В век интернета и стремительного развития информационных технологий эта проб­лема может легко решаться. Прежде всего для выполнения служебных обязанностей нужно наделить нотариусов полномочиями по активному истребованию, получению и комп­лексной проверке всех необходимых обстоятельств. Главное, надо вести эффективную работу по цифровизации во всех структурах.

До недавнего времени в нашей нотариальной сфере тоже имел место ряд проблем. Это низкий уровень качества и оперативности нотариальных услуг, наличие бюрократических преград, недостатки в отборе кадров, совершении профессиональных действий и при их оплате, а также отсутствие эффективного механизма контроля деятельности нотариусов.

Все это может служить развитию коррупции в сфере. Поэтому Министерством юстиции и Нотариальной палатой Республики Узбекистан осуществляются меры по устранению существующих на практике проблем: борьба с коррупцией и преобразование устаревшей нотариальной системы в современную электронную систему, позволяющую населению пользоваться услугами нотариуса в удобной форме.

В чем проявляются эти изменения и какую пользу приносят?

Во-первых, в целях улучшения качества и быстроты предоставляемых нотариальных услуг и формирования электронного нотариального архива создана автоматизированная информационная система «Нотариус», для пользования которой специалистам выдается определенный код.

С помощью этой системы в элект­ронном виде ведутся реестры, журналы, отчеты; осуществляются все процессы, связанные с нотариальными действиями; проверяются отпечатки пальцев и сведения, касающиеся граждан; контролируются все функциональные обязательства нотариуса; в системе сохраняется история сведений по каждому нотариальному действию; платежи могут осуществляться через популярные мобильные приложения Upay, Click, Payme, Mbank.

Благодаря этой системе появилась возможность:

  • осуществлять с помощью информационных технологий онлайн-мониторинг нотариальных действий;
  • удаленно контролировать качество и оперативность оказания нотариальных услуг на всей территории страны, а также надлежащего выполнения работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей;
  • выявлять и предупреждать нотариальные действия, не соответствующие нормативным актам, и принимать меры по их предотвращению;
  • приостанавливать деятельность нотариу­са при обнаружении незаконных действий с его стороны;
  • использовать современные методы идентификации граждан;
  • автоматически вычислять сумму оплаты нотариальных действий и производить элект­ронные платежи;
  • автоматически отправлять на телефон плательщика sms-уведомление о подтверждении оплаты;
  • обеспечивать электронный обмен информацией между нотариусами и соответствующими ведомствами.

Так, квитанции для оплаты нотариальных услуг формируются элект­ронной системой автоматически и после произведения оплаты на номер мобильного телефона лица, обратившегося для выполнения нотариального действия, автоматически отправляется sms-уведомление с указанием уплаченной суммы, кода подтверждения платежа и номера телефона доверия Министерства юстиции.

Сумма государственной пошлины, платной услуги и других платежей вычисляется электронной системой автоматически. sms-уведомление дает возможность убедиться в достоверности уплаченной суммы.

При переплате клиент может позвонить на телефон доверия Министерства юстиции «1008», подать жалобу или же попросить нотариуса дать разъяснение по данному вопросу. Как показывает практика, внедрение элект­ронной системы «sms-уведомления» существенно повлияло на искоренение коррупции в нотариальной системе и исключило возможность взимания нотариусами лишней платы.

Во-вторых, внедрена активная модель нотариата.

Это единая электронная сеть, интег­рирующая систему «Нотариус» с системами других ведомств и организаций. Позволяет организовать работу по принципу «Одно окно», а самим нотариусам получать необходимые сведения и подтверждающие документы у разных государственных органов и организаций.

В настоящее время электронное сотрудничество установлено между такими организациями и ведомствами, как Верховный суд, Министерство внутренних дел, Государственный налоговый комитет, Агентство по кадастру при ГНК, Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции в части определения записей актов гражданского состояния, организации коммунального обслуживания (АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Узсувтаъминот»), электронные платежные системы (биллинг).

В настоящее время ведется работа по интегрированию электронной системы Министерства иностранных дел и Цент­рального банка.

В-третьих, создан специальный портал E-notarius.uz, который обладает широким спектром функций и возможностей и позволяет гражданам самостоятельно пользоваться несколькими видами услуг.

В частности:

  •  найти по онлайн-карте ближайшую нотариальную контору;
  •  получить информацию о нотариусе (Ф.И.О. нотариуса, режим работы, адрес, контактные данные и другие);
  •  зарегистрироваться на прием к нотариусу;
  •  получить необходимую информацию об услугах;
  •  оставить электронную заявку;
  •  ознакомиться с перечнем нормативно-правовых актов по всем нотариальным действиям;
  •  ознакомиться со списком необходимых документов для совершения нотариальных действий;
  •  получить разъяснения по нотариальным действиям;
  •  ознакомиться со списком лиц, которые могут быть участниками нотариальных действий;
  •  получить информацию о размерах платежей за нотариальные действия;
  • выразить мнение о нотариусе и оценить качество оказанных услуг.

На портале имеется также калькулятор, который позволяет гражданам самостоятельно вычислить размер оплаты для любого нотариального действия и получить информацию об общей сумме платежа. Создание данного портала позволило сократить очередь к нотариусу.

Цифровизация внедрена и в кадровую систему - одну из наиболее проб­лемных точек любой сферы. Потенциал сотрудников нотариальной системы и их интерес к своей работе являются важнейшими факторами развития отрасли. В связи с этим усовершенствованы порядок отбора кандидатов на должность нотариуса на основе квалификационного экзамена и порядок обращения в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.

Теперь обращения кандитатов принимаются только в электронном виде. Также введены порядок трансляции квалификационного экзамена на официальном сайте Министерства юстиции в режиме онлайн и произведение аудио- и видеозаписи.

В практику постепенно вводятся дистанционное свидетельствование нотариусами некоторых нотариальных действий. В порядке эксперимента внед­рено оформление отдельных действий без посещения нотариальной конторы и путем видеоконференцсвязи. Это оформление сделок, не связанных с отчуждением имущества; оформление исполнительных надписей; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; оформление заявлений (о согласии на прописку, заявление-­согласие на выезд за границу несовершеннолетних детей и по обязательствам).

Планируется ввести удаленное заверение следующих нотариальных действий:

  • передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг;
  • депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • действия по обеспечению доказательств;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, элект­ронному документу, представленному нотариусу.

Рассматривается вопрос установления электронного сотрудничества с единой информационной системой персональных данных.

В случае интеграции этой системы нотариусы получат возможность установить личность физического лица без его паспорта посредством электронной системы, обеспечивающей обработку, сбор, хранение и проверку биометрических персональных данных, а также передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина.

Развитие цифрового нотариата, активное использование и постоянное совершенствование информационных технологий требуют обеспечения высокого уровня безопасности совершения нотариальных действий. В связи с этим мы стараемся сохранить традиционный нотариат, который десятилетиями служил гарантом защиты прав и законных интересов граждан.

Сегодня перед нотариатом стоят новые перспективные задачи, реализация которых позволит при защите прав и законных интересах граждан искоренить такие негативные явления, как бюрократия, бумажная волокита и коррупция.

Жамшид Рахмонов.
Заместитель председателя Нотариальной палаты Узбекистана.