В контексте цифровых преобразований особое внимание уделяется вопросам создания эффективного механизма электронного взаимодействия между государственными органами и населением. Это в свою очередь создает удобства для граждан, качественным образом преобразует работу государственных органов, позволяя не только многократно снизить временные и финансовые расходы за счет замены бумажного документооборота на электронный, но и повысит открытость и прозрачность их деятельности.
В числе значимых проектов в сфере электронного правительства - Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), одним из преимуществ которого является то, что граждане могут получать E-сервис по более выгодному тарифу за счет 10-процентной скидки на услуги.
2020-й стал важной вехой в цифровом развитии Узбекистана. За прошлый год Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций осуществлена масштабная работа по совершенствованию телекоммуникационной и цифровой инфраструктуры, в том числе в рамках электронного правительства.
Так, по итогам минувшего года подано 9,8 миллиона заявок. Общее количество пользователей ЕПИГУ превысило 380 тысяч, причем только за отчетный период к системе подключились 185 тысяч человек.
Внедрены новые актуальные услуги для граждан. И сегодня они через Единый портал могут воспользоваться следующими госуслугами в режиме онлайн:
- записаться на прием к врачу;
- получить информацию о состоянии лицевого счета по бытовым отходам;
- получить архивную справку о подтверждении заработной платы и стажа работы;
- осуществить онлайн-регистрацию абитуриента;
- получить справку с места учебы и архивную справку о наличии высшего и среднего специального образования;
- проверить задолженность по исполнительному документу;
- оформить электронную очередь в отдел миграции и оформления гражданства (паспортный стол);
- подать заявление на получение единовременного пособия при рождении;
- получить справку о наличии/отсутствии собственного жилья;
- подать заявление на регистрацию по месту постоянного проживания;
- получить справку, подтверждающую срок проживания по месту постоянного (временного) жительства, и справку о количестве зарегистрированных лиц по постоянному месту жительства.
А в начале этого года внедрена еще одна актуальная услуга для населения. Как известно, начиная с 2021-го по республике запущен процесс по обмену паспортов на ID-карты. Теперь граждане могут подать заявку на замену паспорта и получение ID-карты через Единый портал. К настоящему времени количество таких заявок уже превысило три тысячи.
При этом главная задача развития системы ЕПИГУ не только увеличить количество, но и повысить качество оказываемых услуг. В этом плане ведется последовательная работа по дальнейшему совершенствованию портала, созданию дополнительных удобств для пользователей.
Запущено мобильное приложение ЕПИГУ на Android- и iOS-платформах. Функционал программы позволяет осуществлять поиск по ключевым словам, проводить мониторинг рассмотрения отправленной заявки, получать геолокации центров госуслуг.
Что немаловажно, в мобильной версии портала представлены только автоматизированные электронные услуги, предоставляемые без вмешательства сотрудника государственного органа. Это значительно экономит время граждан. Также функционирует Telegram-бот портала (@myGovUzSupportBot) и услуга SMS-информирования.
В конце прошлого года была представлена обновленная версия портала, главные отличия которой - в новом интерфейсе, усовершенствованной навигации и более подробной статистической информации. Помимо этого, в системе ЕПИГУ расширены возможности электронных платежей, в том числе интегрирована платежная система PaySys, дающая возможность привязать банковскую карту в личном кабинете и осуществлять транзакции онлайн в нескольких платежных системах.
C целью создания дополнительных удобств для населения запущен call-центр для обработки запросов, возникших при получении государственных услуг через ЕПИГУ.
В числе важных проектов, реализованных в 2020 году в рамках электронного правительства, можно отметить Единую систему идентификации One ID (https://id.gov.uz), с помощью которой пользователи могут получить доступ к разным информационным системам электронного правительства с обеспечением безопасности и конфиденциальности их данных.
К настоящему времени количество пользователей данной системы превысило 600 тысяч человек. К ней подключены более двадцати министерств и ведомств, в том числе Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, Национальная база вакансий Министерства занятости и трудовых отношений, Портал коммунального хозяйства и жилищного фонда E-kommunal, центры единого окна, Портал коллективных обращений Mening fikrim и другие.
2020-й, без сомнения, можно назвать плодотворным для сферы ИКТ. За этот период проведены масштабные работы, принят ряд важных документов, ставших нормативно-правовой основой для дальнейших реформ в области цифровизации.
В этом контексте в рамках развития электронного правительства в 2021 году определены следующие задачи:
- Увеличение количества электронных государственных услуг в системе ЕПИГУ. В 2021 году предусматривается внедрить еще 60 востребованных среди населения госуслуг и таким образом довести их общее число до 278.
- Внедрение электронной системы E-qaror во всех местных исполнительных органах власти по республике.
- Модернизация инфраструктуры и программной платформы Портала открытых данных.
- Создание информационной системы «Цифровое сельское хозяйство».
- Внедрение системы «Телемедицина» в систему здравоохранения для оказания дистанционных медицинских и образовательных услуг в этой сфере.
- Внедрение электронных государственных услуг в работу почтовых служб. В соответствии с этим в почтовых отделениях Кызылтепинского и Хатырчинского районов Навоийской области налажена работа по оказанию электронных госуслуг для физических и юридических лиц.
* * *
Все осуществляемые меры в рамках системы электронного правительства направлены на решение важной задачи - создать прозрачный и эффективный механизм работы государственных органов и обеспечить граждан удобными и своевременными электронными государственными услугами.
Подготовила
Юлия Сарымсакова.
«Правда Востока».
При содействии пресс-службы Министерства по развитию
информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.