В целях поднятия на качественно новый уровень оказания социальных услуг населению, создания широких возможностей для социальной адаптации лиц с инвалидностью в обществе, а также дальнейшей государственной поддержки семейных и иных альтернативных форм размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 июля 2022 года:
а) внедряется следующий порядок выделения детским домам семейного типа средств из Государственного бюджета:
при выделении средств из Государственного бюджета на расходы по содержанию детских домов семейного типа размер затрат на одного воспитанника, а также необходимые средства исходя из численности детей перечисляются на банковские пластиковые карты, открытые на имя родителей;
в состав ежемесячных расходов, финансируемых из Государственного бюджета на каждого воспитанника в детских домах семейного типа, включаются также коммунальные расходы;
б) платежи за коммунальные услуги, потребленные детскими домами семейного типа, производятся по ценам, установленным для физических лиц;
в) к базовым тарифным ставкам технического и вспомогательного персонала специализированных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также профессиональных школ для детей с инвалидностью выплачиваются надбавки в размере 50 процентов.
Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Министерством финансов:
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект Правительственного решения, определяющий порядок выделения детским домам семейного типа средств из Государственного бюджета;
провести инвентаризацию библиотечного фонда специализированных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, направить ежегодно 5 миллиардов сумов на регулярное обеспечение данных учреждений художественной литературой посредством Республиканского целевого книжного фонда;
обеспечить поэтапную организацию для детей с отклонениями в физическом развитии предметных олимпиад по всем предметам среди учащихся специализированных школ и школ-интернатов.
2. Принять к сведению, что:
в результате доставки совместно с международными негосударственными некоммерческими организациями в 2021 году для слабослышащих детей, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях, 4 тысяч штук современных слуховых аппаратов с целью облегчения адаптации слабослышащих детей к обычной жизни улучшились их слуховые способности, повысился уровень усвоения общеобразовательных предметов;
в Республике Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Навоийской и Ташкентской областях создано по одной многопрофильной специализированной дошкольной образовательной организации «Имкон», имеющей возможность оказания услуг по реабилитации наряду с обучением детей с инвалидностью дошкольного возраста.
Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.), Министерству народного образования (Саидов Б.), Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) и Министерству финансов (Ишметов Т.) обеспечить полностью специализированные образовательные учреждения для слабослышащих детей современными слуховыми аппаратами до конца 2022 года, а начиная с 2023 года внедрить практику закупки современных слуховых аппаратов на регулярной основе исходя из потребности.
Кабинету Министров принять меры по созданию в 2023–2025 годах в остальных 10 регионах центров реабилитации многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организаций «Имкон» и охвату детей с инвалидностью дошкольного возраста данными учреждениями.
3. Установить, что:
а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при оформлении на свое имя жилья, приобретенного для них государством на вторичном рынке, на основе права собственности освобождаются от уплаты государственной пошлины за нотариальные и кадастровые услуги (договор купли-продажи и государственная регистрация объектов недвижимости);
б) практика выделения студентам, являющимся сиротами или оставшимся без попечения родителей, средств на приобретение в государственных высших образовательных учреждениях продуктов питания, одежды и предметов санитарии, распространяется также на студентов негосударственных высших образовательных учреждений.
При этом средства на данные цели предусматриваются в ресурсах, выделенных в параметрах Государственного бюджета для Министерства высшего и среднего специального образования, и выделяются по запросу негосударственных высших образовательных учреждений;
в) начиная с 1 июня 2022 года лицам с инвалидностью, обучаемым профессиям в моноцентрах «Ишга мархамат» на основе инклюзивного образования, одновременно с пособием по инвалидности выплачивается также ежемесячная стипендия в двукратном размере базовой расчетной величины за счет средств Государственного фонда содействия занятости.
4. Внедрить начиная с 1 мая 2022 года порядок ежемесячной выплаты проживающим в домах «Саховат» престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимый стаж работы, 20 процентов размера соответствующей пенсии на личные расходы.
5. Одобрить предложение Агентства по развитию медико-социальных услуг, Министерства финансов, Объединения воинов-ветеранов и инвалидов Узбекистана «Veteran» об обеспечении воинов-ветеранов с инвалидностью, участвовавших в афганской войне, соответствующими современными протезно-ортопедическими изделиями, изготовленными по индивидуальным меркам.
Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.), Объединению воинов-ветеранов и инвалидов Узбекистана «Veteran» в двухмесячный срок разработать и утвердить план-график обеспечения воинов-ветеранов с инвалидностью, участвовавших в афганской войне, протезно-ортопедическими изделиями.
Министерству финансов (Ишметов Т.) выделить в 2022 году из Государственного бюджета дополнительные средства на мероприятия, предусмотренные настоящим пунктом, согласно обоснованным расчетам Агентства по развитию медико-социальных услуг.
6. Определить, что начиная с 1 января 2023 года вводится порядок перерасчета каждые два года размера пенсии по инвалидности гражданам, проработавшим после назначения пенсии по инвалидности I и II группы, с учетом стажа работы и заработной платы.
Министерству финансов (Ишметов Т.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» по внедрению порядка, указанного в настоящем пункте.
7. Установить, что начиная с 1 января 2023 года внедряется система выделения государственной субсидии территориальным подразделениям Общества инвалидов Узбекистана, Общества слепых Узбекистана, Общества глухих Узбекистана, а также Ассоциации инвалидов Узбекистана за счет общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента (далее – территориальные общественные фонды).
Одобрить предложение Общества инвалидов Узбекистана, Общества слепых Узбекистана, Общества глухих Узбекистана и Ассоциации инвалидов Узбекистана о внедрении практики представления их территориальными подразделениями начиная с 1 января 2023 года ежеквартального отчета соответственно перед Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей, города Ташкента, районов (городов) о результатах проделанной работы по реабилитации лиц с инвалидностью на соответствующей территории, оказанию им социальной помощи, содействию обретению ими своего места в обществе.
Рекомендовать Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан при согласовании с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений в двухмесячный срок утвердить и довести до территориальных общественных фондов рекомендуемые штатные нормы и размеры оплаты труда для территориальных подразделений Общества инвалидов Узбекистана, Общества слепых Узбекистана, Общества глухих Узбекистана и Ассоциации инвалидов Узбекистана.
Министерству финансов начиная с 2023 года обеспечить предусмотрение в местных бюджетах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента соответствующих средств для территориальных общественных фондов.
8. Одобрить предложение Министерства финансов, Министерства народного образования, Агентства по развитию медико-социальных услуг о направлении 600 миллиардов сумов на строительство, ремонт и укрепление материально-технической базы государственных социальных учреждений в 2022–2023 годах.
Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.):
совместно с Министерством финансов, Министерством народного образования, Агентством по развитию медико-социальных услуг в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров адресную программу по строительству, ремонту и укреплению материально-технической базы государственных социальных учреждений в 2022–2023 годах;
обеспечить осуществление строительства, ремонта и укрепления материально-технической базы в рамках Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023 год в установленном порядке.
Министерству финансов (Ишметов Т.) для текущего ремонта и оснащения государственных социальных учреждений выделить 150 миллиардов сумов за счет сэкономленной по прогнозам к концу года части средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета в 2022 году для финансирования программ по обеспечению населения жильем, в 2023 году – предусмотреть строительно-ремонтные работы в рамках Программы развития социальной и производственной инфраструктуры на 2023 год в установленном порядке.
9. Министерству финансов (Ишметов Т.) обеспечить выделение средств из Государственного бюджета на финансирование расходов, связанных с реализацией мер, предусмотренных настоящим постановлением, согласно обоснованным расчетам.
10. Возложить на министра финансов Ишметова Т.А., директора Агентства по развитию медико-социальных услуг Инакова А.К., министра народного образования Саидова Б.О. и министра здравоохранения Мусаева Б.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 апреля 2022 года.