономики нового Узбекистана.
Инъомжон Абдурахмонов.
Начальник Главного информационно-аналитического управления МИВТ.
Шерзод Содиков.
Начальник отдела МИВТ.