Согласно посылу «От Стратегии действий - к Стратегии развития», выдвигаемому в качестве базового критерия нашим Президентом, наука и инновации станут основными столпами в реализации данной идеи.
Обеспечение экономики инвестиционными ресурсами требует финансирования предприятий на основе принципов здоровой конкуренции. Стабильность рынка капитала и банковской системы - один из важнейших факторов повышения экономического потенциала страны. Для этой цели необходимо разработать концепцию развития финансовых рынков в средне- и долгосрочной перспективе как альтернативного источника капитала и размещения свободных средств предприятий, финансовых институтов и населения.
Правовая основа и практические результаты
В условиях формирования нашей национальной экономики особое внимание уделяется развитию банковско-финансовой сферы и промышленности. В Узбекистане, как и в других развивающихся странах, важно активно привлекать ресурсы коммерческих банков для обеспечения уровня капитализации и финансовой устойчивости различных промышленных предприятий.
Одним из важнейших условий развития и стабильности банковской системы является увеличение объема собственных средств банков и на достаточном уровне покрытие рисков кредитных организаций за счет собственного капитала.
Принятие множества нормативно-правовых документов в данной сфере служит основой для достижения положительных практических результатов. В частности, постановление Президента «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг» от 23 марта 2018 года открыло широкие возможности для обеспечения коммерческих банков новой инфраструктурой, использования услуг на основе цифровых технологий.
В стране реализуются меры по дальнейшему развитию национальной платежной системы, инфраструктуры безналичных расчетов. Соответственно, после принятия Закона «О платежах и платежных системах» 1 ноября 2019 года в Узбекистане появилась возможность осуществлять бесперебойные платежи и повсеместно внедрять современные технологии, обеспечивая при этом эффективную, надежную и безопасную работу системы.
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», вступивший в силу 6 ноября 2019 года, разработан при поддержке Всемирного банка на основе передовой международной практики и с учетом общепринятых норм и стандартов. За последние пять лет в результате реформ, осуществленных в области денежно-кредитной политики, значительно увеличился объем потребительских товаров, проделана значительная работа по взаимно согласованной макроэкономической политике, тарифам и нетарифным барьерам. Опираясь на поэтапный переход к инфляционному таргетированию, Центральный банк проводит жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляции.
В Указе главы нашего государства «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы» от 12 мая 2020 года определены такие приоритетные задачи, как постепенное сокращение доли государства в банковской системе страны, создание равных конкурентных условий на финансовом рынке, осуществление кредитования только на рыночных условиях, повышение эффективности за счет снижения зависимости банков от государственных ресурсов, модернизации услуг, создания и автоматизации эффективной инфраструктуры в отрасли, а также упразднения функций, не относящихся к их прямой деятельности. В соответствии с данным Указом было принято решение о приватизации Ипотека-банка, Узпромстройбанка, Асакабанка, Алокабанка, Кишлок курилиш банка и Туронбанка.
Кроме того, в 2020 году Узпромстройбанк и ЕБРР подписали кредитное соглашение о привлечении кредитной линии в размере 40 миллионов долларов для финансирования местных производителей, экспортеров и малого и среднего бизнеса. Банк внедрил андеррайтинг и перешел на осуществление операций по кредитованию без привлечения сотрудников банка.
Существующие в стране до 2016 года проблемы на внутреннем валютном рынке и в наличном денежном обращении на протяжении многих лет приводили к формированию высокого уровня инфляции, что оказывало негативное влияние на развитие предпринимательства. Устранение данных проблем создает благоприятную почву для совершенствования денежно-кредитной политики и снижения уровня инфляции. В 2017 году при разработке денежно-кредитной политики началось введение режима инфляционного таргетирования. С целью обеспечения ценовой стабильности в нашей стране мы перешли на активную стадию инфляционного таргетирования с 2020-го, была определена задача снизить инфляцию до постоянного инфляционного таргета в 10 процентов в 2021 году и до 5 процентов в 2023-м. В результате уровень инфляции снижен с 18,8 процента годовых на период конца 2017 года до 11,1 процента к концу 2020-го.
