Гарант обновления и поступательного развития государства

    Мнение 27 марта 2023 2102

    Конституция - ключевой документ, закладывающий правовые основы государства, гарант его суверенного развития, процветания, обеспечивающий согласие в обществе, защиту прав и свобод граждан.

    В настоящее время проводится комплексная работа по преобразованию Конституции страны в подлинно народный документ, основанный на принципе «Человек - общество - государство». Об этом также свидетельствует вовлечение простых граждан, неправительственных организаций, представителей деловых и профессиональных кругов, научного сообщества и интеллигенции в разработку Конституции в новой редакции. Так, в ходе всенародного обсуждения внесено более 220 тысяч предложений, что демонстрирует исключительную важность данного политического процесса.

    Меняющаяся ситуация в мире свидетельствует в первую очередь о том, что многие тенденции прошлых лет сегодня подвержены серьезному пересмотру и трансформации. Поэтому национальное конституционное развитие также отражает особенности глобальных процессов, все больше влияющих на правовые системы государства. Одной из аксиом конституционного права признана недопустимость разрыва между конституционными принципами развития правосознания и общественной практикой.

    Другой безусловной парадигмой времени стало то, что управление современным суверенным государством и обществом осуществляется только в соответствии с Конституцией, в форме и порядке, установленных ею. Все это характеризуется совершенствованием и новым уровнем развития конституционного процесса, так как по прошествии определенного исторического отрезка в жизни государства и с углуб­лением политических реформ в стране вносятся поправки и принимаются новые правовые нормы.

    Многие зарубежные эксперты подтверждают, что в большинство действующих конституций ведущих стран мира системно и последовательно вносятся поправки. Примеров тому достаточно. Как известно, на протяжении последних 200 лет в Конституцию США внесены 27 ключевых поправок. Этого не избежала и одна из самых «свежих» конституций Европейского союза - Конституция Венгрии 2011 года.

    Все это свидетельствует о том, что в последние годы в мире совершенствуются конституционные принципы, а их цель, масштаб и динамика сильно отличаются от прежних.

    В новую редакцию Конституции Узбекистана предлагается включить положение: международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. Это свидетельствует о том, что сегодня для Узбекистана как полноправного субъекта международного права особое значение имеют более 80 международных документов по правам человека, охватывающих общепризнанные принципы и нормы международного права.

    Согласно Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, международный договор - это международное соглашение, заключенное государством в письменной форме с иностранным государством или международной организацией, регулируемое международным правом. К примеру, в конституционной практике Германии, Франции, Испании, Словении и ряда других стран установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью нацио­нальной правовой системы.

    Так, Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями. Укрепление мира и стабильности в регионе ЦА, расширение потенциала нашей страны на международной арене и развитие всеобъемлющих и взаимовыгодных отношений с зарубежными странами определены в качестве основных направлений внешней политики. Установив дипломатические отношения более чем со 140 странами мира, с посольствами в 32 государствах, генеральными консульствами в 17 городах, постоянными представительствами в ООН и других международных организациях, а также с функционированием посольств 44 иностранных государств в нашей республике, Узбекистан демонстрирует миру истинно миролюбивый характер проводимой внешней политики.

    В Конституцию в новой редакции предлагается внести принципиально важное положение о том, что гражданин Республики Узбекистан не может быть выслан за пределы Узбекистана или выдан другому государству, и государство в соответствии с нормами международного права заботится о сохранении и развитии связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Такая норма служит укреплению уверенности наших граждан в том, что они постоянно находятся под защитой государства, предотвращению таких ситуаций, как высылка из своей страны или перевод в другое государство, демонстрацией того, что государство и его органы небезразличны к судьбе своих граждан.

    Каждое защищающее права своих граждан государство безу­словно и в полном объеме заботится о сохранении и развитии отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, в соответствии с нормами международного права. Поправка предлагается по инициативе главы государства, который неоднократно подчеркивал необходимость всесторонней поддержки и защиты соотечественников, проживающих в других странах. Президент Республики Узбекистан на встрече с членами Конституционной комиссии 20 июня 2022 года предложил установить новое обязательство государства, заявив, что отныне оно будет заботиться о поддержании и развитии регулярных отношений с нашими гражданами и соотечественниками, проживающими и работающими за рубежом.

    Современный мир динамичен, а многие события зачастую непредсказуемы. Это неизбежно приводит к серьезной трансформации экономических, политических и другим систем, влечет за собой обновление практически всех сфер жизни и деятельности государства.

    Любая конституция в мире несет в себе прежде всего функцию обеспечения социальной стабильности, что наиболее ценно в нынешних условиях. Возможно, именно с этой особенностью связано понятие «живой конституции», когда принятие конституционных поправок является основным средством государственного развития. И это в очередной раз подтверждает мысль: конституционная реформа - это коренное изменение характера и масштаба развития самого государства.

    Шерзод Арапов.
    Декан факультета международных отношений УМЭД,
    доктор философии по политическим наукам (PhD).

    Улугбек Хасанов.
    Заведующий кафедрой УМЭД,
    доктор философии по политическим наукам (PhD).

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates