Гаджеты в школах: польза или вред?

    Образование 22 февраля 2024 1394

    Смартфоны уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они обеспечивают нам доступ к разнообразным источникам информации, развлечениям, общению. Однако не всегда их использование приносит благо. Особенно это касается школьников, которые пользуются телефонами во время занятий. 

    По данным исследования, проведенного в 2023 году, более 80 процентов школьников в Узбекистане имеют собственный телефон. Свыше 60 процентов учащихся признаются, что пользуются смартфоном на уроках. Данный факт заставляет задуматься о том, как это отразится на учебе, здоровье и поведении.

    Использование телефонов школьниками иногда даже представляет опасность для их жизни. Например, многие переходят дорогу, не отрываясь от гаджетов. Они не смотрят по сторонам, не слышат сигналов, не замечают светофоров и пешеходных переходов. Это может привести к трагедии в дорожно-транспортном происшествии…

    В 2023-м в Узбекистане произошло более 500 случаев наезда на пешеходов, из которых свыше сотни связаны с использованием телефонов. Это говорит о том, что пользоваться мобильным в пути категорически нельзя. Поэтому задача взрослых - обучать учеников правилам дорожного движения, прививать культуру поведения на дороге.

    Еще один важный аспект: использование смартфонов в школе сильно сказывается на успеваемости ребят. Во-первых, ученик отвлекается, не сосредотачивает внимание на учебном материале. По­­этому, пропустив важную информацию, может не понять тему и, соответственно, не выполнить задание. В результате мы получаем не заинтересованного в учебе ребенка, у которого практически полностью отсутствует тяга к обучению.

    Во-вторых, это негативно сказывается на здоровье. Постоянный просмотр экрана вызывает утомление глаз, головную боль, бессонницу, провоцирует и другие проблемы. Кроме того, ученик, проводя все свободное время за гаджетом, зачастую пренебрегает физической активностью и не соблюдает режим питания.

    В-третьих, использование телефона во время занятий может отрицательно влиять на поведение ученика. Такие ребята чаще нарушают правила, демонстрируют неуважительное отношение к педагогам и одноклассникам, непослушные и более агрессивные. Все это приводит к конфликтам.

    Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: использование смартфона во время урока в школе является серьезной проблемой, которая требует внимания и решения. Необходимо принимать меры, чтобы ограничить или вовсе запретить доступ к телефонам во время уроков, а также повысить осведомленность учеников и родителей о негативных последствиях их использования. Только так можно обеспечить качественное образование для школьников.

    Педагоги рекомендуют некоторые меры для решения данной проблемы. Например, установить законодательный запрет на использование смартфонов в школах. Такой опыт успешно внедрен во Франции, Китае и других странах. Полезно также организовать специальные ящики или сейфы для хранения телефонов во время уроков, чтобы ученики не могли ими воспользоваться. Это также может предотвратить потерю или кражу ценной вещи.

    Отдельно хотелось бы остановиться на таком важном аспекте, как воспитательная работа. Следует проводить информационно-просветительские мероприятия с учениками и их родителями, в ходе которых можно в интер­активном формате рассказать детям о пользе и вреде смартфонов, обучить основам медиаграмотности, чтобы ученики могли уверенно себя чувствовать в информационном пространстве. Необходимо объяснить своему ребенку и ученику, что смартфон и интернет - полезные изобретения, а также богатый источник разнообразных лекций, видео­уроков, занимательных игр. Советую поощрять учеников, которые не пользуются телефонами во время уроков. Это будет примером для остальных.

    Как педагог скажу: учителям тоже следует неустанно работать над собой. Необходимо на постоянной основе развивать педагогические навыки и мастерство, учиться вовлекать ребят в интересные и интерактивные занятия, где им не будет скучно. Сегодня существует великое множество приложений и программ, интернет-ресурсов, откуда можно черпать идеи для проведения уроков. Мы уже перешли от старой системы преподавания к инновационным решениям и методикам обучения, внедряем ИКТ и следуем опыту зарубежных государств. Существенно возрос потенциал педагогических работников, а современную школу уже невозможно представить без оборудованного компьютерного класса, кабинетов, оснащенных гаджетами для проведения увлекательных интерактивных занятий.

    Не стоит считать, что телефоны в школе - абсолютно ненужные устройства. Они могут быть полезны, если использовать их с толком и с разрешения преподавателя. Например, если ученик болеет или имеет проблемы со здоровьем, следует позвонить родителям или врачу, чтобы сообщить о своем состоянии и получить помощь. Или если участвует в проекте или конкурсе, он может использовать телефон для поиска информации, общения с одноклассниками или демонстрации работы.

    В пользе гаджетов мы убедились в период пандемии, когда учеба перешла в онлайн-формат. Отзывы педагогов, родителей и учеников указывают на то, что при подобной форме учебного процесса огромную роль играет самообразование. Дистанционное обучение с помощью компьютера и интернета также значительно экономит средства. Существует масса образовательных онлайн-платформ, где учащийся может черпать любую информацию по разным дисциплинам.

    Технологии - не враги образования. Напротив, при разумном использовании гаджеты только помогают нам, педагогам, в ведении учебного процесса. Интернет - полезный и ценный инструмент, кладезь информации, средство коммуникации, облегчающее повседневную жизнь. Смартфоны могут содействовать и ученикам в освоении новых знаний, развитии навыков, расширении кругозора. К тому же прогресс не стоит на месте, а большую часть своей жизни мы проводим за использованием информационных технологий. Образование тоже развивается с учетом современных тенденций. ИКТ открыли широкие возможности перед учителями, во многом облегчив привычную работу. Словом, во всем есть плюсы и минусы. Главное - научить ребенка правильно распределять свое время.

    Следует подчеркнуть, что использование телефонов во время уроков в школе - не просто модная тенденция или личный выбор, а серьезный вопрос, который требует ответственного и осознанного подхода. Только так можно избежать негативных последствий и получить максимальную пользу от одного из величайших изобретений человечества.

    Мухайё Илхамова.
    Учитель начальных классов
    школы № 110 города Ташкента.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates