Фундамент Третьего Ренессанса

    Образование 12 января 2021 668

    В нынешний период играют важную роль реформы в сфере образования, которые закладывают основу Третьего Ренессанса в нашей стране. Главными задачами нового дня стали развитие образования и воспитания, применение научных открытий и изобретений в производстве, подготовка кадров, способных конкурировать на мировой арене.

    Определены основные направления: расширение сферы высшего образования, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, внедрение цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс, повышение эффективности научно-исследовательской работы в вузах, широкое вовлечение молодежи в научную деятельность, формирование инновационной инфраструктуры науки, усиление влияния духовно-образовательной и воспитательной работы и другие.

    Большое внимание уделяется широкому использованию передового опыта развитых зарубежных стран в совершенствовании сферы образования. В республике созданы филиалы престижных зарубежных университетов. Расширился и объем работ в рамках международного сотрудничества. В частности, в объявленном конкурсе на стажировку в США приняли участие 500 профессоров и преподавателей 20 вузов республики. Десять из них выиг­рали. Победители конкурса будут посещать американские университеты машиностроения, сельского хозяйства, ирригации и химических технологий в течение 20 недель для повышения опыта и квалификации, изучат систему подготовки специалистов. Делается акцент на современные педагогические технологии в профессиональном образовании.

    Указом Президента страны «О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения» от 25 июля 2020 года определены такие задачи, как защита жизни человека от разных заболеваний и техногенных бедствий, подготовка соответствующих специалистов.

    В целях формирования высоко­квалифицированных кадров в санитарно-эпидемиологической и сфере общественного здоровья по специальностям бакалавриата и магистратуры с 1 сентября 2020 года в медицинских высших образовательных учреждениях функционирует факультет «Медицинская профилактика и общественное здоровье». А в районных и городских центральных многопрофильных поликлиниках планируется открыть рабочие места по таким специальностям, как валеолог, медицинский психолог, нутрициолог, диетолог, фармаколог, кинезиолог, реабилитолог, профпатолог с медицинскими знаниями.

    К началу 2021 года обеспечено открытие в медицинских вузах международных факультетов и филиалов по направлениям санитарии, гигиены, эпидемиологии и микробиологии совместно с авторитетными зарубежными медицинскими образовательными учреждениями.

    В Указе Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года 10 высшим учебным заведениям страны поставлена задача до 2030 года занять место среди первых 1000 позиций в рейтинге международно признанных организаций. В связи с этим важно прежде всего одобрить нормы Международной стандартной классификации образования, принятой на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2011 году, и следовать им с учетом национальных образовательных традиций.

    В Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года определены задачи исходя из потребностей социальной сферы и отраслей экономики на основе обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства в целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности, развития международного сотрудничества. Также согласно постановлению Президента «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования» от 11 июля 2019 года будет налажена деятельность 18 новых высших учебных заведений. Из них 10 - отечественные, три - иностранные, пять будут организованы на условиях государственно-частного партнерства. На основе совместных учебных программ количество кадров увеличится в два раза. В результате охват молодежи высшим образованием повысится на 25 процентов. Доля приемных параметров в инженерно-техническом образовании увеличена на 28 процентов. Доля студентов, поступающих в магистратуру из бакалавриата, будет увеличена на 10 процентов. В целях формирования у студентов практических навыков на основе зарубежного опыта учебный процесс в вузах будет организован на основе кредитно-модульной системы, а контроль за процессом - осуществляться через элект­ронную систему управления образованием.

    Дальнейшему совершенствованию системы послужило создание Центра исследований развития высшего образования и внедрения передовых технологий при Министерстве высшего и среднего специального образования, учебно-методического обеспечения учебного процесса и исследований по совершенствованию деятельности вузов. Основные критерии деятельности центра - образовательные стандарты и разработка учебной литературы.

    В целях реализации задач, определенных в рамках Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, центр организует в составе высших образовательных учреждений технопарки, форсайт-центры, центры трансферных технологий, стартапы и акселераторы за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств. Эти центры в свою очередь исследуют социально-экономическое развитие соответствующих сетей, отраслей и регионов, выводят их на уровень прогнозирующих научно-практических институтов, участвуют на договорной основе в практической, научной и организационной работе по экономическому развитию регионов.

    Согласно концепции планируется поэтапный переход на кредитно-модульную систему до 2030 года 85 процентов высших учебных заведений страны. В 2020/2021 учебном году 30 вузов страны уже перешли на эту систему.

    За последние четыре года в республике создано 45 высших учебных заведений. В 2020 году около 1,5 миллиона представителей молодежи подали документы для поступления в вузы (для сравнения: в 2019-м на 40 процентов меньше). Это показывает, что юноши и девушки нашей страны жаждут знаний. Только за счет увеличения охвата высшим образованием можно более полно удовлетворить потребности в обучении молодых людей.

    С этой точки зрения кардинальные реформы в сфере образования в республике, в частности высшего, послужат укреплению фундамента Нового Узбекистана.

    Зафар Хакимов.
    Директор Центра исследований развития высшего образования
    и внедрения передовых технологий при Министерстве высшего
    и среднего специального образования Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates