Рассмотрен законопроект, возвращенный в комитет на основе возражений оппозиционной фракции в парламенте

На предыдущем пленарном заседании Законодательной палаты проект закона, направленный на совершенствование системы государственного управления в сфере официальной статистики, был возвращен ответственному комитету для доработки и совершенствования, после возражений оппозиционной фракции парламента — Народно-демократической партии Узбекистана.

Оппозиционной фракцией отмечено, что не определен уполномоченный орган по обеспечению разработки, утверждения и реализации государственных программ в сфере официальной статистики, а в статье о производителях официальной статистики вопрос включения государственных органов и хозяйственных объединений в статистические программы в качестве производителей официальной статистики на основе критериев, установленных Национальным комитетом по статистике, не имеет правового обоснования.

Ответственным комитетом при подготовке законопроекта ко второму чтению особое внимание уделено сути и значению официальной статистики в совершенствовании правовой базы реализуемых в стране последовательных реформ, документ был доработан с учетом возражений, предложений и рекомендаций депутатов.

Также проведена реинвентаризация всех нормативно-правовых актов, внесенных в законопроект. В ряд действующих законов внесены соответствующие изменения.

Исходя из того, что в статье 115 Конституции Узбекистана определено, что «Кабинет Министров несет ответственность за осуществление эффективной экономической, социальной, налоговой и бюджетной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы», действующая редакция законопроекта восстановлена.

Законопроектом уточняются дополнительные полномочия, предусматривающие включение государственных органов и хозяйственных объединений в статистические программы в качестве производителей официальной статистики на основе критериев, установленных Национальным комитетом по статистике.

Отмечено, что законопроект послужит обеспечению открытости и прозрачности официальных статистических данных для национальных и иностранных пользователей, а также созданию дополнительных условий для пользователей официальной статистики.

В ходе очередного пленарного заседании постатейно во втором чтении рассмотрен данный проект закона по совершенствованию системы государственного управления в сфере официальной статистики.

После долгой полемики законопроект принят депутатами во втором чтении.

В махаллях главным и младшим инспекторам правоохранительных учреждений предоставляются полномочия, повышается их ответственность

На заседании также во втором чтении рассмотрен проект закона по созданию в махаллях безопасной среды, системе раннего предупреждения правонарушений и обеспечению общественного порядка.

В целях стабилизации криминогенной обстановки в махаллях с тяжелой криминогенной обстановкой и ранней профилактики преступлений совершенствуется деятельность махаллинских пунктов правопорядка, введены должности главных и младших инспекторов по профилактике. Однако полномочиями по рассмотрению дел и принятию необходимых мер в органах внутренних дел наделены только инспекторы профилактики махаллей, а главным и младшим инспекторам правоохранительных органов такие полномочия не предоставлены.

Кроме того, несмотря на то, что инспекторам патрульно-постовой службы органов внутренних дел предоставлены полномочия по оформлению административных протоколов по отдельным выявленным правонарушениям, полномочия по принятию решений по данным административным протоколам возложены на другие должностные лица системы, в частности начальникам и заместителям районных (городских) отделов внутренних дел, начальникам подразделений транспортной безопасности, инспекторам профилактики, у которых большой объем работы.

Вышеотмеченные обстоятельства приводят к затягиванию процесса принятия решений по некоторым делам, что также приводит к излишней волоките граждан.

По этой причине, данным законопроектом также предоставляются полномочия по рассмотрению административных протоколов, составленных должностными лицами патрульно-постовой службы, их руководству.

Законопроект послужит стабилизации криминогенной обстановки в махаллях, своевременному предупреждению преступлений, повышению эффективности работы по охране общественного порядка, экономии времени и ресурсов, а также предотвращению излишней волокиты.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

Упорядочится оборот портативных лазерных излучателей

Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.

Отмечено, что в последнее время участились случаи незаконного ввоза и использования на территории страны портативных лазерных излучателей, что представляет высокую угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности полетов воздушных судов и общественному порядку.

Документом устанавливается административная ответственность за незаконный оборот портативных лазерных излучателей.

Законопроект направлен на повышение эффективности мер контроля и воздействия в сфере оборота портативных лазерных излучателей, предупреждение правонарушений в этой сфере.

Проект закона принят депутатами во втором чтении.

Расширяется перечень исполнительных документов, исполняемых в порядке упрощенного производства

На заседании в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменения в статью 431 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» в связи с дальнейшим совершенствованием упрощенного порядка осуществления исполнительного производства».

Известно, в порядке упрощенного исполнительного производства принудительное исполнение осуществляется без обращения взыскания на имущество должника (за исключением денежных средств) и без применения мер административной ответственности в отношении должника.

Законопроектом расширяется перечень документов исполнительного производства, которые могут быть осуществлены в упрощенном порядке. В частности, предусматривается внедрить упрощенный порядок исполнительного производства исполнительных документов по удержанию расходов на предоставленные услуги за видеоконференцсвязь, удержанию задолженности по коммунальным услугам или услугам связи, задолженности по обязательным взносам и платежам с собственников многоквартирных домов, а также на сумму, не превышающую пятикратного размера базовой расчетной величины.

Документ послужит повышению эффективности взыскания, предотвращению излишнего беспокойства должников путем посещения их домов, а также осуществлению взыскания без применения каких-либо запретов и ограничений в отношении должника.

Законопроект принят депутатами.

Председателю Центрального банка направлен парламентский запрос

В ходе заседания также рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса «О проводимой работе по реформированию банковской системы и трансформации банков».

В целях коренной трансформации банковской сферы страны, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2020 года принята Стратегия реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы, проводится системная работа в этом направлении. Но, несмотря на это, как показывает анализ, доля государства в банковском секторе остается высокой. Также доля активов частных банков в общем объеме активов банковского сектора также остается ниже целевых показателей, определенных стратегией на 2025 год.

В ходе обсуждения парламентского запроса депутаты отметили, что подобные ситуации в сфере трансформации банков негативно сказываются на удовлетворении потребностей субъектов предпринимательства и населения в современных банковских услугах.

На сегодня большая часть вновь созданных кредитных организаций расположены в Ташкенте и областных центрах, поэтому доступ к их услугам в сельской местности ограничен. Это требует принятия дополнительных мер по повышению популярности банковских и финансовых услуг, обеспечению их предоставления во всех населенных пунктах.

Также поступившие от населения обращения свидетельствуют о необходимости принятия безотлагательных мер по предотвращению мошенничества с использованием банковских карт, в частности, внедрения современных систем защиты в банковской системе и обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности.

Исходя из вышеотмеченного принято решение о направлении парламентского запроса Законодательной палаты председателю Центрального банка Т. Ишметову по данному вопросу в целях трансформации банков, удовлетворения потребностей субъектов предпринимательства и населения в предоставлении современных банковских услуг, повышения популяризации банковских и финансовых услуг.

Законодательная палата

Олий Мажлиса

Республики Узбекистан.