Одной из важнейших задач, обозначенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, являются рост и либерализация экономики. Исходя из этого самое пристальное внимание уделяется модернизации и диверсификации топливно- энергетической отрасли.
Важным шагом в этом направлении стало создание Министерства энергетики Республики Узбекистан, образованного в соответствии с Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан» от 1 февраля 2019-го.
Минэнерго и входящими в его структуру организациями осуществляются следующие задачи: государственное регулирование процессов производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии, регулирование энергетического сектора, совершенствование тарифной политики для формирования конкурентной бизнес-среды, увеличение и диверсификация производства энергоресурсов, внедрение современного корпоративного управления, а также оптимизация производственных процессов. Для достижения поставленных целей произведена коренная реструктуризация АО «Узбекэнерго», на базе которого с целью перехода на современные методы организации производства созданы три акционерных общества: «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети».
Планы роста
Основой для дальнейших реформ в энергетике стала утвержденная правительством в апреле нынешнего года Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы, разработанная с участием специалистов Азиатского банка развития и Всемирного банка. Согласно принятому документу выработку электричества намечено увеличить к 2030 году почти вдвое - с нынешних 63,6 млрд до 120,8 млрд кВт/ч, поскольку прогнозное потребление электроэнергии к этому времени также должно увеличиться вдвое.
Стратегическая цель документа - обеспечение населения и экономики Узбекистана электроэнергией по конкурентоспособным ценам, а также развитие сбалансированного энергетического сектора с учетом лучших практик и современных тенденций в мировой электроэнергетике. Концепция также определяет среднесрочные и долгосрочные цели на указанный период с возможностью их корректировки по мере необходимости.
Документом предусмотрены как модернизация и реконструкция действующих электростанций, так и строительство новых с использованием энергоэффективных технологий, а также совершенствование систем учета электроэнергии, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и правовые реформы по совершенствованию тарифной политики и обеспечению перехода на оптовый рынок.
Последний пункт чрезвычайно важен для дальнейшего становления рыночных отношений в отрасли. Так, на совещании, прошедшем под председательством Президента 13 января 2020-го и посвященном задачам по дальнейшему развитию энергетики, подчеркивалось, что на следующем этапе проводимых в отрасли реформ важно сформировать конкурентный оптовый рынок электроэнергии, привлекать инвесторов в процесс генерации на основе государственно- частного партнерства и поэтапного снижения государственного присутствия в сфере.
Запланировано к 2030 году увеличить установленную генерирующую мощность (с учетом вывода из эксплуатации физически устаревшего оборудования на 5,9 ГВт) до 29,2 ГВт, или на 16,4 ГВт (включая 4,4 ГВт регулирующих мощностей для покрытия пиковых нагрузок). Из этого объема на долю теплоэлектростанций, использующих природный газ, придется 13,4 ГВт (45 процентов), угля - 1,7 ГВт (5,9), гидроэлектростанций - 3,8 ГВт (13,1), ветровых электростанций - 3 ГВт (10,4), фотоэлектростанций - 5 ГВт (17,3), в том числе 1 ГВт с устройствами хранения энергии, и атомной электростанции - 2,4 ГВт (8,3 процента). Для создания эффективной и взвешенной системы, где работают и традиционные ТЭС, и альтернативные электростанции, и необходим этот длительный период, на который рассчитана Концепция.
При этом расход природного газа на выработку энергии должен снизиться с 16,5 до 12,1 млрд кубометров, мазута - с более 200 до 50 тысяч тонн, при этом ежегодный объем сжигания угля возрастет с 4,1 до 8,5 млн тонн.
Уже к 2025 году ожидается сокращение потери электроэнергии при ее передаче до 2,4 процента (в 1,03 раза относительно 2019 года), при распределении - до 7,9 процента (в 1,51 раза). К 2030 году показатель потерь составит 2,35 процента (в 1,05 раза) и 6,5 процента (в 1,85 раза) соответственно.
В настоящее время полным ходом идет процесс реализации Стратегии топливно-энергетического обеспечения Узбекистана на 2020-2030 годы и комплексной программы цифровизации электроэнергетики на 2019-2021 годы, которая направлена на автоматизацию процессов планирования ресурсов предприятия (ERP), диспетчерского контроля и сбора данных (SCADA).
Оптимальное дополнение
Хотя в мире не прекращаются споры об экономической эффективности ВИЭ в долгосрочной перспективе, однако большинство развитых стран продолжают последовательную работу по развитию этого направления, которому специалисты предрекают будущее. Совершенно ясно, что использование ВИЭ даже при нынешней технологической базе экономически оправдано, например, в районах, географически отдаленных от традиционных источников генерации. При развитии отечественных ВИЭ особое внимание уделяется доступному энергоснабжению регионов с нынешним дефицитом электроэнергии. В этих проектах предусмотрено широкое применение государственно-частного партнерства (ГЧП). Уже идет работа над реализацией ряда инвестиционных проектов на условиях ГЧП, в том числе в направлении строительства фотоэлектрических (солнечных) станций. Меры государственной поддержки привлекают все больше частных компаний инвестировать в проекты в этом сегменте.
Министерством энергетики разработана Концепция развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы. Совместно с международным консультантом - Mott MacDonald (Великобритания) создан генеральный план долгосрочного развития электроэнергетического сектора Узбекистана, в том числе в части ВИЭ.
Также Министерство энергетики совместно с международной консалтинговой компанией Corporate Solutions заявили о разработке стратегии низкоуглеродной энергетики республики с учетом строительства первой в стране АЭС. В создании документа также принимают участие эксперты Европейского банка реконструкции и развития.
Причем компания Corporate Solutions подготовит три возможных сценария развития энергетической системы на долгосрочную перспективу. Стратегия разрабатывается на основе модернизации существующих электростанций, а также создания возобновляемых источников энергии и строительства новой АЭС.
По словам министра энергетики Узбекистана Алишера Султанова, переход на низкоуглеродную энергетику даст возможность обеспечить страну электроэнергией при устойчиво высоких темпах роста и одновременном повышении качества жизни населения.
Ускоренными темпами в стране реализуется проект «Внедрение автоматизированной системы учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ)».
По сообщению пресс-службы Министерства энергетики, разрабатываются Закон «Об электроэнергетике» в новой редакции, а также модель конкурентного рынка электроэнергии и Электросетевой кодекс.
Необходимой частью совершенствования электроэнергетического сектора страны является организация системной работы по подготовке, повышению квалификации и переподготовке инженерно-технических и управленческих кадров в сфере. Так, постановлением Президента «Об утверждении Стратегии развития кадрового потенциала для ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан» от 16 октября 2019 года утверждены данная Стратегия и план действий по ее реализации, предусматривающий повышение квалификации и стажировки кадров за рубежом, а также обучение молодых специалистов в магистратуре, аспирантуре и докторантуре зарубежных высших образовательных и научно- исследовательских учреждений.
Последовательная и целенаправленная реализация поставленных задач позволит обеспечить энергобезопасность страны с учетом текущих прогнозов. При этом внедрение современных технологических процессов в отрасли позволит существенно снизить экологические риски, а участие в проектах ВИЭ самостоятельно или в рамках стратегических партнерств - усилить имидж страны на мировой арене и создать технологическую базу для соответствия требованиям изменяющегося баланса энергопотребления.
Искандер Субханкулов.









