В мероприятии приняли участие руководители высших органов финансового контроля восьми государств - членов ШОС. От Узбекистана с докладом и презентацией «Дистанционный аудит» выступил первый заместитель председателя Счетной палаты Республики Узбекистан Баходир Турабов.
Стороны были проинформированы об опыте Счетной палаты Республики Узбекистан по проведению дистанционных проверок. В частности, основное внимание уделялось следующим ключевым аспектам.
Текущий контроль в условиях пандемии COVID-19
Пандемия коронавируса в 2020 году коснулась также и деятельности высших органов финансового контроля.
Во-первых, в результате пандемии, негативно отразившейся на деятельности налогоплательщиков в стране, в том числе предприятий с госдолей, произошло резкое сокращение поступлений в Государственный бюджет. В результате возник дефицит бюджетных средств для постоянного финансирования таких важных расходов социального значения, как заработная плата, медикаменты и продукты питания.
Во-вторых, в связи с необходимостью строительства в сжатые сроки карантинных центров и медицинских учреждений в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации для закупки медицинского оборудования, лекарственных средств и продуктов питания был введен порядок осуществления затрат без проведения конкурса (тендера). Это в свою очередь привело к риску приобретения некачественной продукции по цене выше рыночной или в условиях конфликта интересов.
В-третьих, из-за ограниченных возможностей проведения государственного аудита на местах возрос риск нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, и это вызвало затруднение контроля законности расходования средств объектом аудита без изучения его деятельности и первичных учетных документов. Счетной палате пришлось перейти исключительно на дистанционную работу.
Кроме того, в настоящее время встречается ряд трудностей при осуществлении онлайн-аудита: информационно-коммуникационные технологии внедрены в деятельность на надлежащем уровне не на всех объектах контроля; базы данных не полностью переведены в электронный формат; недостаточность методологической базы для проведения дистанционного аудита; недостаток профессиональных навыков и опыта полноценного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий и проведения дистанционного контроля.
Дистанционный аудит
Сегодня Счетная палата имеет возможность осуществлять онлайн-мониторинг путем подключения к программному обеспечению 45 министерств и госорганов страны. В связи с этим уделено особое внимание трем приоритетным направлениям при проведении дистанционного аудита.
Первое направление - выявление дополнительных источников поступлений в Государственный бюджет. При этом путем сопоставления электронных отчетов в программных комплексах налоговых, финансовых и органов статистики взысканы в бюджет дополнительные источники поступлений.
Например, при сопоставлении показателей налоговой отчетности с показателями органов статистики, внешнеторгового оборота, объемов завершенного строительства и государственных закупок предотвращены случаи занижения источников уплаты налогов.
Посредством базы данных Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан проведен анализ финансовых результатов государственных предприятий, что тоже пополнило Госбюджет. Осуществлен контроль за процессом реализации инвестиционных проектов и своевременной выплаты налогов. Выявлены имеющиеся проблемы, представлены рекомендации правительству по их устранению. В частности, даны предложения по приглашению зарубежных экспертов узкой специализации путем организации чартерных рейсов, а также ускорения запуска 81 запоздавшего крупного инвестиционного проекта.
Второе направление - осуществление дистанционного контроля за правильным и целевым использованием средств, направляемых на борьбу с последствиями пандемии, и изучение возможности оптимизации расходов Государственного бюджета.
Все сотрудники Счетной палаты были задействованы для ежедневного мониторинга расходов министерств и ведомств посредством этой информационной системы. С помощью программного комплекса Министерства финансов Республики Узбекистан проведен анализ расходов: не имеющие высокий приоритетный характер перенесены на будущий период.
