Теперь согласно постановлению Президента «О проведении Международного форума гончарного дела и выставки-продажи гончарной продукции» от 23 августа 2021 года у мастеров появятся новые возможности в начинаниях, а вместе с тем и праздник, посвященный чествованию их непростого, но столь прекрасного труда.
Основанное на духовном опыте народа, его устремлениях и поэтике декоративно-прикладное искусство Узбекистана - важнейшая часть культуры страны, живая традиция, сохраняющая цепь преемственности поколений, служащая неисчерпаемым источником идей и вдохновения для современных профессиональных художников.
В динамично развивающемся обществе огромное внимание уделяется сохранению культурного наследия, его развитию. По стране действуют мастерские ремесленников, которые работают в древних техниках. Созданы условия для реализации продукции. Всесторонней поддержкой государства окружены музеи страны, мощнейший инновационный подъем наблюдается в национальных ремеслах, возрождено множество уникальных их видов.
Гончарное дело относится к числу наиболее древних искусств. Так, наличие легкодоступного материала - глины - обусловило раннее и практически повсеместное развитие этого ремесла, которое зародилось на заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя. В разных частях земного шара создавались похожие изделия, вылепленные неуклюже, со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита, это ремесло уже в период неолита получило развитой характер, широко распространился и обжиг.
С тех пор прошло много времени. По сей день такие творения остаются популярными: наверняка в каждом доме найдется хотя бы пара вещиц из глины...
В Узбекистане издавна этот материал был наиболее востребованным как у ремесленников, так и обычных людей. Исторические и этнические условия развития отдельных регионов нашей страны в прошлом имели свои особенности и привели к сложению локальных школ гончарного производства с характерными чертами, которые сохраняются и в нынешнее время: в узорах, композициях, цветосочетаниях, приемах технологии.
Керамика мастеров Ташкента отлична от самаркандской и бухарской. Изделия представителей Ферганской долины - от хорезмских, сурхандарьинских и кашкадарьинских.
С течением времени карта ремесленных центров менялась: исчезали одни промыслы, развивались другие. Керамика многих известных в прошлом центров заняла место среди музейных раритетов. К такому ценнейшему наследию приобщается новое поколение узбекских мастеров. Богатый, накопленный веками опыт в формовке изделий, технологии производства, орнаментальном и колористическом решении передается от дедов и отцов к сыновьям и внукам. Династии керамистов, работающие в разных уголках Узбекистана, насчитывают по 6-15 поколений. Каждый мастер имеет свой индивидуальный почерк и является носителем традиций определенной школы.
Один из таких мастеров - Ильхом Тошев. Он родился в Бухаре и еще в школьные годы начал обучаться секретам керамики у отца. Все свободное время проводил в небольшой мастерской, помогал в работе, страстно мечтал творить самостоятельно.
По окончании Ташкентского театрально-художественного института (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана) по специальности «художественная керамика» работал художником на Гиждуванском керамическом заводе, затем в бухарских художественно-производственных мастерских. В течение пятнадцати лет обучал молодое поколение творчеству в Бухарском лицее-интернате изобразительного и прикладного искусства.
Воспользовавшись предоставленными в годы независимости возможностями для развития ремесленничества, серьезно занялся любимым делом - изготовлением керамики и реставрацией древних образцов. Сегодня в доме мастера более сотни самобытных вещиц - от домашней утвари до редчайших фигурок экзотических животных. По найденным артефактам ремесленник восстановил старинные формы и узоры керамических изделий. Именно поэтому выполненная им уникальная продукция гармонично сочетает в себе древние традиции и современный стиль, пользуется большой популярностью среди истинных ценителей искусства.
Ильхом Тошев открыл в столице мастерскую, где трудится, готовит новую плеяду гончаров. Работы обладателя серебряной медали Академии художеств Узбекистана, призера республиканских и зарубежных выставок в Германии, России, Франции, Японии и других странах украшают многие частные коллекции.
- Благодаря большому вниманию, которое уделяется в нашей республике с первых лет независимости развитию национального ремесленничества, возрождены многие виды утраченных ремесел. Одно из самых древних - керамика - буквально получило вторую жизнь, - говорит мастер. - И теперь в рамках вышеназванного августовского постановления Президента ремесленникам предоставлены широкие возможности для реализации творческого потенциала, более эффективного развития национального искусства.
Так, согласно документу, в целях бережного сохранения, возрождения, развития и широкой пропаганды на международном уровне издревле формирующихся в стране традиций гончарного дела, расширения производства и наращивания экспорта соответствующей продукции, всесторонней поддержки искусных ремесленников и совершенствования деятельности школ «устоз - шогирд» каждые два года (начиная с 2022-го) в сентябре будут проходить Международный форум гончарного дела и выставка-продажа гончарной продукции.
