Развитие цифровой экономики в Узбеки­стане в последние годы значительно ускорилось. Особенно электронная коммерция, которая считается ее основной частью и находится в фазе активного развития.

Онлайн-торговля - самый удобный и простой способ поиска клиентов для представителей любой отрасли. Все более популярными в нашей жизни становятся понятия «интернет-магазин», «онлайн-продажа». Торги, которые в одно время были признаком сверхсовременности, сегодня являются одним из источников выгодных покупок.

Развитие электронной коммерции в экономике страны весьма значительно. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определено пересмотреть требования к современным технологиям и цифровой деятельности в рамках повышения конкурентоспособности и мобилизации новых драйверов экономики, в которой электронная коммерция занимает одно из основных мест.

Сегодня электронная коммерция в мире находится в фазе интенсивного роста. Эта тенденция не обходит стороной и нашу страну. Поэтому мы наблюдаем бурное развитие данного направления в республике в последние годы. Так, объем валовой добавленной стоимости, созданной в сферах информационной экономики и электронной коммерции, увеличился почти в три раза в период с 2015 по 2020 год, а его доля в ВВП составила два процента.

В прошлом году 20 августа глава государства в ходе открытого диалога с предпринимателями подчеркнул необходимость разработки мер по дальнейшей поддержке платформ электронной коммерции. В связи с чем принято постановление Президента «О совершенствовании администрирования электронной коммерции и создании благоприятных условий для ее дальнейшего развития» от 17 ноября 2021 года.

В документе одно из наиболее значимых нововведений - предоставление права самозанятым лицам осуществлять электронную коммерцию с целью либерализации порядка осуществления электронной коммерции и привлечения к предпринимательской деятельности широких слоев населения и, как результат - обеспечить их занятость. Также в нормативно-правовом документе определено, что к налогоплательщикам, осуществляющим электронную торговлю товарами (услугами), применяются сниженные ставки по налогу на прибыль и налогу с оборота независимо от включения или невключения их в Национальный реестр участников электронной коммерции.

Был бы только интернет

В современных условиях во все более развивающихся интернет-сетях электронная коммерция стала удобной торговой площадкой как для предпринимателей, так и покупателей. По последним данным аналитиков, количество пользователей интернета в Узбекистане, население которого более 35 млн человек, превысило 27,2 млн. А количество пользователей мобильного интернета составляет 25,3 млн.

Сегодня мобильным интернетом охвачено 95 процентов населенных пунктов, а для 54 процентов домохозяйств создана возможность доступа к высокоскоростному интернету. Это само по себе открывает путь к расширению масштабов онлайн-торгов.

Понятие «электронная коммерция» не такое уж старое. Имеет широкое значение и множество определений.

В Законе «Об электронной коммерции» значится: электронной коммерцией является предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем.

Проще говоря, любую торговлю или транзакцию, которая происходит через интернет, можно назвать электронной коммерцией. Как отрасль экономики, данное направление позволяет осуществлять многие бизнес-операции, такие как осуществление платежей, поиск клиентов и поставщиков, распространение рекламы, покупка и продажа товаров через интернет-приложения.

Электронная коммерция - это возможность быстро и эффективно торговать онлайн в любом месте и таким образом экономить время, транспортные и трудовые затраты. С другой стороны, организация торговли в электронной коммерции усиливает конкуренцию предприятий, выводит из монополии и задает тон для повышения качества продукции.

Электронную коммерцию можно рассматривать как одно из наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности в условиях нынешнего развития Нового Узбекистана. По мнению отраслевых экспертов, в стране имеются необходимые условия и ресурсы для развития электронной коммерции. Среди этих факторов - повышение уровня компьютерной грамотности населения, распространение качественного интернета по всей стране с низкими ценами на трафик.

Один из основных факторов развития электронной коммерции - использование глобального интернета. В респуб­лике наблюдается стремительное увеличение числа пользователей Всемирной сети и развитие информационно-­коммуникационных технологий. Это приводит к значительному расширению круга коммерческих коммуникаций через интернет.

Электронная коммерция также рассматривается как прибыльная деятельность какой-либо компании, основанная на цифровых технологиях и преимуществах, которые они предоставляют. Покупатели, привлеченные в новую коммерческую среду, будут иметь определенные возможности и привилегии. Задачи, стоящие перед организациями, решаются гораздо быстрее и с наименьшими затратами за счет использования информационных и коммуникационных технологий.

Согласно вышеуказанному постановлению главы государства, установлены налоговые льготы для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере электронной коммерции. На этой основе в стране увеличивается количество предприятий и организаций, предоставляющих услуги.

Например, в 2019 году в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Бухарской и Сурхандарьинской областях не было предприятий, занимающихся элект­ронной коммерцией. С 2020-го они стали появляться. А в Ташкенте их количество увеличилось в 2,3 раза по сравнению с 2019 годом (в 2021-м - 301 единица), что является заметным показателем роста.

Для оценки возможностей развития электронной коммерции большое значение имеет не только подключение к интернету и техническое оснащение организаций современными компьютерами, но и наличие веб-сайта и адреса электронной почты. Персональный веб-сайт организации существенно расширяет возможности взаимосвязи участников электронных экономических отношений. Здесь с размещением информации об организации можно принимать срочные заказы.

Как показывает анализ, сегодня большая часть онлайн-покупок в республике осуществляется в местных магазинах. Основной страной для онлайн-покупателей в Узбекистане является Китай. Значит, показатель вовлеченности населения и организаций в среду электронной коммерции, доступ к зарубежным рынкам и взаимодействие с иностранными партнерами пока еще недостаточны.

Среди актуальных вопросов современности и увеличение доли информационно-коммуникационных технологий и доходов электронной коммерции в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Отрадно, что количество интернет-­магазинов растет и покупатели подстраиваются под это. Однако требуется более обширное изучение, сравнительный анализ системы. В связи с этим выдвигается ряд предложений.

Например, необходимо совершенствовать коммуникационную и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую информационную безопасность при электронных формах взаимодействия предпринимательских субъектов. Дальнейшему развитию электронной коммерции послужат также пересмотр и согласование действующей нормативно-правовой базы в сфере электронной коммерции; разработка онлайн-приложений, поддерживающих электронную коммерцию для бизнеса; проведение постоянной агитационной деятельности, направленной на повышение грамотности в области электронной коммерции среди соотечественников; развитие рынка электронных денег и популяризация электронных кошельков.

Ясно одно: доля электронной коммерции в экономике страны будет постоянно увеличиваться. Это оказывает положительное влияние не только на деятельность отраслей экономики и предпринимателей, но и уровень жизни граждан.

Зухриддин Шодмонов.
Заместитель директора ГУ «Центр исследований цифровой экономики»
при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций.