Правовое регулирование образования имеет особое значение, так как право выступает силой, которая формирует институциональные пути образовательной деятельности и задает направление развитию образования. В связи с чем, принятый 23 сентября с.г. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» создаст именно тот необходимый импульс и направленность, обеспечивая гарантированную Конституцией право на бесплатное общее образование, внедряя в данный процесс новшества, которые предопределены требованиями современных условий.
Следует заметить, что в принятом Законе впервые даётся официальная трактовка терминов, связанных с образованием. Образование рассматривается как системный процесс, направленный на предоставление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений, практических навыков, а также формирование общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие способностей.
В указанном Законе дается понятие дистанционного образования, как одной из форм получения образования посредством использования информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Важность и необходимость данной формы образования доказана в период пандемии, когда во многом помогла ограничить массовое распространение заболевания среди учащихся школ, средне-специальных и высших учебных заведений.
Также в Законе указана такая форма как дуальное образование, в которой теоретическая часть программы обучения изучается в образовательном учреждении, а практическая часть на рабочем месте обучающегося. Формирование компетенций каждого обучающегося и развитие у него практических навыков и опыта требует активного использования практики реализации полученных знаний и навыков. Именно на формирование практических навыков ориентирован данный вид учебной деятельности, т.к. позволяет обучающемуся получить первичные профессиональные навыки, применить в рамках профессиональной деятельности полученные знания и умения.
Особое место в системе образования занимает инклюзивное образование, гарантирующее получение образования любому лицу независимо от его личных особенностей и возможностей. Нормативное закрепление данного вида образования представляет собой реализацию всеобщего права на образование, предусмотренного основным законом страны.
В целях формирования здоровой конкурентной среды между образовательными организациями и стимулирования уровня и повышения качества обучения Законом предусмотрено введение рейтинга образовательных учреждений. Серьезнейшей новацией следует признать внедрение процедуры мониторинга системы образования. Она представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся и принимаемых управленческих решений.
Примечательным является детальное регулирование взаимоотношений родители (и иные законные представители) – обучающийся - образовательное учреждение, путем установления прав и обязанностей, как родителей, так и обучающихся, меры по социальной защите обучающихся и работников образовательных организаций.
В целом принятый Закон Республики Узбекистан «Об образовании» является ключевым инструментом, регулирующим систему образования. Он закладывает ее правовые, организационные и экономические основы, основные принципы, общие правила функционирования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в этой сфере образования.
М.Ниязов,
преподаватель кафедры УПД Специализированного факультета
Ташкентского государственного юридического университета.