Первый форум и международная научно-практическая конференция в его рамках на тему «Сохранение и развитие традиционного гончарного дела: проблемы и решения» состоятся в Риштанском районе Ферганской области.
- Важно, что форум и выставка-продажа пройдут в дни II Международного фестиваля народно-прикладного искусства в Коканде, проводимого также каждые два года в сентябре, - продолжает И. Тошев. - Участвуя в последнем, не мог представить, что спустя пару лет наше ремесло удостоится такой чести: отдельного масштабного и значимого праздника. Оба события станут единым целым, взаимодополняя друг друга. Ведь мы, узбекистанские мастера, работаем в одном направлении - продолжаем дело отцов и дедов.
Стоит отметить, что в рамках реализации постановления предусмотрены организация научно-практической конференции, смотры-конкурсы, презентации и показы, театрализованные концертно-зрелищные программы, культурно-просветительские и пропагандистско-разъяснительные мероприятия.
- Конечно, керамические изделия, как и многие другие виды самобытного искусства, сейчас выпускаются большими партиями и на заводах. Там узоры абсолютно симметричные, созданные с использованием компьютерной техники и всегда одинаковы. У нас все иначе, - мастер достает пестрый ляган и демонстрирует его витиеватые узоры. - В любом рукодельном произведении можно заметить небольшие вмятины, неровности и шероховатости. Порой отличаются и краски, ведь по древней методике окрашивающие растворы готовим сами. В результате каждый раз выходит оттенок, который больше никогда и никем не будет повторен в идеальной точности, что и придает изделию характер, делает его отличным от остальных и безгранично ценным. Уверен: Узбекистан посредством проведения Международного форума гончарного дела напомнит общественности об этом, а со временем ремесленные школы появятся во всех уголках мира.
Важно, что направление получает свое развитие в Узбекистане уже на протяжении достаточно долгого времени. Например, по инициативе руководителя страны в Риштанском районе Ферганской области был создан Международный центр керамики. Торжественная церемония открытия уникального объекта состоялась в январе текущего года. Организация, в структуру которой также входят музей истории Риштана, экспозиционные галереи и отделение банка, занимает площадь в 1,1 гектара и включает 20 отдельных комплексов. На первом этаже мастерские и шоурумы, а на втором - жилые помещения и рабочие кабинеты. Каждый передан опытному мастеру для организации производства гончарной продукции и обучения учеников по своей индивидуальной методике, передающейся из поколения в поколение на протяжении многих веков.
Еще одним из недавних важных решений стало подписание другого постановления Президента, изменившего сферу коренным образом, - «О мерах по ускоренному развитию и поддержке гончарного дела» от 23 марта 2021-го. В рамках его реализации в международных аэропортах и на вокзалах появились специальные площадки для продажи гончарных и других изделий ручной работы в зонах беспошлинной торговли. Также представители народно-прикладного искусства Узбекистана уже начали ездить в другие страны, чтобы проводить мастер-классы. Тем самым государство не только содействует отечественным ремесленникам в поиске новых рынков, партнеров, но и знакомит зарубежные страны с нашей культурой, традициями.
Как считают представители сферы, все вышеперечисленные перемены - большое подспорье для ремесленников, к которым, к сожалению, уже не так часто идут в ученики молодые ребята. Теперь благодаря тому, что рынок (в том числе и внешний) меняется, товары начинают пользоваться спросом, последовало и ожидаемое развитие школы «устоз - шогирд».
- Привлечение молодежи к профессии - вопрос актуальный, - комментирует Ильхом Тошев. - Сам более сорока лет работаю с глиной. Еще школьником обучался этому искусству. Вот и сын пошел по моим стопам. Помогают жена и дочь. Также много талантливых учеников, под моим руководством постигающих секреты гончарного искусства: как выбирать глину, лепить изделия, готовить краски и наносить узор. В мастерской создаем большие хумы, кувшины, касы, пиалы, ляганы и разные фигурки. Здесь часто бывают и туристы, которые, увлекшись, порой садятся за гончарный круг попробовать себя в этом деле.
* * *
Узбекистан не только сохраняет древние традиции, но и успешно интегрирует их в современную жизнь. И вот уже местные мастера отлично разбираются в маркетинговых стратегиях, правилах здоровой конкуренции и осознают важность положительного имиджа и хорошей рекламы.
Все эти перемены неизбежны, поскольку позволяют такому явлению, как, например, гончарное дело, продолжать набирать популярность в XXI веке. Неизменно одно: древние традиции уникальной отрасли прикладного искусства с ее богатой и тонкой орнаментикой продолжают воплощаться в повседневно используемых гончарных глазурованных изделиях, поражающих воображение.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.