Кроме того, объем снятия наличных в банкоматах увеличился с 98 млрд сумов в 2017 году до 90 трлн сумов в 2021-м. Показатель притока наличных денег, находящихся в обращении, в банки увеличился с 27 процентов в 2017 году до 65 процентов в 2020-м. В целях расширения возможностей населения по снятию наличных денег количество банкоматов и инфокиосков увеличено с 4,9 до 12,7 тысячи. Количество платежных терминалов, установленных в сфере розничной торговли и платных услуг, а также банковской инфраструктуры в регионах, увеличилось вдвое по сравнению с 2017 годом, и по состоянию на октябрь 2021-го их общее количество превысило 435 тысяч. Общее количество банковских карт, выпущенных коммерческими банками для физических лиц и субъектов предпринимательства, увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 2017-м и на 1 октября 2021-го составило 25,2 млн единиц.
Была создана возможность для юридических и физических лиц покупать и продавать иностранную валюту для собственных нужд, а порядок обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) полностью отменен для всех организаций-экспортеров независимо от формы собственности. В результате объем покупки иностранной валюты юридическими лицами на внутреннем валютном рынке в 2020 году увеличился в 2,1 раза по сравнению с 2017-м и превысил 20 млрд долларов. Объем продаж иностранной валюты физическими лицами через обменные пункты в 2020 году увеличился в 5,3 раза по сравнению с 2017-м - до 4,6 млрд долларов, а объем покупок иностранной валюты вырос более чем в 22 раза, достигнув показателя в 4,1 млрд долларов. Объем золотовалютных резервов нашей страны на 1 сентября 2021 года составил 35,4 млрд долларов, что в 1,3 раза больше, чем в 2017-м.
Ожидается, что объем кредитных вложений в нашу экономику увеличится в шесть раз по сравнению с 2017 годом и достигнет 332 трлн сумов по итогам 2021-го, а их доля в ВВП возрастет с 20 до примерно 50 процентов. Введен новый порядок предоставления жилья, основанный на рыночных принципах, упрощено предоставление ипотечных кредитов. В 2017-2020 годах коммерческими банками было выдано ипотечных кредитов 262,1 тысячи граждан на 32,1 трлн сумов. Доля жилья, проданного на рынке недвижимости на основе ипотечных кредитов, в общем объеме сделок с недвижимостью увеличилась с 22 процентов в 2017-м до 34 процентов в 2020 году.
В рамках программ развития семейного бизнеса коммерческими банками введена четкая система выделения льготных кредитов для финансирования деятельности населения, приносящей доход, и финансирования проектов малого бизнеса. За последние четыре года более 934 тысяч семей получили подобные льготные кредиты на 23 трлн сумов. Реальный рост кредитов в среднем составлял 38,6 процента годовых. По состоянию на 1 января 2021-го сумма вложенных в экономику кредитов составила 277 трлн сумов, что на 150 процентов больше, чем в 2017 году.
На службе - цифровой банк
Тот факт, что население из года в год растет, требует увеличения количества терминалов, банкоматов и инфокиосков для оплаты услуг. Поэтому в последнее время большое внимание уделяется расширению спектра услуг, основанных на инновациях, и совершенствованию уже существующих. Одной из подобных услуг является цифровой банк, из которого пользователи могут выбрать удобный и доступный тип удаленного обслуживания.
Согласно анализу, банковская инфраструктура в развитых странах с каждым годом становится все более современной. Кроме того, цифровые банки превзошли свои основные традиционные критерии с точки зрения конфиденциальности, безопасности, решения проблем и осуществления платежей в режиме реального времени. Новая система характеризуется высокой степенью автоматизации процессов, использованием веб-сайтов при предоставлении услуг, применением программного интерфейса приложений (API) для доставки межинститутских банковских продуктов, возможностью подключения клиентов к финансовой информации через компьютеры, мобильные телефоны и банкоматы.
В США, Японии, Великобритании, Южной Корее, Германии данный вид банковских услуг стал традиционным. В Турции, России, Китае, Индии и Беларуси пользователи также предпочитают пользоваться дистанционными банковскими услугами. Этот факт свидетельствует о том, что данными услугами пользоваться дешевле и удобнее (не нужно ходить в банки, заполнять документы и тратить лишнее время), что говорит об их неоспоримом преимуществе.
В 2019 году Всемирный банк опубликовал анализ финансовой инклюзивности The Little Data Book on Financial Inclusion 2018. В соответствии с данным документом количество пользователей цифровых платежей среди населения составляет 95,5 процента в Великобритании, Германии, Японии и 89 процентов - в Италии и Южной Корее. А осуществление онлайн-покупок - 97,8 процента в Германии и 89 процентов - в Великобритании.
В нашей стране интернет-банкинг и программа «Банк-Клиент», SMS- и мобильный банкинг используются для предоставления услуг дистанционного обслуживания в данном секторе. В 2011 году доля пользователей мобильного и SMS-банкинга в услугах дистанционного банковского обслуживания составила 42 процента, в то время как доля пользователей интернет-банкинга и программы «Банк-Клиент» - 58 процентов. К 2019 году эти показатели превысили 95 процентов. Подобная ситуация обусловлена увеличением количества пользователей услуг дистанционного банковского обслуживания в республике в последние годы, в основном за счет расширения использования услуг SMS- и мобильного банкинга.
Рынок ценных бумаг
В Узбекистане осуществляются реформы по повышению инвестиционного потенциала фондового рынка. В Указе Президента «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» от 17 января 2019-го поставлена первостепенная задача - вовлечение широкой общественности в биржевую торговлю посредством повышения роли рынка ценных бумаг в национальной экономике и привлечения инвестиций.
Сегодня оценка предприятий по эффективным, справедливым рыночным ценам приобретает особое значение. В этом случае акции обычно продаются по цене выше их номинальной стоимости, а полученная разница преобразуется в добавленный капитал. Это в свою очередь увеличивает чистую стоимость предприятия.
В настоящее время основу деятельности фондового рынка в нашей стране составляют крупные акционерные предприятия. На практике общее количество акционерных обществ сокращается, но их общий уставный капитал растет быстрыми темпами. Это можно объяснить на примере банка, то есть повышением уровня капитализации в акционерных коммерческих банках. Несмотря на небольшое сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг в последние годы, его институциональная инфраструктура в нашей стране в значительной степени сформирована.
За последние пять лет на рынке ценных бумаг страны осуществляют деятельность 46 институциональных инвесторов, из которых 28 работают в банковском секторе, девять - в страховой деятельности, а остальные относятся к инвестиционным фондам. Объем выпущенных банками акций составил 16 877,82 млрд сумов, достигнув доли в 98,54 процента в структуре институциональных инвесторов. Доля страховых компаний в общей доле составляет 1,44 процента. Всего за счет инвестиционных фондов выпущено акций на 2,32 млрд сумов. Их доля в структуре институциональных инвесторов - около 0,02 процента.
По количеству выпущенных акций доля страховых компаний в структуре институциональных инвесторов составляет 62,6 процента. За ними следуют банки - 37,3 процента и инвестиционные фонды - 0,0003 процента. Это свидетельствует о том, что номинальная стоимость их ценных бумаг ниже, чем у других институциональных инвесторов.
В целях трансформации государственных банков, реорганизации их деятельности в соответствии с рыночными принципами и международными стандартами, расширения участия частного капитала в банковской системе и укрепления здоровой конкурентной среды утверждена Стратегия реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы. Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и международные консалтинговые компании (такие как PwC, KPMG, Deloitte и McKinsey) привлечены к процессу трансформации банков.
В феврале 2019 года, впервые за всю историю Узбекистана, после успешного размещения государством суверенных евробондов на миллиард долларов ряд коммерческих банков вышел на международный рынок капитала для привлечения долгосрочного капитала. В частности, в ноябре 2019 года Узпромстройбанк сделал первый шаг среди коммерческих банков, разместив 300 млн еврооблигаций на Лондонской фондовой бирже. В октябре 2020-го Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан привлек средства на 300 млн долларов от данного международного финансового института. В ноябре Ипотека-банк разместил такое же количество еврооблигаций и стал участником международного рынка капитала.
В последние годы масштабные реформы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности финансового сектора, способствовали повышению интереса иностранных инвесторов к банковскому сектору. Например, в 2020 году Немецкий финансовый институт развития (Deutsche Investitions-und Entwicklungsgesellschaft mbH, DEG) и Triodos Investment Management инвестировали 25 млн долларов в уставный капитал банка «Ипак йули», купив недавно выпущенные им акции.
Из опыта развитых зарубежных стран известно, что существует высокая степень корреляции между уровнем развития финансового сектора и экономическим ростом. Развитие сектора услуг в системе окажет положительное влияние на экономический рост Узбекистана за счет эффективного распределения финансовых ресурсов. Разные финансовые услуги, предоставляемые коммерческими банками, фондовыми рынками и страховыми компаниями, будут способствовать направлению средств в реальный сектор в большем объеме, обеспечивая при этом высокую эффективность, и, как следствие, стимулированию роста в реальном секторе экономики.
Мухиддин Калонов.
Директор Научно-исследовательского центра
«Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана»
при Ташкентском государственном экономическом университете,
проректор ТГЭУ доктор экономических наук, профессор.