Информационная безопасность: средства и способы защиты

    Безопасность 15 мая 2021 2103

    Мировые процессы информационной глобализации диктуют не только необходимость повсеместного внедрения ИКТ в экономику и другие сферы жизни стран, но и обеспечение безопасности информационных систем. Наша республика одна из первых в Центральной Азии присоединилась к международной системе безопасности в сфере информационных и коммуникационных технологий.

    В настоящее время информационная безопасность признается одним из важнейших направлений государственной политики Республики Узбекистан. Важно понимать, что под государственной информационной политикой понимается особая сфера жизни и деятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества и направленной на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними.

    Эксперты различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).

    Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книги); электронные (телевидение, радио, интернет); средства связи; информационное право и безопасность.

    В свою очередь информационная безопасность означает защищенность данных и поддерживающей инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий. Основная ее задача - сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных.

    Так, в статье 29 Конституции Респуб­лики Узбекистан говорится: «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом». Данная статья распространяется и на онлайн-среду. Таким образом, признание странами права на доступ к интернету становится фундаментальным в развитии не только норм публичного права, но и информационно-коммуникационной сферы.

    Хотелось бы отметить, что работы по компьютеризации и информатизации в нашей стране начались еще в начале XXI века. Именно принятие в 2003 году Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» обусловило первые шаги в этом процессе. Документ позволил на законодательном уровне определить в первую очередь главные принципы, цели и задачи данного процесса и регулирование связанных с ним отношений в общих чертах. Установление этих границ является обязательным, так как без них ни общество, ни государство не может определить свой дальнейший путь развития как в стратегическом, так и тактическом плане.

    Следует учитывать, что вопросы, связанные с внедрением и обеспечением ИКТ, продолжаются и по сей день. И к этому тоже следует относиться с пониманием, так как постоянно появляются все новые информационные технологии и средства их защиты. Данная тенденция усугубляется тем, что многие государст­­ва пока не готовы к преобразованиям, потому что эти вопросы как в теоретическом, так и в практическом аспекте не изучены до конца. От нас требуется внести свою лепту в развитие общества и государства в целом.

    Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» регламентирует меры обеспечения информационной безопасности на всех трех уровнях: личности, общест­ва и государства. Поэтому данный документ по праву считается основополагающим, на основании которого регулируются общественные отношения при получении, использовании, хранении данных, в области информационных технологий, в том числе информационной безопасности.

    Кроме того, в соответствии со статьей 14 данного документа информационная безопасность общества достигается путем обеспечения развития основ демократического гражданского общества, свободы массовой информации; недопущения противоправного информационно-психологического воздействия на общественное сознание, манипулирования им; сохранения и развития духовных, культурных и исторических ценностей общества, научного и научно-­технического потенциала страны; создания системы противодействия информационной экспансии, направленной на деформацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и национальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-­политической обстановки, нарушение межнационального и межконфессио­нального согласия.

    Информационная безопасность личности обеспечивается путем создания необходимых условий и гарантий свободного доступа и информации, защиты тайной частной жизни от противоправных информационно-психологических воздействий. Информация о персональных данных физических лиц - конфиденциальна.

    Кроме того, не допускаются сбор, хранение, обработка, распространение и использование сведений о частной жизни, а равно информации, нарушающей тайну частной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме случаев, установленных законодательством. Запрещается использование информации о физических лицах в целях причинения им материального ущерба и морального вреда, а также воспрепятствования в реализации их прав, свобод и законных интересов.

    Тут важно отметить, что согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 год) никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища или тайну коррес­понденции или незаконным посягательствам на честь и репутацию.

    Как справедливо отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, активное внедрение передовых технологий и развитие глобального информационно-коммуникационного пространства динамично трансформируют все процессы, способствуют появлению новых форм сотрудничества на уровне континентов, регионов, государств и бизнеса. Сегодня идет активная нормотворческая деятельность по совершенствованию данной сферы. К примеру, принят Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» от 19 февраля 2018 года, постановление лидера страны «О мерах по совершенствованию системы контроля за внедрением информационных технологий и коммуникаций, организации их защиты» от 21 ноября 2018 года, Указ Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020-го и не только.

    В целом следует отметить, что современные реалии приводят к тому, что все больше преступлений совершаются как против информационных систем, так и с их помощью. Это обуславливается тем, что население планеты стало активно пользоваться ИТ. Следовательно, системный и фундаментальный подход, создание унифицированной нормативно- правовой базы, внедрение передового зарубежного опыта, широкое использование инновационных методов позволят осуществлять эффективную государст­венную политику в сфере информационной безопасности.

    Аброржон Ёрматов.
    Студент ТГЮУ.