Год плодотворной работы и больших достижений

    2020-й в Узбекистане прошел под девизом развития науки, просвещения и цифровой экономики. И, следует отметить, стал по-настоящему прорывным годом для развития сферы ИКТ, реализации масштабных задач и проектов по широкому внедрению цифровых технологий в социально-экономическую жизнь страны.

    В этом году приняты важные документы, заложившие основу для дальнейшего развития цифровой экономики.

    Идейно-правовым фундаментом всех этих преобразований является постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года. В документе нашли отражение актуальные вопросы, связанные с широким внедрением цифровых технологий в работу отечественных предприятий и государственных служб, подготовкой IT-специалистов, комплексной поддержкой предпринимательства в сфере ИКТ, и многие другие.

    Также постановлением главы государства «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» от 17 марта 2020 года утверждена комплексная программа «Цифровой Ташкент», направленная на полное преображение столицы Узбекистана с внедрением передовых ИКТ.

    Логическим продолжением этой работы можно назвать Указ Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. В масштабный программный документ включены «дорожные карты» по цифровой трансформации приоритетных экономических отраслей и регионов.

    COVID-19 и объявленный в связи с этим в марте режим самоизоляции внесли важные коррективы в социально-экономическую жизнь страны. Как отмечал в своих выступлениях Президент Шавкат Мирзиёев, именно в период пандемии коронавируса наглядно доказана важность мер по широкому внедрению цифровых технологий в сферы государственного управления, госуслуг, торговли. Благодаря этому обеспечены непрерывность и бесперебойность работы государственного аппарата, отраслей экономики и сфер общественной жизни.

    Какая же конкретная работа проделана в сфере ИКТ в 2020 году?

    Прочный инфраструктурный фундамент

    Одно из важнейших условий развития цифровой экономики - наличие современной телекоммуникационной базы. Министерством ИКТ в текущем году проделана масштабная работа по развитию телекоммуникационной инфраструктуры в респуб­лике.

    Так, если в 2020-м изначально было запланировано проложить 10 тысяч км оптоволоконных линий связи, то к концу года этот показатель достиг 32 тысяч. Осуществлен монтаж 1 млн портов с увеличением их общего количества до 3 млн.

    Значительно увеличена общая пропускная способность международной сети передачи данных (до 1200 Гбит/с). В областных центрах пропускная способность увеличена в два раза (до 400 Гбит/с), а в районных центрах - в четыре (до 40 Гбит/с).

    Последовательно снижаются цены за международные интернет-­услуги для операторов и провайдеров. Так, если на 1 января 2020 года цена за 1 Мбит/с составляла 56 тысяч сумов, то сегодня она снизилась на 20 процентов (45 тысяч). А с 1 января 2021 года запланировано снижение стоимости данной услуги до 40 тысяч сумов.

    Масштабная работа осуществляется в рамках обеспечения высокоскоростной интернет-связью социальных объектов. По состоянию на 20 декабря текущего года проложено порядка 13,5 тысячи км оптоволоконных линий связи. В результате 75 процентов школ, 87 процентов дошкольных образовательных организаций и 82 процента учреждений здравоохранения обеспечены высокоскоростной интернет-связью.

    Осуществляются последовательные меры по развитию мобильной связи в республике. Только в этом году возведено и запущено в строй5 тысяч станций мобильной связи, а также более трех тысяч станций модернизированы на основе 3G/4G. В результате уровень охвата мобильной связью населенных пунктов в республике достиг 98 процентов, а уровень охвата широкополосной мобильной связью - 90 процентов.

    В октябре совместно с партнерами из Республики Корея в свободной экономической зоне «Джизак» запущен современный завод СП ООО «Global Optical Communication Uzbekistan» по производству волоконно-оптичес­ких кабелей с объемом до 50 тысяч км в год. В дальнейшем это не только позволит обеспечить потребности телекоммуникационной сферы в качественной продукции, которая раньше закупалась за валюту, но и осуществлять ее экспорт.

    Благодаря реализуемым мерам растет охват населения интернет-связью. В настоящее время количество пользователей интернет-услуг достигло 22,1 млн, мобильным интернетом пользуются 19 млн человек.

    Интеллектуальный базис ИКТ-реформ

    Пандемия COVID-19 непосредственным образом повлияла на учебный процесс, полностью переведя его в онлайн-режим.

    Мининфокомом и его подведомственными предприятиями в период пандемии осуществлялась серьезная работа по обеспечению учебного процесса в режиме онлайн по всей респуб­лике. Так, со стороны мобильных операторов и интернет-провайдеров организован бесплатный доступ на веб-сайты ряда отечественных образовательных ресурсов. С марта на национальном телевидении в открытом режиме стартовали онлайн-уроки под рубрикой «Онлайн-школа».

    Ташкентский университет информационных технологий, университеты Инха и Амити в столице, а также Специализированная IT-школа имени Мухаммада ал-Хоразмий оперативно внедрили дистанционные формы обучения и взаимодействия с учащимися. Также данными учебными заведениями организован прием документов и проведены вступительные экзамены в онлайн-режиме.

    Плодотворную работу в 2020 году в рамках образовательного направления проделал IT Park, при непосредственном участии которого организован и успешно претворен в жизнь ряд онлайн-проектов. Среди них можно выделить онлайн-курсы IT Tadbirkor с участием авторитетных и известных IT-специалистов, акцию по получению бесплатного образования для граждан Узбекистана совместно с Coursera - одной из ведущих образовательных онлайн-платформ в мире. В числе значимых проектов IT Park - разработка и производство видеоуроков IT-цент­рами технопарка по актуальным компь­ютерным и ИКТ-направлениям.

    Другое важное направление по широкой подготовке IT-специалистов - программа по созданию учебных центров цифровых технологий по республике в рамках третьей из пяти инициатив, выдвинутых Президентом, - организации эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета. Сегодня по стране открыто 102 центра, где созданы необходимые условия для обучения местной молодежи основам ИКТ, а также для повышения квалификации IT-специалистов.

    В ноябре 2019 года стартовал мегапроект «Один миллион программистов» (One Million Uzbek Coders) по широкому дистанционному обучению и населения актуальным ИКТ-специальностям посредством онлайн-портала (uzbekcoders.uz). Первый год действия программы One Million Uzbek Coders был весьма плодотворным. Всего за 12 месяцев на данной платформе зарегистрировались 120 тысяч человек, из которых 34 тысячи получили сертификаты об участии в проекте, а 18 тысяч - об успешном окончании курса. Проведены три отборочных тура, по итогам которых определены обладатели 150 грантов на бесплатное обучение по программе Udacity Nanodegree.

    IT Park - локомотив развития IT-предпринимательства

    Масштабная работа ведется по созданию необходимых условий для развития IT-предпринимательства. И центральная роль здесь отводится Технологическому парку программных продуктов и информационных технологий (IT Park).

    Как отмечал в своем выступлении глава республики, деятельность IT Park уже приносит свои плоды. Учитывая это, принято решение открыть его филиалы и в других городах страны. Уже созданы территориальные подразделения технопарка в Андижане, Маргилане, Гулистане, Джизаке, Карши и Самарканде.

    При участии IT Park в текущем году реализован ряд значимых инициатив по поддержке IT-стартапов. В их числе - программы инкубации и акселерации, среди которых можно выделить такие проекты, как Tumaris Tech по поддержке женского IT-предпринимательства, инкубатор разработки игр GameDev Goethe, реализуемый совместно с Институтом Гёте в Ташкенте, четырехнедельная мини-программа по акселерации TRACTIONCamp Online Central Asia, программа Investment Readiness Accelerator совместно с MOST - первым частным бизнес-­инкубатором в Центральной Азии.

    С целью комплексной поддержки бизнес-начинаний молодежи в сфере ИКТ при вузах организуются IT-инкубационные центры. В настоящее время их шесть: в Туринском политехническом университете в столице, Ташкентском филиале Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Ташкентском государственном экономическом университете, университетах Инха и Амити в Ташкенте, Каршинском инженерно-­экономическом институте.

    Активно развивается сотрудничество с международными организациями и компаниями. На сегодня технопарк успешно взаимодействует более чем с 40 зарубежными компаниями и организациями.

    С целью продвижения продукции и услуг резидентов IT Park на международных рынках, привлечения иност­ранных инвестиций в стартап-проекты IT Park в августе этого года открыл свое представительство в США. В дальнейшем представительства технопарка запланировано открыть также в Австралии, Японии, ОАЭ и государствах Европейского союза.

