Сектор высшего образования в Узбекистане имеет высокую значимость для экономики:

  • добавленная стоимость услуг образования в сфере услуг достигает 15%;
  • доля высшего образования в общем объеме образовательных услуг равняется 54%;

в 2021 году в республике функционирует 131 вуз, из которых 22 являются филиалами зарубежных вузов.

Создание региональных и международных образовательных хабов служит повышению конкурентоспособности и усилению регионального сотрудничества, делая ставку на развитие высшего образования как фактора экономического и социального развития.

Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование по обоснованию ключевых факторов и условий конкурентоспособности вузов во взаимосвязи с аспектами формирования образовательного хаба.

В результате анализа было выявлено, что Узбекистан не полностью использует потенциал в привлечении в свои вузы студентов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья.

Узбекистан для создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии имеет ряд конкурентоспособных факторов: безопасность, благоприятный климат, ценовая конкурентоспособность по ряду направлений, включая медицину, отсутствие необходимости оформления визы и высокий уровень человеческого капитала.

Эксперты ИПМИ, проанализировав условия для создания образовательного хаба в Республике Узбекистан выявили факторы конкурентоспособности, которые можно усилить, и cдерживающие факторы, которые необходимо устранять.

В Узбекистане факторами конкурентоспособности создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии являются безопасность, благоприятный климат, ценовая конкурентоспособность по ряду направлений включая медицину, отсутствие необходимости оформления визы.

К факторам, снижающим привлекательность создания хаба по реализации международных образовательных программ (которые уже сегодня необходимо решать не только для привлечения иностранных студентов, но и для достижения подготовки высококвалифицированных отечественных кадров) относятся:   низкая доля специальностей с обучением на английском языке, неразвитость инфраструктуры дистанционного образования и организации досуга, относительно невысокое качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава вузов, относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью в Центральной Азии, слабый уровень интеграции вузов и бизнеса.

Проведенное исследование показало, что Узбекистан также имеет потенциал и может рассчитывать на привлечение в свои вузы студентов прежде всего из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья. Однако в республике в течение последнего десятилетия ежегодно численность обучающихся в университетах Узбекистана иностранных студентов не превышала 800 человек.

Привлечение иностранных студентов может принести стране дополнительный доход, при условии фундаментальной роли в реструктуризации экономики посредством создания благоприятной среды: привлечения «лучших университетов» со всемирно признанными профессорами.

Таким образом, создание образовательного хаба будет способствовать повышению концентрации высококвалифицированных специалистов в едином региональном центре, значительному росту объема образовательных услуг, оказанных учреждениями образования. 

В свою очередь, повышение конкурентоспособности подготавливаемых кадров, востребованных на мировом рынке труда, увеличение охвата высшим образованием, рост интеграции науки и производства среди стран Центральной Азии расширят возможности вклада высшего образования в экономическое развитие.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения более глубокого анализа на основе оценки взаимосвязей новых стандартов в образовательном процессе и оценки их влияния на качество и экспорт услуг высшего образования в Республике Узбекистан.

Найля Ибрагимова,

руководитель проекта ИПМИ.

Дильфуза Вахабова,

старший научный сотрудник ИПМИ.