Фактор развития человеческого капитала

    Последние несколько лет можно ознаменовать как период расцвета отечественной системы образования. Коренные преобразования в сфере, начатые по инициативе Президента, дают свои результаты: существенно возрос потенциал образовательных учреждений страны, укреплена их материально-техническая база, внедрены современные информационные технологии. Словом, просвещение в Узбекистане вышло на новый уровень развития.

    В проводимой в этом направлении работе большое значение отводится выстраиванию тесного и плодотворного партнерства с зарубежными странами. Так, с целью обсуждения актуальных вопросов сферы в столице проведен международный вебинар, посвященный изучению особенностей национальной и региональной оценки качества образования, а также опыту Российской Федерации в данной работе. Организаторы - Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Минис­терство народного образования совместно с Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. На повестке дня - изучение международного опыта при создании национальной системы оценивания качества образования.

    Современная система обучения и подготовки кадров отличается активным внедрением и применением передовых методик и инноваций. В учебном процессе начиная с детского сада ребенок сталкивается с постоянной необходимостью заниматься самосовершенствованием и самообразованием. Новое поколение учащихся призвано стать опорой завтрашнего дня, исходя из чего в приоритет взято развитие в учебных заведениях ИКТ, привлечение в сферу молодых и перспективных педагогов, постоянное совершенствование учебной литературы и улучшение материально-технической базы. В этом направлении особое значение имеет активизация международного сотрудничества, а также изучение передового опыта зарубежных стран. Поскольку Узбеки­стан начал принимать участие в международных исследованиях по оценке качества образования, важность изучения иностранных методик становится весьма высокой.

    Так, в 2019 году по инициативе Государственной инспекции по надзору за качеством образования совместно с российскими партнерами в рамках программы READ Всемирного банка были организованы семинары по подготовке к международным исследованиям в Ташкенте, Самарканде и Москве. В них приняли участие в общей сложности более 2800 слушателей, в том числе 20 административно-управленческих кадров, 260 учителей-предметников повысили квалификацию в качестве тренеров. А в августе этого года с участием специалистов из России был организован вебинар «Участие в международных исследованиях - фактор развития человеческого капитала».

    Что представляет собой современная оценка качества образования? В первую очередь ее цель - выявление существующих в системе проблем и недочетов, своевременное устранение которых должно способствовать дальнейшему развитию всей сферы просвещения. Правильная оценка качества образования направлена на повышение уровня учебного процесса, создание дополнительных благоприятных возможностей для наставников и учащихся.

    29 апреля 2019 года глава государства подписал Указ «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». В числе приоритетных направлений - вхождение к 2030 году в число 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment). Новая система подразумевает передовой подход. К примеру, раньше оценивалось, насколько учащиеся хорошо запоминают полученную информацию во время урока. А сегодня, особенно в международных исследованиях, таких как PISA и PIRLS, требуется оценивание не только обладания школьниками хорошей памятью, но и их способность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, понимать прочитанное, мыслить логически и творчески. А для хорошей учебы ребенок должен расти в благоприятной среде. На уровень успеваемости всегда влияет множество факторов, включая наличие доступных книг, электронных ресурсов, уровень культуры чтения.

    Сегодня в России сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет учащимся контролировать свои знания на разных уровнях в школе в разрезе предметов, выявлять и решать проблемы системы образования в условиях отдельных учебных заведений и регионов. Подобная система позволяет выстроить полную картину качества образования в стране, анализировать и учитывать влияние разных факторов на функционирование общеобразовательных учреждений.

    - Тесно сотрудничаем с Российской Федерацией с 2017 года, в том числе в рамках проекта READ, - отметил начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбек Ташкенбаев. - Важные шаги реализованы за короткое время: подписано соглашение между Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, организован цикл семинаров-тренингов с большим количеством участников. В рамках Межправительственной комиссии между Узбекистаном и Россией продолжается взаимодействие по вопросам подготовки к проведению международных исследований. С 2021 года Узбекистан впервые приступит к участию в международных исследованиях PISA, PIRLS, TALIS. А поскольку Россия имеет многолетний опыт такой работы, это сотрудничество представляется весьма важным. Убежден, что наше участие в исследованиях будет способствовать повышению качества образовательных услуг путем сравнения результатов респуб­лики с показателями других стран. Кроме того, мы осуществляем систематический мониторинг внедрения международных оценочных программ в образовательный процесс, распространение передового опыта, участие в разработке соответствующих методических рекомендациях. В целом международные программы играют важную роль в развитии и совершенствовании сферы просвещения, а поддержка инновационной деятельности педагогов и учащихся служит одним из важных факторов роста человеческого капитала. В связи с этим для нас весьма важен опыт России, и мы намерены дальше развивать наше без того тесное и эффективное партнерство. Приоритетными направлениями совместной деятельности обозначены повышение квалификации преподавателей в области оценивания, совершенствование методик преподавания предметов. Президент поставил перед нами конкретные задачи по реформированию сферы, следовательно, необходимо уверенно наращивать имеющийся потенциал и выстраивать взаимовыгодное партнерство с иностранными специалистами.

    В ходе вебинара заслушаны доклады об опыте Российской Федерации в создании национальной системы оценки качества образования, инструментов независимой оценки образовательных результатов. Представлена также информация о национальных экзаменах в системе образования РФ. В целом в мероприятии задействованы около тысячи специалистов сферы, в том числе руководители и специалисты учреждений переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, образовательных учреждений. Мероприятие призвано обогатить представление участников о современных требованиях в системе образования Узбекистана.

    В реализации принятой в стране Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах сфера образования и подготовки кадров занимает особое место. На примере развитых зарубежных государств мы можем видеть, насколько оправданы могут быть инвестиции в просвещение. И так как профессионалы востребованы всегда и везде, необходимо усилить внимание к развитию человеческого капитала. Самая главная задача, стоящая перед сферой сейчас, - поднятие качества образования и работы педагогов на новый, более высокий уровень.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».