Экологи все чаще говорят о необходимости изменения отношения общества к природе, ее уникальным объектам и невозобновляемым ресурсам. Как же изменить это отношение к окружающей среде, если несколько поколений жителей планеты выросли с представлением о неисчерпаемости природных богатств и необходимости их использования для обеспечнения своего благополучия?
Конечно, необходимо законодательное регулирование пользования ресурсами природы, переход к современным водо-, энерго- и ресурсосберегающим технологиям и т.п. Но без формирования у человека понимания ценности природы, навыков бережного отношения к ее объектам достичь желаемой цели не представляется возможным.
А это возможно только на пути формирования системных экологических знаний, экологической культуры населения, экоориентированного мировоззрения, в первую очередь, у молодежи, которая в странах центрально-азиатского региона составляет большую часть населения. Для решения этой многотрудной задачи необходимо наладить систему последовательного и непрерывного экологического образования и воспитания на всех уровнях обучения. Это задача, в первую очередь, образовательных учреждений. В то же время, это важнейшая задача и семьи, и махалли, и общественных объединений, и СМИ, которые играют далеко не последнюю роль в формировании человека.
В условиях все большей глобализации экологических проблем особого внимания требует привлечение этих институтов гражданского общества к охране окружающей среды, принятию мер по адаптации к изменению климата, повышению экологической культуры, формированию экологического сознания молодежи, обеспечению преемственности экологического образования в образовательных учреждениях.
В марте этого года по инициативе Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана была начата предметная работа по формированию Центрально-Азиатского университета охраны окружающей среды, который призван подготовить квалифицированных специалистов высшей квалификации по направлениям экологической науки и природоохранной практики для государственных органов, предприятий и учреждений.
Ее результатом стало принятие Главой государства специального Указа о создании в своем роде уникального научно-учебно-внедренческого комплекса - Центрально-Азиатского международного университета изучения окружающей среды и изменения климата (GREEN UNIVERSITY). Это стало еще одной важной инициативой Узбекистана в сфере охраны окружающей среды и подтверждением приверженности Узбекистана приоритетам государственной экологической политики.
В настоящее время идет активный процесс формирования структуры и профессорско-преподавательского состава университета, материально-технической базы лабораторий, книжного фонда, учебных планов и программ нового учебного заведения.
При организации Центральноазиатского университета экологии будет использован опыт ведущих профильных высших учебных заведений мира, для преподавательской и научной деятельности планируется пригласить лучших отечественных и зарубежных профессоров.
В процессе подготовки предложений по созданию Университета специалистами Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии было проведено изучение деятельности высших учебных заведений России, Казахстана, Беларусь, Чехии, Польши, Израиля, США, Японии, Германии, Великобритании, Испании, Франции и Китая, готовящих специалистов для сферы охраны природы.
В качестве основных задач и направлений деятельности Университета определяются подготовка высококвалифицированных кадров в области охраны окружающей среды с использованием современных инновационных и научно-педагогических технологий, последних достижений науки и техники в соответствии с национальными и международными образовательными стандартами; создание системы непрерывного образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров в области экологии, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным направлениям экологической науки, внедрение в образовательные процессы опыта ведущих профильных зарубежных учебных заведений; развитие и укрепление долгосрочного сотрудничества с ведущими учебными заведениями, научными центрами, бизнес-сообществами и международными экологическими организациями зарубежных стран и др.
Университет станет своеобразным ЭКОХАБом (кампусом), обеспечивающим интеграцию образования, науки и производства в области охраны и рационального использования природных ресурсов, адаптации к изменению климата, а также базовым высшим учебным заведением Центральной Азии по подготовке квалифицированных кадров и координации научной и исследовательской работы в сфере экологии и климата.
Безусловно, создание такого образовательного учреждения позволит решить целый ряд задач, предусмотренных Концепцией развития экологического образования в Республике Узбекистан, и послужит кадровому обеспечению выполнения задач по улучшению экологической обстановки в стране и центрально-азиатском регионе в целом.