Особое внимание также уделялось своевременной выплате заработной платы путем ежедневного мониторинга базы данных министерств финансов и здравоохранения, коммерческих банков и других организаций. Под контролем были и вопросы недопущения в учреждениях здравоохранения нарушений законодательства на всех этапах: при проведении государственных закупок, учете и списании товарно-материальных ценностей, включая поступившие за счет государственных резервов и гуманитарной помощи, а также их эффективном использовании. В частности, в период пандемии были временно приостановлены расходы Государственного бюджета, связанные с приобретением основных средств и капитальным ремонтом. Поскольку сократилось масштабное строительство, Счетной палатой проведен дистанционный контроль над возведением карантинных зон и больниц. Используя базы данных Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан, заказчика и проектных организаций, удалось избежать необоснованных и чрезмерных затрат путем сопоставления данных об объемах строительства, выполненных подрядчиками.
Проведен дистанционный анализ реальной потребности центров карантина и больниц в лекарствах и продуктах питания, что позволило выявить излишние и нецелевые расходы. Например, определен объем потребности в лекарствах и продуктах питания по нормам, принятым Министерством здравоохранения, исходя из количества зараженных коронавирусом граждан.
В соответствии с поручением Президента организован фонд «Доброта и поддержка», а также запущен веб-портал (saxovat.uz) для ведения учета движения средств данного фонда. Посредством этого сайта установлен дистанционный контроль над адресностью выплаты действительно нуждающимся в социальной поддержке гражданам денежных средств и материальных ценностей, поступивших в фонд от государства, а также благотворителей и меценатов.
Третье направление - осуществление дистанционного контроля за своевременным и качественным исполнением предусмотренных в законах и решениях главы государства поручений. Для этого создан специальный программный комплекс Ijro.gov.uz, куда Министерством юстиции Республики Узбекистан вносятся поручения государственным органам. Ответственные лица вносят в программный комплекс информацию о результатах их исполнения.
Министерством юстиции и правительством осуществляется предварительное рассмотрение результатов исполнения и вносятся соответствующие заключения. Счетная палата дистанционно осуществляет проверку достоверности внесенной в программный комплекс информации.
В частности, в 2020 году Президент Узбекистана подписал 17 указов и постановлений, направленных на снижение негативного воздействия коронавирусной инфекции, поддержку населения и субъектов предпринимательства. В данных документах даны 290 поручений исполнительной власти. При этом они были направлены в основном на предоставление субъектам предпринимательства временных налоговых льгот и преференций, выделение целевых средств на мероприятия по обеспечению занятости населения.
Счетной палатой в условиях пандемии установлен дистанционный контроль посредством программного комплекса Ijro.gov.uz над выполнением исполнительной властью вышеуказанных поручений.
Новые возможности
Пандемия коронавируса открыла новую страницу в работе государственных и негосударственных учреждений. Авторитетные международные компании по консалтингу и аудиту отметили, что дистанционный формат деятельности для многих организаций открыл дорогу инновациям. Появилась также возможность сделать работу инклюзивной и гибкой. В связи с этим Счетная палата нацелена на дальнейшее развитие партнерства с органами внешнего аудита других стран, международными финансовыми институтами.
Один из ключевых вопросов повестки дня - активизация международного сотрудничества в сфере дистанционного государственного финансового контроля, а также эффективного использования информационных технологий и программного обеспечения. В этом плане ШОС, охватывающая 60 процентов территории Евразии, 45 - населения мира и 20 процентов мирового валового внутреннего продукта, является перспективным пространством для конструктивного взаимодействия.
ШОС нацелена на укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, эффективное партнерство в политической, торгово-экономической и культурной сферах, а также в секторе образования, энергетики, транспорта, туризма, обеспечения мира и стабильности в регионе.
Для достижения этих целей большое значение имеет сотрудничество между высшими органами финансового контроля стран - членов ШОС.
Опыт Узбекистана по организации дистанционного аудита получил положительный отклик и поддержку у стран - участниц ШОС. По итогам встречи участники рассмотрели и утвердили План мероприятий в рамках сотрудничества высших органов финансового контроля государств - членов ШОС на 2022-2023 годы.
Максим Черногаев.
«Правда Востока».