    Удобный и доступный E-сервис для населения

    В числе приоритетных направлений цифровой трансформации респуб­лики - развитие системы электронного правительства. Один из важнейших проектов в этой сфере - Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), посредством которого налажено оказание населению госуслуг в дистанционном режиме. К настоящему времени на портал подано порядка 24,4 млн заявок, а общее количество пользователей ЕПИГУ превысило 369 тысяч человек. В январе было запущено мобильное приложение ЕПИГУ, также функционируют Telegram-бот портала и услуга SMS-информиро­вания.

    В период пандемии COVID-19 особенно вырос спрос на электронные госуслуги. Так, в марте, когда был введен режим ограниченного передвижения, с целью создания дополнительных удобств для населения внедрена услуга «Получение специального разрешения на продвижение автотранспортных средств». Объем заявок для ее получения превысил 100 тысяч, в том числе 96,7 тысячи - через Единый портал.

    Одной из важных инициатив стало внедрение в июне текущего года на ЕПИГУ новой услуги - «Онлайн-­регистрация абитуриента» для подачи документов в вузы по направлению бакалавриата на 2020/2021 учебный год в онлайн-режиме. Со дня ввода в действие ею воспользовались уже более 57,6 тысячи человек.

    В текущем году в систему ЕПИГУ внедрен ряд актуальных онлайн-­услуг для населения. Граждане теперь могут:

    • записаться на прием к врачу;
    • получить информацию о состоянии лицевого счета по бытовым отходам;
    • получить архивную справку о подтверждении заработной платы и стажа работы;
    • получить справку с места учебы и архивную справку о наличии высшего и среднего специального образования;
    • зарегистрироваться в электронной очереди в отдел миграции и оформления гражданства (паспортный стол);
    • подать заявление на получение единовременного пособия при рож­дении;
    • подать заявление на регистрацию по месту постоянного проживания и не только.

    Вектор на модернизацию

    Не менее важным видом связи, имеющим стратегическое государственное значение, является почта. Сегодня реализуются комплексные меры, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности почтовых служб путем широкого внед­рения цифровых технологий и освоения новых рынков услуг.

    В числе новых и удобных услуг можно отметить «Тезкор почта» («Быстрая почта») - пересылку и выдачу отправлений в короткие сроки и в приоритетном порядке, гибридную почту - электронную отправку документов и их последующую распечатку для предоставления получателю.

    Продолжается работа по расширению собственной электронной платежной (биллинговой) системы. Сегодня для населения создана возможность осуществления оплаты более 60 видов платежей, в том числе за телефонные, мобильные и коммунальные, интернет-услуги, штрафов и другие.

    В целях создания удобств для населения и повышения качества услуг вновь открыты 34 районных узла почтовой связи и 43 отделения почты, деятельность которых была приостановлена за последние полтора года, создано 435 рабочих мест.

    Во время пандемии COVID-19 нацио­нальный почтовый оператор продолжил работать в обычном режиме и оказывать бесперебойные почтовые услуги клиентам с соблюдением санитарно-эпидемиологичес­ких требований. Отправка почты в зарубежные страны осуществлялась наземным транспортом в 38 государств. С 30 марта до 30 апреля действовала специальная акция: на 50 процентов были снижены тарифы по денежным переводам через автоматизированные объекты почтовой связи во всех регионах республики. Для клиентов был внедрен новый выгодный тарифный план международных почтовых отправлений Eхtrа.

    С целью дальнейшего развития почтовой сферы 14 декабря этого года принято постановление Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы оказания услуг почтовой связи». Также в настоящее время разрабатывается новая редакция Закона Республики Узбекистан «О почтовой связи».

    * * *

    2020-й год, без сомнения, стал весьма плодотворным в сфере ИКТ. За этот период приняты важные документы и реализован ряд масштабных проектов, заложивших фундамент для дальнейшей цифровой трансформации республики.

    Учитывая важные задачи, которые необходимо реализовать для дальнейшего развития ИКТ-отрасли и цифровой экономики, Мининфокомом будет продолжена работа по широкому внедрению цифровых технологий в работу государственных и хозяйственных органов, поддержку отечественных предпринимателей и стартаперов в сфере ИКТ, подготовку высококвалифицированных IT-специалистов.

    Подготовила
    Юлия Сарымсакова.
    «Правда Востока».

    При содействии пресс-службы Министерства по развитиюинформационных технологий
    и коммуникаций Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates