Вопросы развития, следовательно, и финансирования учреждений культуры в последнее время широко освещаются, принимаются новые меры, нацеленные на поддержку сферы. Основной тон благотворным свершениям и реформам, конечно, задают официальные документы. Такие, как постановления Президента «Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан» от 28 ноября 2018-го, «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия» от 19 декабря 2018-го, «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства культуры Республики Узбекистан» от 26 мая 2020-го и другие. На их основе сохраняются сформированные в течение многих веков национальные ценности и духовное наследие народа Узбекистана, происходит гармоничная интеграция в международную среду, ведется широкая пропаганда повышения статуса национальной культуры в мировом сообществе.
Однако по сей день остаются актуальными вопросы, связанные с принципами и методами государственной поддержки в сфере культуры и искусства. Так, в мировой практике принято называть инициативы, нацеленные на пропаганду и развитие данного направления, планово-убыточными. То есть даже на далекую перспективу создатели не прогнозируют ни прибыли, ни даже выхода в плюс.
Поэтому в настоящий момент широкий спектр разработок специалистов посвящен рекомендациям по бюджетному финансированию социально-культурной сферы, предлагаются модели многоканального финансирования с участием частного и зарубежного партнерства. Вместе с тем применение инструментария ГЧП в социальной сфере сдерживается в силу преимущественного использования для реализации инвестиционных проектов бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий.
- В каждой стране формируется своя модель государственного финансирования сферы культуры и искусства, типы экономики культуры, адекватной национальной системе бюджетных отношений и традициям государственной поддержки, - говорит искусствовед, арт-оценщик Марат Ниязов. - В то же время всем странам присущ единый подход к культуре как фактору инновационного развития общества. При всем многообразии отраслей и различии их экономического положения культура рассматривается как единый важный сектор национальной экономики, развитие которого требует от государства комплексного подхода и модернизации. Формирование цельной концепции госрегулирования и поддержки этой сферы является необходимой предпосылкой обеспечения эффективной национальной политики в данной области.
Как отмечают эксперты, основополагающим условием решения стоящих перед сферой культуры задач в условиях проведения бюджетной реформы наряду с расширением границ взаимодействия государства с институтами гражданского общества, возрастанием роли и социальной ответственности бизнеса за сохранение культурного наследия является внедрение новых принципов финансирования учреждений культуры с учетом рыночных преобразований.
Сегодня перед республикой стоит первоочередная задача сохранения и дальнейшего развития своих традиций, обычаев. Все это становится мощным фундаментом в условиях дальнейшего вхождения в рынок и адаптации к нему с минимальными издержками, что предполагает продуктивное использование мирового опыта финансирования сферы культуры.
- Современные тенденции институциональной модернизации социальной сферы свидетельствуют о том, что она должна функционировать на основе механизма многоканального финансирования, когда государство задает направления развития и берет на себя определенную социальную ответственность за развитие общества, - продолжает искусствовед. - Одновременно с этим в рыночных условиях должно развиваться частное финансирование в рамках социальной ответственности бизнеса за предоставление социальных услуг, что мы и наблюдаем в Узбекистане. Среди главных задач, стоящих перед государством, - создание условий для формирования механизма эффективного взаимодействия культуры, искусства и бизнеса. Одним из способов модернизации социально-культурной сферы может служить партнерство между учреждениями соответствующего профиля и предпринимательскими кругами. Наряду с этим важным является развитие механизмов участия некоммерческого сектора на рынке госуслуг.
До последнего времени существовало несколько подходов к определению ГЧП, но теперь оно закреплено законодательно на республиканском уровне. Так, согласно Закону «О государственно-частном партнерстве» от 10 мая 2019-го под ним понимается юридически оформленное на определенный срок сотрудничество государственного и частного партнеров, основанное на объединении ресурсов для реализации проектов.
Основные принципы - равенство перед законом государственного и частного партнеров, прозрачность процедур, состязательность и объективность при отборе частного партнера, недопустимость дискриминации и коррупции. Такой подход к ГЧП наиболее точно соответствует сложившимся реалиям и потребностям экономики республики.
С учетом особенностей социально-культурной сферы такое партнерство имеет шансы быть не просто плодотворным, но и выгодным для всех сторон. Плюсами для государственного сектора исходя из международного опыта могут стать положительный социально-экономический эффект и преимущества для бюджетного финансирования, привлечение частного капитала для строительства объектов общественного пользования, разделение доли рисков частными инвесторами. С учетом того, что подобные проекты служат духовному обогащению, но заведомо убыточны, перечисленные пункты важны и актуальны. Частный сектор в свою очередь получает новые возможности для инновационного бизнеса и в ряде случаев - налоговые льготы.
- Исходя из опыта работы за рубежом могу сказать, что в этом плане функцией государства остается контроль за объемом и качеством предоставленных на основе ГЧП услуг, - комментирует Марат Ниязов. - Анализ вариативности применения разных форм ГЧП в сфере культуры позволяет заключить: важное направление в их адаптации - выявление предпочтительных форм в соответствии со спецификой направления.
Так, на практике ГЧП в сфере культуры должно быть развитие механизмов участия некоммерческих организаций в предоставлении общественных услуг. На этом фоне важная тенденция - появление новых институтов взаимодействия государства и частного предпринимательства, внимание, уделяемое данному процессу лидером страны и правительством.
Современные модели ГЧП имеют возможность осуществлять все более масштабные и дорогостоящие инициативы. Например, реставрация памятников архитектуры, которыми богат Узбекистан, спонсирование существующих институций и создание новых, поддержка отечественной культуры - визитной карточки республики.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».