Всемирным экономическим форумом прог­нозировалось, что большинство технологий четвертой промышленной революции станет повседневностью уже в 2027 году. Но пандемия, связанная с распространением COVID-19, значительно ускорила этот процесс.

В таких условиях перед юристами стоит важная задача по адаптации правовых институтов и инструментов к новой среде. При этом новая среда стремительно меняется, что требует не просто адаптации, а готовности законодательства к будущим изменениям.

Не случайно «Право 4.0» (Видение права в условиях четвертой промышленной революции) стало основной темой второго международного юридического форума Tashkent Law Spring, прошедшего в Ташкенте.

Только в качестве спикеров здесь собрались представители более 25 стран мира и 20 международных организаций. Поэтому форум - уникальная площадка для обсуждения современных тенденций и выработки предложений по дальнейшему развитию права.

В программу были включены пленарное заседание, 9 дискуссионных сессий, 5 круглых столов и один мастер-класс, в ходе которых в качестве докладчиков выступили ведущие национальные и зарубежные эксперты.

В частности, в первой сессии на тему «Государственная правовая политика: текущие вопросы и будущие тенденции» в качестве спикеров участвовали министры юстиции Азербайджана, Беларуси, Казахстана, России, Сингапура и Узбекистана.

На видеохостинге YouTube данную сессию в режиме реального времени смотрели около 10 тысяч пользователей, что свидетельствует о высоком интересе, ведь у участников была уникальная возможность задать интересующие их вопросы министрам юстиции шести стран.

Выступающие рассказали о реализуемых проектах в сфере цифровизации деятельности органов и учреждений юстиции, об актуальных вызовах и будущих тенденциях в сфере реализации единой государственной правовой политики.

Министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек ДАВЛЕТОВ:

- Недавно принят Закон «О нормативно-правовых актах» в новой редакции, в котором закреплены такие современные для нашей правовой системы вопросы, как цифровизация законотворчества, оценка регуляторного воздействия и общественное обсуждение, современные виды экспертизы и другие новшества.

Передовые технологии создают беспрецедентные условия для участия разных сторон в законо­творчестве. Во многих странах, в том числе Узбекистане, функционируют специальные веб-порталы, предназначенные для общественного обсуждения проектов актов законодательства, что является проявлением прямой демо­кратии.

Все большую популярность приобретает новая форма общения (диалога) государства с народом. Как показывает практика, в нашей стране наиболее удобная форма диалога государства с народом - мобильные приложения, которыми можно пользоваться через смартфон. В этом контексте заложен огромный потенциал концепции невидимого государства, когда в режиме онлайн можно решить любой вопрос, связанный с государством.

На наш взгляд, профессия юриста трансформируется. Это тесно связано с автоматизацией многих процессов, поэтому необходимо готовиться к массовому переобучению кадров.

При этом переобучение юристов требуется не только в процессуальных технологических изменениях, но и осознании и освоении сущности вновь возникающих общественных отношений, будь то оборот криптовалют или же унаследование аккаунта в социальной сети.

Министр юстиции Российской Федерации Константин ЧУЙЧЕНКО:

- Министерство формирует деятельность по двум направлениям: цифровая трансформация правовой системы и оказание госуслуг на основе принципа клиентоориентированности.

Новые технологии должны изменить в лучшую сторону вопросы оказания бесплатной юридической помощи. Так, в России ведется работа по созданию специального информационного ресурса. Граждане могут воспользоваться данным порталом при возникновении правового вопроса либо определенных жизненных обстоятельств, требующих юридического сопровождения.

В 2020 году Минюстом России разработана система, которая позволяет проводить с применением технологии искусственного интеллекта анализ нормативно-правовых актов, поступающих на регистрацию, и правовую экспертизу. Система проходит тестирование и будет введена в эксплуатацию в текущем году. Такая работа - среди необходимых элементов полномасштабного межгосударственного электронного взаимодействия в правовой сфере.

Министр юстиции Республики Беларусь Олег СЛИЖЕВСКИЙ:

- Юридические консультации по видео­связи развиваются. В 2020 году было предоставлено около двадцати тысяч таких консультаций. Оформляются онлайн-документы, удостоверяющие личность, в том числе биометрические паспорта, электронно-цифровая подпись, ID-карты и не только.

При осуществлении нотариальных действий используются Единая электронная система учета нотариальных действий наследственных дел, технологии государственных информационных ресурсов.

С 2020 года предусмотрена возможность направления исполнительных процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде, что существенно повышает оперативность и снижает финансовые расходы.

Министр юстиции Азербайджанской Респуб­лики Фикрет МАМЕДОВ:

- Одним из пяти направлений программы развития «Азербайджан-2030» является создание цифрового общества, в рамках которого осуществ­лен ряд мероприятий. В частности, внед­рена практика оказания более 300 видов электронных услуг почти в 40 системах в одном здании, создана «электронная нотариальная система» (а также мобильное нотариальное приложение), которая позволяет совершать соответствующие действия из любого места.

Также Министерством юстиции разработана и запущена информационная система «Электронный суд». Она охватывает весь процесс с момента обращения в суд до исполнения его решения, обеспечивает электронный документооборот, аудио- и видеозапись судебных процессов, проведение видеоконференций, что максимально снижает временные затраты участников судебного процесса.

Кроме того, по инициативе Министерства юстиции создано приложение «Мобильный суд», которое еще более упрощает доступ к суду (без привязанности к компьютеру), позволяет моментально получать судебную информацию, мобильно участвовать в судебном процессе.

***

В целом отмечалось, что лишь на примере деятельности органов юстиции мы можем констатировать высокий уровень цифровизации.

Вместе с тем юридическое сообщество должно уделить первостепенное внимание формированию цифрового права как самостоятельного направления правового регулирования. Отношения в киберпространстве отличаются от общественных цифровым характером взаимодействия между субъектами виртуального пространства. Поэтому цифровое право должно формироваться за счет обеспечения соответствия разных отраслей законодательства условиям цифровой экономики и информационного общества.

В условиях четвертой промышленной революции необходимо по-новому взглянуть на правовые институты и последовательно адаптировать традиционные правовые механизмы к новым реалиям.

Азам Эркинов.
Главный консультант Управления
Министерства юстиции Республики Узбекистан.