Географическое указание - это обозначение, используемое на товарах, которые имеют особое географическое происхождение и обладают свойствами или репутацией, присущими этому месту. Благодаря ему можно отличить, например, пармезан, произведенный в итальянских провинциях Парма и Эмилья-Романья, от других сыров, а шампанское - от игристых вин, сделанных за пределами французской Шампани.

В Узбекистане к таким товарам можно отнести знаменитый виноград, выращиваемый в Алтыарыкском районе Ферганской области, бахмальские яблоки, дыни гурвак, самаркандские лепешки, ставшие «визитной карточкой» города, джизакскую самсу и другие гастрономические шедевры.

Узбекистан является крупнейшим производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции в Центральноазиатском регионе. Сельское хозяйство и пищевая промышленность республики предлагают широкий ассортимент высококачественных фруктов, бахчевых и вин с исключительными вкусовыми и ароматическими характеристиками, хорошо узнаваемыми на ее традиционных экспортных рынках.

Кроме того, Узбекистан издревле славится уникальной национальной керамикой и центрами по изготовлению традиционных ножей, расположенными в Риштанском районе Ферганской области и Чустском районе Наманганской области.

«У страны есть большой потенциал для дальнейшего расширения ее нынешних возможностей за счет внедрения передовых методов маркетинга и информационных технологий в сельскохозяйственном секторе, - отметил заместитель представителя ФАО в Узбекистане Шерзод Умаров. - В этом отношении внедрение системы географических указаний может послужить движущей силой для повышения устойчивости производственно-сбытовых цепочек и развития сельских районов».

Проект ФАО «Укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний» реализуется в Узбекистане совместно с Министерством сельского хозяйства. Он направлен на внедрение практики географических указаний для отдельных продуктов, разработку и внедрение эффективной маркетинговой стратегии, а также на формирование информационной поддержки сельскохозяйственного рынка в контексте географических указаний для содействия продвижению агропродовольственного экспорта и совершенствования цепочки создания добавленной стоимости. Использование географических указаний поможет производителям наращивать прибыль, потребители же получат гарантию качества и уникальности продукции, сообщает УзА.

Следует отметить, что ФАО также оказало содействие Агентству по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в разработке проекта Закона «О географических указаниях» с учетом международного опыта Турции и Франции.