Географические указания в нашей стране регулируются Законом «О географических указаниях», принятым 3 марта 2022 года.
Согласно этому Закону, географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории определенного географического объекта, где качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени зависят от его географического происхождения.
Географические указания широко используются в международной практике. Они, в частности, отражены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), подписанном в 1994 году государствами-членами Всемирной торговой организации. Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, принятый в 2015 году, является одним из специальных международных соглашений, регулирующих эти отношения.
Следует отметить, что в странах Европейского Союза зарегистрировано более 3000 географических указаний и наименований места происхождения товаров, а в Российской Федерации - более 230. Кроме того, в Испании зарегистрировано 16 географических указаний только по мясу, а в Грузии - почти 20 указаний по винам.
Как пример иностранных географических указаний можно отметить Switzerland или Swiss (часы), Feta (сыр), Gorgonzola (сыр), Mozarella di Bufala (сыр), Gouda Holland (сыр), Vodka of Finland (водка), Irish Whiskey (виски), «Scotch Whiskey» (виски), Champagne (вино), «Кубанский картофель», «Тульский самовар» и другие.
На сегодняшний день Министерством юстиции зарегистрировано 5 таких объектов интеллектуальной собственности нашей страны, в том числе «Зомин тандир гўшти», «Марғилон адраси», «Марғилон атласи», «Қўқон пичоқлари» и «Ғиждувон шашлик».
Вместе с тем, местные субъекты предпринимательства могут успешно развивать производство продукции с географическим указанием, поскольку практически во всех регионах Узбекистана имеются уникальные продукции, которые можно зарегистрировать как географическое указание. «Чуст пичоғи», «Бухоро гилами», «Бахмал олмаси», «Мирзачўл қовуни», «Самарқанд нони», «Қашқадарё тандир гўшти», «Паркент узуми», «Қўқон гилоси» и другие товары уже давно пользуются популярностью за пределами страны и потребители ценят эти товары за их качество и репутацию.
Следует отметить, что географические указания принципиально отличаются от товарных знаков. В частности, в товарном знаке потребители узнают производителя товара через его товарный знак, а товарный знак принадлежит одному лицу, а иногда и нескольким лицам по соглашению участников объединения, которые распоряжаются им. При этом товарный знак может быть передан другим лицам на основании договора или лицензионного соглашения.
Напротив, в географическом указании оно не принадлежит конкретному лицу и право пользования им может быть у любого юридического или физического лица, находящегося в этом же географическом объекте (в соответствии со статьей 46 Гражданского кодекса местом нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации) и производящего товары с такими же характеристиками. При этом передача лицом, имеющим право пользования географическим указанием, своих прав другим лицам не допускается.
В соответствии с законом для регистрации географического указания несколько юридических или физических лиц, которые находятся в данном географическом объекте, название которого используется для обозначения производимого ими товара, могут подать заявку в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Заявка о регистрации географического указания может также подаваться негосударственными некоммерческими организациями, представляющими интересы юридических и (или) физических лиц (например, Торгово-промышленной палатой, Ассоциацией «Хунарманд» и т. п.) и местным органом исполнительной власти территории, на которой находится соответствующий географический объект.
Хозяйствующий субъект, желающий пользоваться зарегистрированным географическим указанием, может подать заявку в Министерство юстиции в установленном порядке (Административный регламент, утвержденный Кабинетом Министров). Разумеется, хозяйствующий субъект должен находиться в данном географическом объекте и производить соответствующий товар.
По заявке в установленном порядке Министерством юстиции проводится экспертиза и по результатам выдается свидетельство о праве пользования географическим указанием, срок действия которого может продлеваться на 10 лет каждый раз по заявлению владельца.
Владелец свидетельства имеет право использовать географическое указание любым способом, не противоречащим закону. Например, оно используется в производстве, продаже, выставках, экспорте, рекламе и соответствующих документах. Владелец свидетельства может проставлять рядом с географическим указанием предупредительную маркировку в виде латинских букв «GI» в окружности, указывающую на то, что применяемое на товаре или упаковке обозначение является зарегистрированным в Республике Узбекистан географическим указанием.
Товары, этикетки и упаковки товаров, на которых незаконно используется географическое указание или используются обозначения, сходные с ним до степени смешения, считаются контрафактными и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Следует особо отметить, что уполномоченные государственные органы, включая органы юстиции, осуществляю правовую защиту географических указаний наравне с другими видами интеллектуальной собственности (товарный знак, изобретение, селекционное достижение, авторское право и т. п.).
Увеличение числа производителей, желающих зарегистрировать географические указания, будет способствовать развитию региональных брендов, и производители получают большую выгоду от продажи своей продукции с добавленной стоимостью, защищенной географическим указанием.
Это также способствует увеличению потока туристов в регионы, развитию «гастрономического туризма» и повышению туристической привлекательности регионов в целом.