В феврале прошлого года на видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения глава государства четко обозначил позицию, отметив, что за последние пять лет этот вопрос не обсуждался и не анализировался серьезно ни одним руководителем или организацией. Законы и работа в данной сфере неудовлетворительны. Вопрос безопасности дорожного движения вышел из-под контроля. Из всех ДТП 25 процентов вызваны плохим состоянием дорог и неорганизованностью инфраструктуры.
С точки зрения экспертов, безопасность движения можно обеспечить за счет развития дорожной инфраструктуры и более качественной организации дорожного движения. А также путем повышения культуры поведения пешеходов и автомобилистов и крайне негативного отношения всех членов общества к такому явлению, как несоблюдение ПДД.
В течение 11 месяцев 2022 года на дорогах Навоийской области зафиксировано свыше 80 тысяч правонарушений, из которых более 26 тысяч - грубые, 2344 - управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии и 2227 - нарушения, совершенные пешеходами. Невнимательность, халатность, усталость - все это губит и водителей, и пешеходов, подчеркивают специалисты сферы.
С учетом того, что данная проблема носит ярко выраженный социально-экономический характер, в повестку дня включен вопрос регламентации норм поведения всех участников дорожного движения.
Постановление главы государства «О мерах по надежному обеспечению безопасности человека и резкому сокращению случаев смертности на автомобильных дорогах» от 4 апреля 2022 года обозначило необходимость коренного реформирования системы обеспечения безопасности на автодорогах в плане приведения дорожной инфраструктуры в полное соответствие с современными требованиями, внедрения эффективной системы, направленной на раннюю профилактику правонарушений в сфере, а также широкое применение цифровых технологий, исключающих человеческий фактор.
Утвержденная соответствующим постановлением Президента от 12 июля 2022-го Общенациональная программа «Безопасная и гладкая дорога», намеченная к реализации на территории республики в 2022-2026 годах, обосновала комплексный подход к совершенствованию инфраструктуры автомобильных дорог, цифровизации системы управления движением на автодорогах и создания благоприятных условий участникам дорожного движения.
Чтобы переломить негативную тенденцию с дорожно-транспортными происшествиями, необходимо постоянно анализировать условия и причины отрицательных явлений в сфере дорожной безопасности и находить организационно-правовые способы их устранения: менять дорожную инфраструктуру, разрабатывать новые законодательные меры, а также развивать и внедрять высокие технологии, повышающие безопасность автомобильного движения.
В 2022 году в Навоийской области исходя из анализа инфраструктуры, очагов аварий, правонарушений на дорогах осуществили ряд организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности в сфере организации движения, управления на дорогах и обеспечения безопасности. Уложили асфальтовое покрытие на промежутке автомобильной дороги государственного значения, проходящей по территории Карманинского района. Такие же ремонтные работы велись на участке автотрассы в Хатырчинском районе. В целях создания удобств для водителей автотранспортных средств на дорогах области в прошлом году заменили свыше 2,5 тысячи устаревших, утративших вид дорожных знаков новыми с высоким светоотражением. Установили более двух тысяч дорожных указателей, нанесли 0,4 кв. км отметок, а также отремонтировали 544 051 кв. м части дорог. Вместе с тем на 195 участках установили искусственные неровности (лежачие полицейские), на пяти - звуковые полосы, на 11 - светофоры, рассчитанные на пешеходов и транспортные средства.
Главное, позаботились о безопасности движения на дорогах близ образовательных учреждений. Возле 14 школ в Хатырчинском, Карманинском, Навбахорском, Кызылтепинском районах, а также в Навои и Зарафшане установили дорожные знаки, ограничивающие скорость движения, разметили «зебры» для пешеходов, создали искусственные неровности в соответствии с государственными стандартами, чтобы обеспечить принудительное снижение максимально допустимой скорости движения транспортных средств, а также организовали пешеходные дорожки протяженностью 35 км.
Как известно, установка соответствующих знаков предполагает регулирование дорожного движения. Это важно, так как с ростом скорости движения и плотности транспортного потока у водителя остается меньше времени на ориентирование в ситуации на дороге и принятие решения.
Вместе с тем устанавливаются специальные устройства на автодорогах вокруг жилых и объектов образования для обеспечения безопасности слабовидящих и слепых граждан. В частности, в прошлом году на одном из перекрестков с высоким транспортным трафиком в областном центре на основе опыта Самарканда установили специальное звуковое дорожное покрытие «Тактил». Такое же устройство появилось в сентябре прошлого года на участке автомобильной дороги государственного значения, проходящей по территории Карманинского района.
В целях определения плотности транспортного потока, входящего на территорию области, а также раскрытия совершаемых на дорогах преступлений по горячим следам на всех въездных дорогах, постах дорожно-патрульной службы, блокпостах, контрольных пунктах, на перекрестках четырех основных улиц в городе Навои установили фиксирующие государственные номерные знаки видеокамеры, которые интегрированы с Управлением безопасности дорожного движения.
Перевод на систему цифрового управления перекрестков в областных центрах предусмотрен прошлогодним апрельским постановлением главы государства. При этом штрафы за нарушения ПДД, зафиксированные посредством программно-технических средств, будут направляться непосредственно в местный бюджет районов и городов для цифровизации дорожного движения, развития дорожной инфраструктуры, а также введения дополнительных штатных единиц сотрудников ДПС. В начале прошлой осени десять стационарных и восемь мобильных фоторадарных устройств на территории области начали в автоматическом режиме фиксировать правонарушения на дорогах.
Все вышеописанные технологии делают окружающую пешехода и водителя среду более понятной и безопасной.
По официальным данным, благодаря приятым профилактическим мерам за 11 месяцев 2022 года количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах Навоийской области снизилось на 1,7 процента, погибших граждан - на 14,9. Вместе с тем число происшествий со смертельным исходом в последние два года не меняется, ДТП с травмами сократились на 0,5 процента. С участием детей и пешеходов, наоборот, значительно возросло.
Среди основных причин ДТП с пострадавшими и смертельными случаями - превышение скорости (когда водители не уступают дорогу пешеходу на пешеходном переходе), несоблюдение установленной дистанции, непредоставление преимущества спецтранспорту, движение по встречной полосе, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, игнорирование правил светофора, а также усталость, из-за которой водитель засыпает за рулем.
Согласно статистике, число автоаварий на дорогах международного и местного значения в прошлом году снизилось, государственного значения и на улицах города, напротив, выросло. При этом 63,7 процента всех несчастных происшествий на дорогах произошло в дневное время.
Повышение безопасности дорожного движения - одна из главных целей Общенациональной программы «Безопасная и гладкая дорога». Для сохранения относительно положительной динамики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения разработана отдельная «дорожная карта» по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения. Также подписан меморандум между Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и хокимиятом области. Два основополагающих документа обеспечат системный подход к реализации мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».