О мерах по дальнейшему укреплению гарантий права граждан на свободу совести и поднятию на новый этап реформ в религиозно-просветительской сфере

    Указ Президента Республики Узбекистан

    В Узбекистане на новом этапе развития осуществляются взвешенные последовательные реформы по обеспечению религиозной толерантности, межнационального согласия и социальной стабильности в обществе, углубленному изучению богатого научно-духовного наследия великих ученых и мыслителей, внесших бесценный вклад в развитие мировой науки и культуры, воспитанию молодого подрастающего поколения в духе преданности Родине, уважения национально-религиозных ценностей, восстановлению исторического статуса и авторитета нашей страны как колыбели мировой цивилизации.

    За истекший короткий период созданы Центр исламской цивилизации в Узбекистане, международные научно-исследовательские центры Имама Бухари, Имама Матуриди, Имама Термизи, Международная исламская академия Узбекистана, Научная школа хадиса в Самарканде, Высшее медресе Мир Араб в Бухаре. Данные учреждения служат обеспечению здоровой духовной среды в обществе, воспитанию молодежи современно мыслящей и всесторонне достойной великих предков на основе благородной общечеловеческой идеи «Просвещение против невежества».

    В нынешних стремительно меняющихся непростых условиях происходящие в мире события свидетельствуют о своевременности реформ в нашей стране, основанных на принципе «Интересы человека – превыше всего».

    Принимая во внимание вышеизложенное, в целях реализации задач, определенных Концепцией обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере в Республике Узбекистан, а также последовательного продолжения благородных идей и инициатив в религиозно-просветительской сфере исходя из интересов народа постановляю:

    I. Приоритетные направления совершенствования деятельности в религиозно-просветительской сфере

    1. Определить приоритетными направлениями обеспечения права граждан на свободу совести и поднятия на качественно новый уровень деятельности в религиозно-просветительской сфере:

    а) внедрение передовых механизмов дальнейшего укрепления религиозной толерантности и межконфессионального согласия

    в обществе;

    б) углубленное изучение и широкую пропаганду религиозно-философского наследия великих предков, внесших огромный вклад в развитие науки и мировой цивилизации, основанного на таких общечеловеческих и благородных идеях, как гуманизм, добро, мир и толерантность;

    в) подготовку специалистов в соответствии с требованиями времени посредством кардинального совершенствования системы подготовки кадров в религиозно-просветительской сфере;

    г) поддержку актуальных научных исследований, направленных на укрепление духа солидарности, взаимного уважения и милосердия среди населения, обеспечение стабильности социально-духовной среды;

    д) дальнейшее развитие и повышение эффективности международного сотрудничества в религиозно-просветительской сфере.

    2. Утвердить Программу мер по поддержке развития деятельности в религиозно-просветительской сфере согласно приложению № 1.

    3. В целях гарантирования свободы совести, обеспечения религиозной толерантности, межгражданского согласия и стабильности социально-духовной среды в обществе внедрить новую систему взаимодействия Комитета по делам религий (далее – Комитет) с Ассоциацией махаллей Узбекистана, Министерством внутренних дел, Агентством по делам молодежи, Комитетом семьи и женщин на основе принципа «Толерантное общество – стабильное государство».

    Определить основными задачами системы взаимодействия:

    а) налаживание взаимодействия государственных и общественных организаций по безусловной реализации цели, основных задач и принципов государственной политики в религиозной сфере;

    б) обеспечение права граждан на свободу совести, поддержку проживания в мире и согласии представителей разных религиозных конфессий в обществе;

    в) обеспечение полной реализации прав и законных интересов населения Узбекистана независимо от вероисповедания, убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения;

    г) предотвращение предоставления превосходства, ущемления и любых других проявлений нарушения гарантий свободы совести исходя из отношения к религии.

    Комитету совместно с Ассоциацией махаллей Узбекистана, Министерством внутренних дел, Агентством по делам молодежи, а также Комитетом семьи и женщин в месячный срок утвердить совместное решение, определяющее механизмы системы взаимодействия.

    II. Совершенствование институциональных основ религиозно-просветительской сферы

    4. Комитету и Министерству цифровых технологий в срок до 1 сентября 2025 года разработать «Единый портал Хадж и Умра» (далее – Портал) и его мобильное приложение в целях создания для граждан дополнительных удобств для богослужений, проведения религиозных обрядов, а также искоренения излишних бюрократических процедур в процессе оказания услуг, связанных с выездом в паломничество «Хадж» и «Умра».

    Установить, что:

    а) Портал является системой, формирующей единую электронную очередь граждан, выезжающих на мероприятия «Хадж», а также электронный список паломников, направляемых на мероприятия «Умра»;

    б) на Портале цифровизируются процессы, связанные со сбором и оформлением данных о деятельности «Хадж» и «Умра»;

    в) министерства и ведомства по запросу Комитета обеспечивают интеграцию своих информационных систем с Порталом;

    г) Комитет является государственным органом, ответственным за финансирование, техническую поддержку деятельности Портала,

    обеспечение доступа для причастных государственных и негосударственных организаций;

    д) Комитет обеспечивает доступ к Порталу юридических лиц, имеющих лицензию на организацию и проведение мероприятий «Умра»,

    а также Управления мусульман Узбекистана.

    5. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций и Комитета о переименовании Международной исламской академии Узбекистана в Международную академию исламоведения Узбекистана (далее – Академия).

    Определить Академию базовым государственным высшим образовательным и научно-исследовательским учреждением, специализированным на подготовке специалистов, а также учебных программ, пособий и учебников в сферах исламоведения и религиоведения.

    6. Основными задачами Академии являются:

    а) подготовка кадров в таких направлениях, как «исламоведение», «религиоведение», «психология религии», «исламская экономика», «источниковедение», «международные отношения» и в иных востребованных сферах;

    б) внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий, последних достижений науки и техники, а также образовательных программ, разработанных на основе опыта ведущих зарубежных высших образовательных организаций;

    в) осуществление научно-исследовательских работ по обеспечению свободы совести и межконфессиональной толерантности, борьбе с радикализмом, экстремизмом и терроризмом, а также основам государственной политики в религиозной сфере;

    г) подготовка и издание научной, научно-популярной литературы в религиозно-просветительской сфере, а также размещение и регулярное обновление образовательных ресурсов в сети Интернет;

    д) развитие высоких духовных и нравственных качеств, укрепление чувства любви, причастности к судьбе Родины, преданности своей профессии у студентов, а также повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса и духовно-просветительской работы;

    е) осуществление тесного сотрудничества с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере религии в стране и за рубежом.

    7. Предоставить Академии следующие права:

    а) определение размера оплаты труда высококвалифицированных зарубежных специалистов, привлеченных к учебно-научному процессу, исходя из рыночной конъюнктуры;

    б) установление по согласованию с Комитетом стоимости обучения на платно-контрактной основе по соответствующим направлениям и специальностям в размере, не превышающем трехкратного размера базового платного контракта, установленного в государственных высших образовательных учреждениях;

    в) определение и продление сроков оплаты студентами суммы платного контракта;

    г) привлечение ведущих зарубежных специалистов, а также направление представителей Академии для повышения квалификации и приобретения опыта в зарубежные научно-исследовательские и образовательные учреждения;

    д) создание и издание под своим грифом учебников и прочей учебной и научной литературы.

    8. Определить, что недостающая часть средств, поступающих от обучения на платно-контрактной основе, возмещается Академии в рамках средств, выделенных для содержания государственных высших образовательных учреждений, путем внесения соответствующих изменений в утвержденные бюджетные параметры.

    9. Согласиться с предложением Комитета, Управления мусульман Узбекистана, а также Министерства высшего образования, науки

    и инноваций о реорганизации Центра повышения квалификации при Международной исламской академии Узбекистана в Институт повышения квалификации и переподготовки в религиозно-просветительской сфере при Комитете по делам религий (далее – Институт).

    Установить, что:

    а) Институт является учреждением, ответственным за повышение квалификации и переподготовку специалистов в религиозной сфере

    по направлениям «исламоведение», «религиоведение», «основы отношений государства и религии»,а также «предупреждение радикализма»;

    б) Институт осуществляет повышение квалификации и переподготовку преподавателей по предметам «исламоведение» и «религиоведение» всех образовательных организаций;

    в) в целях повышения качества образовательного процесса и обеспечения взаимосвязи обучения и практики на основании запросов Института к проведению занятий привлекаются руководящие работники и специалисты соответствующих министерств, ведомств, научно-исследовательских и аналитических центров;

    г) Институт является правопреемником по правам и обязательствам, а также заключенным договорам реорганизуемого Центра повышения квалификации при Международной исламской академии Узбекистана.

    10. Обеспечить безвозмездную передачу Институту на основе права оперативного управления принадлежащего Академии здания общежития, расположенного по адресу: город Ташкент, Юнусабадский район, улица Зарбулок, дом 14.

    Министерству экономики и финансов перечислить Институту остаток бюджетных средств, выделенных для содержания указанного здания Международной исламской академии Узбекистана на 2025 год, начиная с 2026 года планировать расходы, связанные с содержанием здания, в смете расходов Института.

    11. Одобрить предложения Комитета, Управления мусульман Узбекистана, а также хокимията Бухарской области об образовании Научно-исследовательского центра Бахауддина Накшбанди при учредительстве Центра Мемориального комплекса Бахауддина Накшбанди и определить его основными задачами:

    а) изучение на научной основе высоких идей гуманизма нашего великого предка Бахауддина Накшбанди и ученых тариката Накшбандия, ведение пропагандистской работы в целях воспитания молодого поколения в духе толерантности, а также взаимоуважения;

    б) исследование на научной основе истории и сегодняшней значимости учения суфизма, широкую пропаганду на международной арене богатого научно-духовного наследия мыслителей «Етти пир» и святых;

    в) организацию форумов, конференций, выставок, семинаров-тренингов, конкурсов и иных культурно-просветительских мероприятий, посвященных научно-теоретическим и методическим вопросам для исследования благородных идей учения Накшбандия;

    г) пропаганду научно обоснованных идей суфизма, а также разработку рекомендаций по предупреждению ложных тарикатов.

    12. Одобрить предложение Комитета и Академии о передаче Международного научно-исследовательского центра Имама Матуриди при Международной исламской академии Узбекистана в подчинение Кабинета Министров.

    Определить Международный научно-исследовательский центр Имама Матуриди при Кабинете Министров научно-исследовательским учреждением, проводящим научные исследования в области исламоведения, а также анализ процессов, связанных с религией.

    13. Определить дополнительными задачами Международного научно-исследовательского центра Имама Матуриди при Кабинете Министров:

    а) изучение и доведение до народа, особенно молодежи, богатого духовного наследия, бесценного вклада, внесенного в развитие мировой науки такими нашими великими предками-мыслителями, как Имам Матуриди, Абу Муин Насафи, а также издание научно комментированных переводов и сопоставительных текстов созданных ими произведений, исследование научно-теоретических основ Первого и Второго Ренессанса, произошедших на территории нашей страны, участие в создании духовного фундамента развития Нового Узбекистана;

    б) научное изучение и доведение до широких масс, в том числе международной общественности, гуманистической сущности, культурно-просветительской роли религии ислам и направлений ее развития;

    в) оказание практической помощи религиозным образовательным учреждениям по научно-исследовательским и учебно-методическим вопросам, а также повышению квалификации педагогических кадров и религиозных работников;

    г) выработку имеющих стратегическое значение проектов и инициатив, направленных на сохранение стабильности социально-духовной среды, защиту молодежи от воздействия чуждых идей.

    14. В целях повышения эффективности деятельности организаций в религиозно-просветительской сфере образовать постоянно действующий Совет по координации образовательной, научной и научно-исследовательской деятельности в религиозно-просветительской сфере (далее – Координационный совет) и утвердить его состав согласно приложению № 2.

    Определить, что:

    а) Координационный совет является консультативным органом, ответственным за вопросы координации всех процессов образовательной, научной и научно-исследовательской работы в религиозно-просветительской сфере;

    б) Комитет выполняет задачи рабочего органа Координационного совета;

    в) Координационный совет осуществляет координацию образовательной и научно-исследовательской деятельности Центра исламской цивилизации в Узбекистане, Международного научно-исследовательского центра Имама Бухари, Международного научно-исследовательского центра Имама Матуриди, Академии и других религиозно-просветительских учреждений;

    г) заседания Координационного совета проводятся ежеквартально не реже одного раза.

    15. Определить основными задачами Координационного совета:

    а) определение направлений широкой пропаганды среди населения таких возвеличенных в научном наследии наших великих предков общечеловеческих идей, как патриотизм и толерантность, на основе идеи «Третий Ренессанс – Новый Узбекистан»;

    б) углубленное изучение деятельности учреждений в религиозно-просветительской сфере, внедрение передовых информационно-коммуникационных и педагогических технологий, инновационных разработок в учебно-воспитательный процесс, а также координацию их научной и методической деятельности;

    в) совершенствование и координацию содержания образования в организациях сферы на основе анализа их научно-методических разработок и опыта, а также обеспечение принципов преемственности при разработке их учебных планов и программ предметов;

    г) предоставление соответствующих рекомендаций по значимости и актуальности тем и направлений исследований (диссертаций) на религиозные темы, выполняемых во всех образовательных и научно-исследовательских учреждениях республики.

    III. Дальнейшее укрепление религиозной толерантности

    16. В целях повышения чувства причастности к развитию Нового Узбекистана у проживающих в республике представителей разных религий, дальнейшего укрепления межконфессионального согласия и религиозной толерантности в обществе одобрить предложение Комитета о совершенствовании деятельности Совета по делам конфессий (далее – Совет). При этом уделить внимание:

    а) включению в состав Совета политических деятелей, общественных активистов, ученых-религиоведов и специалистов в качестве наблюдателей;

    б) предоставлению Совету права на направление запросов, обращений и рекомендаций по проблемам религиозных конфессий в государственные и негосударственные организации;

    в) созданию региональных советов в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской и Ферганской областях;

    г) проведению Советом спортивных соревнований, интеллектуальных игр и культурно-просветительских мероприятий среди профессиональных служителей религиозных организаций, относящихся к разным религиозным конфессиям.

    Утвердить обновленный состав Совета согласно приложению № 3.

    IV. Организация и контроль исполнения Указа

    17. Комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

    18. Возложить на председателя Комитета по делам религий Тошбоева С.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

    Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Давлетова Р.К.

    Президент

    Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

    Город Ташкент,

    21 апреля 2025 года.

    No date selected
    май 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates