Бесспорно, обновленный курс на трансформацию всех секторов национальной экономики и социального сектора принес свои плоды в виде растущих позиций страны в разных международных рейтингах. Политику и инициативы Президента Шавката Мирзиёева признают реформаторскими жители республики и соотечественники за рубежом, представители бизнеса, международные организации, массмедиа. Сегодня Узбекистан предстает перед мировым сообществом в совершенно новом облике. Страна все чаще становится ньюсмейкером в заголовках крупных зарубежных изданий.
Приверженность демократическим принципам
Состоявшиеся Президентские выборы прошли на основе обновленной Конституции нашей страны, что придало им поистине народный дух.
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
(из выступления на торжественной церемонии вступления
в должность на совместном заседании палат Олий Мажлиса).
Как подчеркивают международные эксперты, Узбекистан демонстрирует приверженность демократическим принципам. Это ярко проявилось в ходе прошедших в нынешнем году Конституционного референдума и выборов Президента.
Важные политические события проходили в новых общественно-политических и социально-экономических реалиях. За последние годы наша страна претерпела кардинальные перемены во всех сферах, в том числе изменились сознание и мировоззрение граждан, повысилась их правовая активность. Современные узбекистанцы - это не только свидетели преобразований, но и активные участники реализации реформ.
Доказательством реальных трансформаций может служить активное участие в избирательном процессе международных наблюдателей и представителей экспертно-аналитических кругов из зарубежных стран.
Так, непосредственное наблюдение за процессами организации и проведения референдума проводили 383 международных наблюдателя. В частности, в нем приняли участие 14 авторитетных международных организаций: 184 наблюдателя от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирной ассоциации избирательных органов, Шанхайской организации сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, Организации тюркских государств, Парламентской ассамблеи тюркских государств, Организации исламского сотрудничества и других международных организаций; 199 международных наблюдателей из 45 стран. Референдум освещали 964 представителя СМИ, в том числе 192 сотрудника 127 зарубежных изданий.
Непосредственное наблюдение за выборами Президента Республики Узбекистан осуществляли 15 международных организаций, а в общей сложности из 47 зарубежных стран прибыли около 800 международных наблюдателей. Более 53 тысяч местных наблюдателей непосредственно наблюдали за выборами. Также в общей сложности аккредитованы 1400 представителей местных и зарубежных СМИ для освещения избирательного процесса.
Таким образом, в результате демократических реформ и преобразований вырос интерес граждан к событиям общественно-политической жизни страны, о чем свидетельствует высокая явка избирателей. Это стало достижимым благодаря тому, что в ходе подготовки и проведения референдума и выборов были созданы все условия для воплощения в жизнь принципов плюрализма, сравнения разных мнений и подходов.
Инвестиционная привлекательность и «зеленое» развитие
Узбекистан - суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство. Во главу угла всех наших преобразований поставлен приоритет прав и свобод человека. Также согласно Конституции, впервые государство берет на себя обязательства по обеспечению благоприятного инвестиционного и делового климата, неприкосновенности собственности, развития рыночных отношений, создания условий для добросовестной конкуренции, независимости судебной системы.
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
(из выступления на открытии второго
Ташкентского международного инвестиционного форума).
В 2022 году в экономику нашей страны было привлечено восемь миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, а экспорт достиг 19 млрд долларов. Эти цифры - большой прорыв для Узбекистана. Таких высоких результатов удалось достигнуть за счет последовательной реализации системных реформ, направленных на дальнейшую либерализацию экономики страны и создание широких возможностей для предпринимателей. В первую очередь Президент страны делает акцент на необходимости обеспечения в сфере верховенства закона и укрепления правовых гарантий.
В настоящее время проводится ускоренная работа по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию. Этот шаг поднимет внешнеторговую деятельность страны на новый уровень, позволит осваивать новые рынки. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на открытии второго Ташкентского международного инвестиционного форума, требования ВТО полностью соответствуют сути наших реформ, и мы нацелены на скорейшее вступление в эту авторитетную организацию. Так, в активной фазе находится работа по проведению переговоров со странами-членами и гармонизации национального законодательства с правилами и положениями организации. Есть конкретные планы по достижению ощутимых результатов уже к концу текущего года.
Отдельного внимания заслуживают инициативы, касающиеся поддержки частного сектора, расширения проектов государственно-частного партнерства в разных сферах, включая медицину, образование, транспорт, экологию. Также по инициативе Президента Шавката Мирзиёева в последние годы реализуются проекты, направленные на рациональное использование энергии, работу по сведению к минимуму выбросов парниковых газов, уменьшение образования отходов, восстановление и сбережение экосистем.
Важно отметить, что Узбекистан ратифицировал Парижское соглашение и принял на себя обязательства реализовать его. Переход к «зеленой» экономике также направлен на координацию рабочих отраслей в рамках государственных программ. В частности, в транспортном секторе осуществляется расширение использования альтернативных «зеленых» видов топлива.
«Зеленая» экономика тесно связана с глобальными Целями устойчивого развития, семь из которых относятся к экологическим. Одно из актуальных направлений - применение возобновляемых источников энергии. Для этого в Узбекистане уже создана надежная правовая база. К тому же страна обладает большим потенциалом для развития ветровой и солнечной энергетики.
Так, в предстоящие три года во всех государственных организациях намечено установить солнечные панели и коллекторы горячей воды. Планируется привлечь инвестиции в объеме два миллиарда долларов. За счет этого 60 процентов потребления электроэнергии и газа будет переведено на «зеленую» энергию.
Международные инициативы во имя всеобщего прогресса
Сегодня Узбекистан становится одним из центров мировой политики, и это получает широкое признание международного сообщества.
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
(из Послания Олий Мажлису и народу Узбекистана).
В числе важных целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы - дальнейшее развитие отношений с традиционными партнерами, придание приоритетного значения расширению географии внешних связей и усиление экономической дипломатии, повышение роли страны в качестве равноправного субъекта международных отношений.
Так, с началом реализации масштабных реформ во внешней политике Узбекистан превратился в активного актора важных международных процессов, что привлекает внимание мирового сообщества. Стремление страны к диалогу с партнерами открывает широкие перспективы для отечественного бизнеса, что способствует повышению кооперации в области торговли и промышленности - локомотивов развития государства.
Общепризнанным достижением реформ во внешней политике эксперты считают впечатляющий прорыв в отношениях со странами Центральной Азии. По инициативе лидера нашей страны фактически была открыта новая эпоха в отношениях Узбекистана с ближайшими соседями. Причем это было сделано в кратчайшие сроки. Так, показателем возросшего доверия между государствами региона можно считать укрепляющееся сотрудничество в области региональной безопасности, а также сотрудничество и взаимную поддержку в рамках международных организаций, таких как ООН, СНГ и ШОС. Яркий пример - единогласно одобренная Генеральной Ассамблеей ООН резолюция, объявляющая регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
В последнее время Узбекистан не раз представал в качестве конструктивной площадки для переговоров. В сентябре 2022-го древний Самарканд принимал саммит глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. В ноябре того же года здесь встречались лидеры стран - участниц Организации тюркских государств. В мае 2023-го город принимал заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития.
Проведение таких масштабных международных событий в нашей стране - закономерный результат устремлений и прилагаемых Узбекистаном усилий в деле обеспечения устойчивого развития в глобальном масштабе. Примечательно, что это находит понимание и поддержку в мировом сообществе.
Отдельное внимание международного экспертного сообщества привлекла выдвинутая в ходе саммита ШОС лидером Узбекистана Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания. По сути, документ является практическим воплощением Декларации ООН о диалоге цивилизаций, принятой в 2001 году Генассамблеей ООН и призывающей правительства поощрять, одобрять и поддерживать диалог между цивилизациями. Главные же цели Самаркандской инициативы - вовлечение в глобальный межцивилизационный инклюзивный диалог всех заинтересованных государств, поиск согласованных подходов и решений, восстановление доверия, снятие глобальной напряженности, неопределенности и непредсказуемости для налаживания международного сотрудничества.
Человеческий капитал и вклад в образование
Мы поднимем на новый, еще более высокий уровень начатую нами работу, направленную на воплощение в жизнь надежд и устремлений, перспективных идей и инициатив юношей и девушек. Убежден, что наша патриотичная молодежь, глубоко овладевающая знаниями и профессиями, готова к жесткой конкуренции нынешнего сложного времени и способна достичь самых высоких рубежей.
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
(из праздничного поздравления молодежи Узбекистана).
Основой формирования третьего Ренессанса и строительства Нового Узбекистана Президент Шавкат Мирзиёев обозначил образование, науку и инновации. Развитие человеческого капитала тоже является приоритетом государственной политики.
Качество системы просвещения - краеугольный камень любой модернизации и экономического успеха государства. Поэтому реформы в образовании приняли системный характер. Так, в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы обозначены целевые показатели сферы. Намечены создание 1,2 миллиона ученических мест в системе народного образования; строительство новых школ, увеличение числа частных школ, повышение качества образования; налаживание деятельности свыше 100 тысяч обеспеченных необходимым оборудованием бесплатных кружков для приобщения молодежи к миру искусства, овладения ею знаниями и навыками в сфере компьютерных и информационных технологий; полная переработка учебных программ и учебников на основе передового зарубежного опыта и их внедрение в образовательный процесс; повышение качества образования в школах и поднятие на международный уровень знаний и квалификации педагогических кадров.
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков и опыта способен накапливаться в процессе инвестирования. А доходность от таких инвестиций со временем только возрастает. При этом мировой опыт показывает: страны, обладающие высоким уровнем человеческого капитала, достигли самых впечатляющих успехов в экономике и имеют высочайшие темпы роста ВВП. Поэтому по инициативе Президента в стране реализуются меры по увеличению количества детских садов, школ, вузов, улучшению качества получаемых подрастающим поколением воспитания и образования. В целях расширения охвата юношей и девушек дошкольным и высшим образованием создаются условия для частного сектора.
Растут объемы финансирования образовательного сектора, принимаются меры по повышению статуса учителей в обществе, а также их доходов. Решается проблема переполненных школ, их ремонта и оснащения современным компьютерным оборудованием и высокоскоростным интернетом. Организуются школы с уклоном на естественные и точные науки для формирования плеяды специалистов, которые в будущем будут заниматься научными изысканиями.
В период стремительных трансформаций ставка делается на молодые, прогрессивно мыслящие и квалифицированные кадры, привлечение образованной молодежи в стратегические отрасли. Понимая всю важность этого вопроса, Президент Шавкат Мирзиёев инициировал ряд системных преобразований в области молодежной политики.
В частности, на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН лидер Узбекистана выдвинул инициативу о принятии Международной конвенции ООН о правах молодежи - унифицированного международного правового акта, нацеленного на формирование и реализацию молодежной политики в условиях глобализации и бурного развития информационно-коммуникационных технологий. По мнению Президента, основанием для этого служат такие важные аргументы, как высокая численность молодых людей в масштабах всего мира (более двух миллиардов), необходимость защиты юношей и девушек в период стремительного роста влияния международного терроризма и экстремизма.
Претворение в жизнь намеченных планов в сфере поддержки идей и проектов молодежи, повышения качества получаемого ею образования, развития исследовательского потенциала позволяет обеспечивать занятость юношей и девушек.
Народ Узбекистана - главный инициатор всех реформ
Никто не вправе забывать: требования закона и права человека для нас - высшая ценность.
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
(из Послания Олий Мажлису и народу Узбекистана).
Реформы в обществе, нацеленном на модернизацию и социально-экономический прогресс, сложно представить без его либерализации. На этом моменте Президент акцентирует особое внимание. В первую очередь в Узбекистане инициирован прямой диалог государства с народом, своего рода курс на сокращение дистанции власти. Таким образом удается достичь важной цели - привлечь население к участию в делах государства, дать людям возможность оказывать влияние на принятие решений.
Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство. Избрав данный курс развития, наша страна действует исключительно на благо народа, во имя светлого и счастливого будущего каждого гражданина. Важно отметить, что в области защиты прав и интересов людей за последние несколько лет произошли коренные изменения, так как проводимая в этом направлении политика способна обеспечить государство возможностью успешной интеграции в мировое сообщество.
Одна из целей, поставленных руководителем страны, - формирование в стране сильного гражданского общества, способного самостоятельно определять вектор своего развития. Ведь именно социум служит гарантом эффективной судебной защиты интересов общества от любых злоупотреблений властью, препятствует нарушению прав человека, ограничивает коррупцию и прочие негативные факторы, служащие барьером для поступательных преобразований.
За последние годы в Узбекистане хорошо прижился принцип «От сильного государства - к сильному гражданскому обществу». В основу проводимой политики заложена еще одна важная идея, которая гласит, что общество - главный инициатор реформ. В стране проводится системная работа по обеспечению прав человека, усилению подотчетности и открытости государственных органов, повышению роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.
Успешная реализация инициатив Президента в области защиты прав человека фактически позволила стране перейти на новую ступень правового становления, коренного реформирования всех сфер жизни. Дан старт не только преобразованиям и модернизации, но и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека.
По инициативе главы государства получила развитие система общественного контроля, которая играет важную роль в процессе реализации реформ. Широкое привлечение субъектов общественного контроля к процессу осуществления отдельных государственных функций, проведение социальных опросов, а также налаживание практики проведения открытого обсуждения выявленных недостатков стали основой деятельности всех госорганов.
* * *
Новый Узбекистан выходит на новую траекторию своего развития, где во главе угла государственной политики стоят интересы народа, его благополучие и прогресс. В результате трансформаций в социально-политической, экономической, образовательной и научной среде в сознании людей все больше укоренилось понимание того, что именно они - главные участники реформ, созидательных процессов, выведения государства на новый уровень.
Таким образом, с уже имеющимися достижениями и четко обозначенными планами на перспективу Узбекистан продолжает двигаться вперед и вносить заметный вклад в устойчивое развитие не только своей страны, но и всего мира.
Подготовила
Евгения Юн.
«Правда Востока».









