По итогам 2019 года 14,1 процента всех глобальных розничных продаж составляют продажи электронной коммерции. При этом в мире на сегодня насчитывается порядка 1,92 млрд цифровых покупателей. Самый большой рынок электронной торговли объемом в 740 млрд долларов приходится на Китай. Крупнейший в мире онлайн-ритейлер Alibaba имеет товары с валовой стоимостью в 768 млрд долларов.
Согласно последним статистическим данным канадской интернет-компании по разработке программного обеспечения для онлайн- и розничных магазинов Shopify, Китай является доминирующей силой на рынке электронной коммерции почти с 40 процентами мирового дохода от онлайн-торговли. На втором месте США с 561 млрд долларов, за которыми следует Соединенное Королевство с 93 млрд долларов. Статистика электронной коммерции Великобритании за 2019 год делает ее лидером в онлайн-торговле в Европе, далее следуют Германия с 77 млрд долларов и Франция с 55 млрд. Япония также имеет значительный рынок в 87 млрд долларов, а Южная Корея - 69 млрд. Россия и Бразилия набирают непропорционально малые цифры, учитывая их численность населения, - 19 и 16 млрд соответственно.
Топ 10 стран по объему электронной коммерции
(млрд. долл. США)
По данным немецкой компании Statista, специализирующейся на рыночных и потребительских данных, текущий процент розничных продаж в электронной коммерции составляет около 15. Это число растет с каждым годом, и Statista прогнозирует, что оно достигнет 17,5 процента в 2021-м и 22 процентов в 2023-м. Учитывая, что четверть населения мира в настоящее время совершает покупки в интернете, эти прогнозы кажутся обоснованными.
Мировой рынок электронной коммерции в 2019 году вырос на 17,9 процента и составил 3,46 трлн долларов. Китай и США являются мировыми лидерами рынка электронной коммерции: на их долю приходится около 40 процентов рынка.
Динамика мирового рынка электронной коммерции
Высокая степень интегрированности Узбекистана в мировую экономику делает электронную коммерцию для нас просто незаменимой. Поэтому руководство страны стремится уделять большое внимание развитию данной сферы. В этих целях постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» от 14 мая 2018 года разработана «дорожная карта» по развитию электронной коммерции на 2018-2021 годы.
Документом предусматриваются совершенствование нормативно-правовой базы, организационно-технические мероприятия по созданию благоприятных условий, увеличение экспортного потенциала, развитие международного сотрудничества и логистической инфраструктуры, формирование и развитие кадрового потенциала, продвижение и популяризация электронной коммерции среди населения и субъектов предпринимательства.
Также, учитывая динамичное развитие электронной торговли, в феврале 2018 года создана Ассоциация электронной коммерции Узбекистана. Ее основными целями считаются разработка проектов и программ, направленных на улучшение климата, повышение правовой и экономической грамотности представителей бизнеса и населения, помощь предпринимателям в разработке и внедрении новых продуктов. На сегодня в ассоциации зарегистрировано порядка 60 субъектов электронной коммерции.
В Узбекистане сейчас неплохие показатели по развитию электронной торговли, которая по итогам 2019 года выросла в 6,7 раза во многом за счет расширения распространения в стране интернета и электронных торговых платформ.
Объем торговли через интернет в 2019-м составил 275,3 млрд сумов (темп роста - в 6,7 раза), что составляет 0,11 процента от общего объема торговли республики (в 2018 году - 0,02 процента).
Электронная торговля В Республике Узбекистан
Вместе с тем наблюдается тенденция развития электронной торговли среди регионов республики. Так, согласно статистическим отчетам, если в 2018 году электронная торговля осуществлялась лишь в Андижанской, Хорезмской областях и Ташкенте, то по итогам 2019 года к ним прибавилось еще 9 регионов.
Доля электронной торговли по регионам за 2019 год
Доля электронной торговли по сравнению с другими регионами была наибольшей в столице (77,09 процента), Ташкентской (10,89), Ферганской (5,37), Самаркандской (3,11) и Наманганской (1,88) областях. Как видно по таблице, лидерство в электронной торговле приходится на столицу, а в регионах она развита значительно слабее.
Месячная динамика электронной торговли*
*В данной диаграмме показано изменение потребительского спроса в электронной торговле по крупным торговым предприятиям.
Если сравнить показатели инфографики по месяцам, то можно увидеть, что в 2019 году наблюдалась в целом стабильная динамика электронной торговли с незначительными ростом и снижением в течение года.
В текущем году пандемия COVID-19 положительно повлияла на электронную торговлю. Так, если первые два месяца были на уровне прошлогодних показателей, то с апреля зафиксирован ощутимый рост. Это обуславливается введением на территории республики ограничительных мер. Потребители вынуждены приспосабливаться к карантину и мерам социального дистанцирования.
Что говорят прогнозы?
По данным американской биржи NASDAQ, к 2040 году практически все покупки в мире будут совершаться в интернете. Хотя подобные прогнозы кажутся нереальными, надо понимать, что новые интернет-магазины открываются ежедневно, а статистика роста электронной коммерции показывает все более быстрые темпы с каждым годом.
В заключение
Сегодня в условиях пандемии коронавируса, когда режим самоизоляции не располагает к покупкам «вживую», существуют дополнительные стимулы увеличения оборота интернет-торговли. Главным фактором масштабного развития электронной коммерции выступает активное использование цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Одно из самых распространенных ИКТ-устройств - это мобильные телефоны, которые давно перестали быть чем-то особенным в повседневной жизни. В наши дни ими владеет практически каждый житель республики. С появлением смартфонов основное применение телефона изменилось. Люди используют их, чтобы оставаться на связи с друзьями в социальных сетях, узнавать последние новости, заказывать еду, проверять прогноз погоды и делать покупки в интернете. Мобильная коммерция в немалой степени ответственна за высокую статистику роста электронной торговли в последнее время, и в отрасли нет никаких признаков замедления.
Ботир Иргашев.
Начальник управления Государственного
комитета по статистике Республики Узбекистан.
Графики Государственного комитета
Республики Узбекистан по статистике.