Грядущий учебный год: о новых возможностях и планах

    Еще несколько десятков лет назад пандемия означала  бы полное прекращение деятельности университетов и колледжей, но сегодня мы увидели, как можно использовать цифровые технологии, и что мы теряем при переходе на дистанционное обучение. Сотрудники системы образования, ученые  и исследователи не просто перешли на удаленную работу: многие, расширив тематику, стали изучать, что происходит в образовании в период пандемии, адаптироваться, менять подходы.

    О направлении вчера, сегодня и завтра, новых возможностях и планах на грядущий учебный год рассказала писатель и поэт, преподаватель Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои, заслуженный наставник молодежи Республики Узбеки­стан Мастура АББОСХОНОВА:

    - В первую очередь хотелось бы отметить, что Узбекистан делает все для поддержки системы образования. А как иначе? Выпускники вот-вот станут специалистами, именно им строить будущее. И мы не можем себе позволить не передать всех накопленных знаний.

    Долго работая в сфере, имея более четверти века опыта преподавания, впервые в жизни столкнулась с ситуацией, когда не знала, как быть дальше: как проводить занятия, готовиться к ним? Могу ли называть себя преподавателем, если не смотрю ребятам в глаза, читая лекцию, не видя их реакции.

    Теперь все мы научились чему-то новому. И вот уже помогаю студентам подключаться к онлайн-конференциям, готовлю с ними презентации, находясь на расстоянии в тысячи километров.

    Помогли направлению принятые в период пандемии официальные документы. Большим и важным событием стало для нас и совещание по вопросам организации приема в этом году в высшие образовательные учреждения и подготовки к 2020/2021 учебному году, которое провел Президент. Читали выдержки из выступления, смотрели репортажи. Очень вдохновляет, когда слышишь о планах на будущее, видишь обозначенные задачи. Хочется идти к цели, скорее достигать ее.

    В этом году, несмотря ни на что, в вузы придут ребята, процесс обучения в любом случае начнется, неважно в каком режиме. Только представьте: для обучения в вузах страны выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 - в магистратуре. В 91 высшее учебное заведение приняты документы на поступление в бакалавриат от 1 миллиона 484 тысяч абитуриентов. Все эти юноши и девушки хотят получать знания, стремятся к мечте. А нам остается лишь только помочь им. Как? Внедряя в процесс технологии, не забрасывая их, когда все наладится.

    Да, вынужденный и во многом внезапный переход к цифровому образованию послужил эффективным индикатором возможностей и проблем. Преподаватели и студенты, с одной стороны, получили шанс в полной мере использовать современные цифровые технологии, с другой - столкнулись не только с недочетами методических разработок в сфере дистанционного образования, технологическими проблемами инфраструктуры, но и недостатком цифровых возможностей у самих студентов.

    Отмечалось, что внедрение технологий делает науку, образование более открытыми, стимулирует исследователей к применению практик общего доступа и совместной работы через новые цифровые инструменты. Так, в условиях COVID-19 научные труды не поставлены на паузу: например, мы со студентами-выпускниками в этом году довели до совершенства их выпускные квалификационные работы через Google Docs. Формирование и использование таких платформ позволяет существенно сократить временные и материальные затраты на проведение экспериментов, сбор и обработку информации, обеспечить удаленный доступ к передовой научной мысли.

    Поэтому уверена: переход, по крайней мере частичный, высшего образования к такому виду, в котором мы наблюдаем его прямо сейчас, неизбежен. Оно уже не будет прежним. Вузы сегодня оказались в ситуации, когда нужно совершить цифровой прорыв за оставшееся время до нового учебного года. С другой стороны, у преподавателей появилась уникальная возможность освоить все то, что давно откладывалось, и существенно переработать свои учебно-методические материалы.

    Учебные заведения используют несколько платформ и форматов, выбор которых зависит от разрабатываемой тем или иным вузом электронной платформы, например, Moodle. А у Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека - свой сайт.

    В то же время преподаватели используют и другие способы общения со студентами. Например, некоторые педагоги практически с самого старта карантинных мер стали проводить занятия в Telegram, Zoom и даже Instagram, где студенты и наставники публиковали короткие видео, зачитывали собственные произведения, а также отечественную и мировую классику.

    Новые методы образования делают общение со студентами более приватным, открытым. При этом мы обращаем внимание на каждого. Если традиционный формат занятий позволял студенту на семинаре отсидеться за спинами одногруппников, сейчас так сделать не получится - «цифра» собирает обратную связь индивидуально, от каждого студента. Это, думаю, огромный плюс.

    Впереди большой массив работы. Нужно многое узнать, перевести весь накопленный материал в электронный вид. Это будет непросто, как и полностью побороть пандемию, заново приспособиться к привычному когда-то ритму жизни. Все произойдет в ближайшее время. А пока остается отдавать всю душу и сердце будущим профессионалам, быть верным своему призванию - преподаванию.

    Записала
    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates