В последние годы в нашей стране принято много мер для защиты прав женщин. В частности, приняты Законы Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и равных возможностях для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснений и насилия», в которых закреплено право женщин на судебную защиту в случае дискриминации или насилия.
При этом, в обоих законах закреплена норма, согласно которой в случае обращения в суд в таких случаях не взимается государственная пошлина.
Именно поэтому судебно-правовая реформа - одно из важнейших направлений Стратегии развития Нового Узбекистана, ведь Цель 15 предусматривает установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию. Отдельное внимание уделено в Стратегии развития женщинам. Цель 69, называемая «Поддержка женщин и дальнейшее повышение их активности в жизни общества» предусматривает оказание социально-правовой, психологической помощи женщинам, оказавшимся в тяжелом социальном положении, их адресная поддержка.
Вместе с тем, возникают новые факторы, влияющие на доступность правосудия для женщин, среди которых важнейшие - пандемия и цифровизация. Учет гендерных аспектов и внедрение цифровых технологий – важнейшие направления судебно-правовой реформы в стране.
Во-первых, на доступность правосудия для женщин повлияла пандемия COVID-19. Вследствие пандемии многие права женщин оказались под угрозой. Во многих странах в первые же недели пандемии резко увеличилось количество жалоб о случаях домашнего насилия.
На 75-сессии Генеральной Ассамблеи ООН был представлен Доклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях Дубравки Шимонович «Взаимосвязь между пандемией коронавирусного заболевания (COVID-19) и пандемией гендерного насилия в отношении женщин с особым упором на тему бытового насилия и инициативу «Мир в доме». Во время пандемии коронавируса в 2019-2021 годах множество стран сообщили об обострении проблемы насилия в семье.
Для обеспечения доступности правосудия в условиях карантинных ограничений вследствие пандемии многие судебные процессы перешли в режим онлайн. Этот переход также обуславливает необходимость правового регулирования онлайновых судебных заседаний. Например, в РФ с 1 января 2022 года в силу вступил закон «Об онлайн идентификации участников судебных заседаний». Согласно принятому закону (N1144921-7) идентификация участников заседаний будет проводиться с помощью портала "Госуслуги" и Единой биометрической системы (ЕБС). Также вводится возможность направлять через государственные услуги иски и жалобы в суды.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются судьи при рассмотрении дел, связанных с насилием в отношении женщин, - это выдача охранных ордеров. С одной стороны, охранный ордер предназначен для защиты женщины от агрессора, с другой стороны – охранный ордер вызывает вопрос о возможности нарушения жилищных прав лица, выселяемого из своего жилья как агрессора на основе охранного ордера. Помимо этого, лицо, склонное к агрессии, в случае ограничения ему доступа в жилье может выплеснуть свою агрессию в обществе. Ведь люди, склонные к агрессивному поведению, оказавшиеся без дома, создали бы для общества дополнительную угрозу насильственного посягательства. Защищая одну женщину, можно подвергнуть риску все общество. Важно не допустить, чтобы практика выдачи охранных ордеров не стала причиной нарушений других прав.
Во-вторых, на правосудие влияет цифровая трансформация. Но важно учесть, как положительные, так и отрицательные аспекты внедрения цифровых технологий. Для тех, кто обладает навыками обращения с цифровыми технологиями, это создает новые возможности, но для тех, кто не умеет обращаться с цифровыми технологиями, наоборот, создает новые барьеры для обращения в суд. Гендерный разрыв в сфере цифровой грамотности усугубляет проблему доступа к правосудию для женщин. Ликвидация цифрового гендерного разрыва - задача, требующая безотлагательного решения. В мире число женщин, пользующихся интернетом, меньше числа мужчин более чем на 200 миллионов и этот разрыв увеличивается. Ещё до пандемии вероятность владения мобильным телефоном для женщин в странах с низким и средним уровнем доходов была на 8 процентов ниже, чем для мужчин. Среди пользователей мобильного интернета женщин на 300 миллионов – или на 20 процентов - меньше, чем мужчин. Ожидается, что из-за COVID-19 этот разрыв станет ещё шире.
Пандемия наглядно показывает, что доступ к цифровым технологиям в кризисных ситуациях критически важен. Так, в Индии, где доля владеющих смартфонами среди женщин почти на 60 процентов меньше, чем среди мужчин, исследователи обнаружили, что большинство бедных женщин скорее всего не смогут участвовать в государственной программе помощи в связи с COVID-19, предполагающей предоставление денежных трансфертов по цифровым каналам: у этих женщин либо нет доступа к электронным услугам банковского обслуживания, либо они просто не знают об их существовании. Еще одной проблемой – следствием цифровизации - стал рост кибернасилия в отношении женщин, т.е. через Интернет, социальные сети и т.д. Согласно статистике, чаще всего кибернасилию подвержены женщины и дети. То есть кибернасилие, как и бытовое насилие, - это преступление, имеющее гендерные аспекты. Нередко на практике кибернасилие нарушает условия охранного ордера, то есть агрессор может физически держаться на расстоянии от женщины, но оскорблять через социальные сети.
Однако, как отмечают международные эксперты, отсутствует правовая база для защиты женщин от кибернасилия. В частности, в законодательстве отсутствуют положения о кибернасилии в отношении женщин.
В этой связи уместно отметить, что 2021 год был отмечен в практике Европейского суда по правам человека рассмотрением первого дела о кибернасилии в отношении женщины – дело Валерии Володиной, которая подвергалась кибернасилию, и суд принял решение в пользу истицы.
На основе вышеизложенного, считаю для преодоления вышеуказанных барьеров целесообразным:
- рассмотреть вопрос о принятии закона «Об онлайн идентификации участников судебных заседаний» для облегчения дистанционного участия в судебном заседании;
- закрепить в гендерном и уголовном законодательстве само понятие кибернасилия в отношении женщин. В частности, в Закон «О защите женщин от притеснений и насилия» следует включить понятие «кибернасилия».
При этом, учитывая общую тенденцию в стране выделения особого внимания уязвимым категориям населения, особое внимание следует уделять женщинам-инвалидам, малоимущим, одиноким и т. д. поскольку они могут столкнуться с дополнительными ограничениями для защиты своих прав.
Таким образом, важно обеспечить доступ женщин к правосудию для защиты своих прав при любых обстоятельствах, а судебная система должна обеспечить эти права любыми способами. Девизом судебной системы должно стать выражение: «Эффективная защита каждого при любых обстоятельствах».
Фируза Хамдамова,
доктор философии по юридическим наукам (PhD), докторант Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.