Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Первый день одиннадцатого пленарного заседания сенаторы начали с обсуждения Закона «О государственном социальном страховании».
Как известно, ранее этот Закон был отклонен сенаторами на основании ряда замечаний. Закон переработан путем образования согласительной комиссии в палатах Олий Мажлиса.
Сенаторами в ходе обсуждения отмечалось, что нормы, закрепляемые Законом, актуальны тем, что направлены на надежную защиту интересов работников.
Законом определяется осуществление Государственным фондом социального страхования трех видов выплат, а именно страховые выплаты по временной нетрудоспособности в связи с болезнью, по беременности и родам, по потере работы или дохода. Предусматривается, что в случае наступления таких страховых случаев застрахованным лицам и (или) членам их семей фондом выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию, пособия по беременности и родам, выходное пособие.
Средства государственного социального страхования фондом формируются за счет части социального налога, страховых взносов, средств республиканского бюджета Республики Узбекистан, доходов от размещения временно свободных средств фонда на депозитах, иных поступлений, не запрещенных законодательными актами.
В Законе также уточняется, в отношении кого действие государственного социального страхования является обязательным, а в отношении кого – добровольным.
При этом предусматривается формирование страхового взноса для граждан, охватываемых обязательным государственным социальным страхованием в размерах, установленных Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан за счет части налога на доходы физических лиц, для граждан, охватываемых добровольным государственным социальным страхованием, – за счет платежа, минимальный размер которого определяется законодательными актами.
В ходе пленарного заседания сенаторы также акцентировали внимание на ряд вопросов, предусмотренных Законом: страховой взнос, права и обязанности застрахованных лиц, страховщика, страхователей, государственные гарантии финансовой устойчивости государственного социального страхования, назначение, приостановление и прекращение выплат по государственному социальному страхованию.
Подчеркивалось, что принятие Закона служит обеспечению социальной защиты работников, решению бремени социальных выплат, возложенного на работодателей. Также отмечалось, что данный Закон важен тем, что направлен на предотвращение дискриминации в отношении женщин в процессе приема на работу.
По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании Сената также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием мер борьбы с правонарушениями в топливно-энергетической сфере».
В ходе обсуждения сенаторы уделили особое внимание вопросам предупреждения в стране за последние годы правонарушений, связанных с топливно-энергетическими ресурсами, а также системной реализации работы в области энергосбережения, рационального использования и повышения энергоэффективности.
Кроме того, отмечалось, что проводится масштабная работа по обеспечению эффективного государственного контроля в этой сфере, и подчеркнута необходимость принятия соответствующих мер по предупреждению правонарушений, связанных с топливно-энергетическими ресурсами, совершенствованию мер по привлечению к ответственности лиц, совершающих правонарушения, касающиеся нерационального использования электрической и тепловой энергии, а также использования газа в качестве топлива или сырья.
Данный Закон предусматривает усиление в Уголовном кодексе ответственности за нарушения правил пользования электрической, тепловой энергией, газо- и водопроводом.
Кроме того, вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности, направленные на устранение неточностей в правоприменительной практике, предупреждения совершения правонарушений при использовании топливно-энергетических ресурсов индивидуальными предпринимателями и повышение эффективности мер ответственности за такие правонарушения.
Сенаторы в своих выступлениях подчеркнули, что данный Закон служит предупреждению правонарушений, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов, перенаправлению сэкономленных энергоресурсов в другие отрасли промышленности, увеличению их экспорта и тем самым сокращению доли их импорта.
Закон одобрен сенаторами.
Кроме того, на пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием сферы приватизации государственного имущества».
Отмечалось, что в последние годы в стране осуществляются системные реформы по регулированию отношений в сфере приватизации государственной собственности, сокращению участия государства в экономике, увеличению доли частного сектора и созданию благоприятного инвестиционного климата для развития предпринимательства, расширению частной собственности путем приватизации государственных активов.
В целях ускорения передачи частному сектору пустующих и неэффективно используемых объектов, в том числе непрофильных активов предприятий с государственным участием упрощаются также процессы приватизации государственного имущества, устраняются препятствия на этом пути.
На основе нормативно-правовых актов, принятых в рамках проводимых реформ в сфере, возникает необходимость пересмотра действующего законодательства.
Законом в 13 законов Республики Узбекистан, Земельный и Налоговый кодексы вносятся изменения и дополнения, направленные на упрощение приватизации и аренды государственных активов, создание благоприятных условий для предпринимателей в отрасли.
Сенаторы в своих выступлениях отметили, что данный Закон служит улучшению сферы приватизации государственной собственности, расширению частной собственности путем установления полномочий уполномоченных органов в данной сфере, а также приватизации и аренды государственных активов и земельных участков.
Кроме того, Законом предусматриваются изменения, согласно которым в отношении свободных земельных участков, прошедших государственную регистрацию в качестве государственной собственности не применяются запреты по задолженности районных (городских) хокимиятов, эти земельные участки при продаже на аукционах будут оформлены покупателям без каких-либо препятствий, земельный налог и налог на имущество исчисляются пропорционально сумме, уплаченной за данные объекты покупателями, приобретающими объекты государственной недвижимости в рассрочку.
В соответствие с дополнением, вносимым в статью 9 Земельного кодекса Республики Узбекистан, теперь основанием для изменения категории земель является постановление Кабинета Министров на основании постановления Президента Республики Узбекистан о выставлении на электронные онлайн-аукционы пустующих земельных участков для размещения на основе мастер-плана современных обслуживающих комплексов и сервисных объектов, включая средства размещения, торгово-развлекательные центры, вдоль автомобильных дорог международного значения.
Этот Закон, который активно обсуждался, создает возможности для ускорения процессов приватизации и дальнейшего увеличения доли частной собственности в экономике за счет регулирования отношений в сфере приватизации государственной собственности.
Данный Закон одобрен сенаторами.
Также сенаторы обсудили Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы выращивания сельскохозяйственной продукции по краям полей».
Отмечалось, что в последние годы ведется широкомасштабная работа по развитию сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности, повышению экспортного потенциала отрасли.
Однако края полей не используются для сельскохозяйственных культур и круглый год не производится продукция, что оказывает существенное влияние на гарантированное обеспечение населения основными видами продовольствия, а также на себестоимость продукции на рынках.
Это, в свою очередь, обуславливает совершенствовать систему управления в отрасли, обеспечить рациональное и эффективное использование земель землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Законом вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности. В частности, предусматривается применение административного штрафа за то, что в соответствии с законодательством не были посажены оптимальные культуры на площадях вокруг каналов, ирригационных и коллекторно-дренажных сетей по краям полей земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных субарендаторам для производства сельскохозяйственной продукции в установленные сроки.
Кроме того, Налоговым кодексом устанавливается, что в случае, если на таких участках по краям полей не посажены оптимальные культуры, ставки земельного налога для части данного земельного участка, на котором не посажены культуры, рассчитываются в трехкратном размере.
Сенаторы отметили, что в результате принятия Закона будет эффективно организовано производство продукции, достигнуто продуктивное и полноценное использование орошаемых земель по краям полей орошаемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и на площадях вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей.
По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.
Помимо этого, на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы оказания юридической помощи малообеспеченным лицам за счет государства».
Отмечалось, что в последние годы проводится системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации в национальное законодательство международных стандартов в области прав человека и выполнению международных обязательств, а также повышению доверия граждан к справедливому правосудию и усилению гарантий их права на получение квалифицированной юридической помощи.
Этот Закон также является логическим продолжением этих реформ.
Статья 55 Конституции Республики Узбекистан закрепляет, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Однако предоставление юридической помощи малообеспеченным лицам за счет государства при обращении в Конституционный суд не отражено в действующем законе.
Этот Закон предусматривает дальнейшее совершенствование предоставления квалифицированной юридической помощи, направленной на защиту прав, свобод и законных интересов лиц, оказываемой полностью или частично за счет государства. В частности:
– Конституционный суд по заявлению гражданина, обратившегося с жалобой, принимает меры по обеспечению участия адвоката, оказывающего юридическую помощь за счет государства;
– малообеспеченные граждане имеют право на получение юридической помощи за счет государства, если они обратились в Конституционный суд с заявлением о соответствии Конституции Республики Узбекистан закона, примененного к ним судом в конкретном деле.
Сенаторы отметили, что принятие Закона служит выполнению закрепленной в статье 55 Конституции нормы о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также расширению возможностей граждан обращаться в Конституционный суд за восстановлением нарушенных законом конституционных прав и свобод.
Закон одобрен сенаторами.
На одиннадцатом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнения в статьи 431 и 432 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» в связи с дальнейшим совершенствованием упрощенного порядка исполнительного производства».
В ходе заседания отмечалось, что в последние годы в стране в рамках широкомасштабного реформирования общественной и государственной жизни, осуществляемой судебно-правовой реформы особое внимание уделяется совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов.
Особенно, подчеркивалось, что принимаются нормативно-правовые акты, направленные на дальнейшее упрощение порядка исполнительного производства, обеспечение безусловного и своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов, эффективную защиту прав физических и юридических лиц, устранение различных бюрократических преград и волокиты при ведении исполнительного производства, использование возможностей современных информационных технологий.
Данный Закон предусматривает применение упрощенного порядка ведения исполнительного производства к исполнительным документам о взыскании расходов на почтовую и (или) видеоконференцсвязь, задолженности по коммунальным платежам, обязательных взносов собственников многоквартирных домов или задолженности по платежам, а также суммы, не превышающей пятикратный размер базовой расчетной величины.
Сенаторы отметили, что реализация настоящего Закона служит дальнейшему расширению масштаба применения взыскания задолженности в упрощенном порядке, повышению эффективности и оперативности взыскания по исполнительным документам, а также снижению нагрузки на сотрудников Бюро принудительного исполнения (государственных исполнителей).
По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.
На этом первый день работы одиннадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.









