Государственная служба - ответственность и компетентность

    Страна в фокусе 1 декабря 2020 1681

    Согласно Указу Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года осуществляются широкомасштабные преобразования, направленные на повышение эффективности государственной службы в стране. Принимаются меры по отказу от практики совмещения органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, созданию современной системы оплаты труда и социального обеспечения работников государственных органов и организаций.

    Вместе с тем сохраняется ряд системных проблем и недостатков, приводящих к недостаточному обеспечению госорганов и организаций достойными специалистами, несоответствию квалификации кадров поставленным задачам и современным потребностям, низкому качеству принимаемых решений. Это говорит о том, что отсутствует единый механизм отбора и расстановки кадров в государственной гражданской службе, нет закона, регулирующего деятельность служащих, работающих в госорганах.

    Президент в Послании Олий Мажлису в декабре 2017 года, уделив внимание вопросу подготовки кадров для государственных органов, подчеркнул, что сегодня сама жизнь требует от нас формирования профессиональной, мобильной и нацеленной на конкретные результаты системы государственной службы, разработки эффективной системы, открывающей широкую дорогу инициативным, мыслящим по-новому, преданным Родине и народу кадрам.

    В Послании парламенту в 2018 году глава государства, вновь остановившись на данном вопросе, отметил, что для повышения эффективности государственного управления необходимо сформировать единую кадровую политику, нацеленную на привлечение квалифицированных специалистов на государственную службу. Нужно признать тот факт, что в государственных органах не хватает квалифицированных и профессиональных кадров. Все еще не определен статус госслужащих, отсутствуют прозрачные механизмы приема на государственную службу.

    В целях устранения вышеназванных причин и проведения ускоренных реформ в данной сфере в соответствии с Указом главы государства «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года образовано Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан, определены приоритетные направления дальнейшего совершенствования и реформирования государственной гражданской службы.

    В рамках реализации этого Указа усовершенствован проект Закона «О государственной гражданской службе», основанный на реализации основополагающего принципа «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

    Этот проект закона стал предметом бурного общественного обсуждения в интернете. В таком важном демократическом процессе приняли активное участие не только представители государственных органов, но и зарубежные эксперты, специалисты, журналисты, простые граждане. В результате анализа поступивших от общественности предложений межведомственной рабочей группой, в состав которой входили ученые, независимые исследователи, национальные эксперты, представители заинтересованных органов, в проект закона было внесено более 70 изменений и дополнений.

    Законопроект основан на таких целях и задачах, как организационно-правовое единство государственной гражданской службы, обеспечение единства правового статуса государственных гражданских служащих, повсеместное применение принципа меритократии, введение единой системы оплаты труда.

    При разработке проекта закона были апробированы модели государственной службы многих зарубежных стран.

    Остановимся на некоторых ключевых аспектах проекта закона.

    Во-первых, статус государственного гражданского служащего определяется правами, обязанностями и особыми ограничениями, связанными с его деятельностью.

    Обеспечение правовых и социальных гарантий защиты гражданских служащих позволяет им расширять круг своих обязанностей, принимая при этом специальные меры для предотвращения возможных правонарушений и должностных преступлений.

    Во-вторых, в целях создания равных возможностей для всех кандидатов путем применения принципов открытости и меритократии в доступе к государственной гражданской службе вводится порядок приема на работу на основе открытого независимого конкурса. Это позволит государственной гражданской службе набрать наиболее подходящий, способный и полностью соответствующий установленным требованиям персонал.

    В-третьих, определяется система оценки, основанная на наиболее важных показателях эффективности, путем внедрения механизмов открытости и прозрачности при продвижении по службе государственных гражданских служащих. Посредством этой системы расстановка кадров на основе их профессиональных качеств будет иметь положительные результаты, такие как предотвращение коррупции, кумовства, стимулы при назначении на должности наиболее подходящих и талантливых сотрудников.

    В-четвертых, будет введена единая система присвоения квалификационных рангов и оплаты труда государственных служащих, что предотвратит дисбаланс в данной сфере. Этим государство обес­печит конкурентоспособность государственной гражданской службы с другими секторами, скажем, с частным сектором, повысит престиж государственной гражданской службы и позволит сформировать резерв квалифицированных кадров.

    В-пятых, Агентство развития государственной службы определяется как орган, ответственный за создание государственной гражданской службы.

    Определение специально уполномоченного органа за реализацию единой государственной политики в сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов в государственных органах и организациях позволит:

    • осуществить мониторинг и анализ тенденций и перспектив развития государственной гражданской службы с выработкой предложений по устранению проблем и вызовов в данной сфере;
    • внедрить инновационные методы управления персоналом и развития человеческих ресурсов, основанные на принципах открытости, профес­сионализма и подотчетности;
    • провести мониторинг процесса внедрения системы ключевых показателей оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих;
    • организовать управление Национальным кадровым резервом, ведение Государственного реестра должностей государственной гражданской службы, а также создание и ведение единого открытого портала вакантных должностей государственных гражданских служащих;
    • сформировать у государственных гражданских служащих высокую профессиональную этику, антикоррупционную культуру и нетерпимое отношение к коррупции.

    Словом, проект закона предусмат­ривает дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов государственных гражданских служащих, что возлагает на них еще большую ответственность.

    Поэтому вопросы обеспечения государственной гражданской службы высококвалифицированными кадрами, непрерывной работы с ними, повышения квалификации, формирования резерва квалифицированных и ответственных специалистов являются приоритетными для любой страны.

    Закон «О государственной гражданской службе» послужит правовой основой для организации работы в данном направлении.

    Абдихамид Тамикаев.
    Заведующий департаментом Агентства развития государственной службы
    при Президенте Республики Узбекистан.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates