В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Заседание, прошедшее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На пленарном заседании рассмотрен Закон «Об утверждении Предпринимательского кодекса Республики Узбекистан».

Утверждаемый законом Предпринимательский кодекс предусматривает унификацию более 100 законодательных актов. При этом основной целью является регулирование отношений в сфере предпринимательства.

Кроме того, в Кодексе основной задачей определены создание гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, защита частной собственности, а также прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

В Кодексе унифицированы и закреплены основные принципы предпринимательской деятельности: законность, свобода предпринимательства, равенство субъектов предпринимательства, добросовестная конкуренция, свобода от коррупции и др.

Кодексом субъекты предпринимательства делятся на малые, средние и крупные (на практике в качестве категории существовал только субъект малого предпринимательства).

Определяются виды деятельности, которыми не могут заниматься индивидуальные предприниматели. Им предоставляется право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.

Устанавливаются границы государственного регулирования предпринимательства, а также формы регулирования. В соответствии с международными стандартами вводится система женского и молодежного предпринимательства и их поддержки.

Кодексом определяются социальное предпринимательство, социальное предприятие, социально уязвимые слои населения, механизмы их поддержки.

Вместе с тем, в Кодексе устанавливаются правовой статус, цели и задачи бизнес-инкубаторов и запрещается предоставление государственным предприятиям льгот и преференций, ограничивающих конкуренцию.

Отмечалось, что принятие Предпринимательского кодекса служит объединению разрозненных законодательных актов в единый документ, стабильности законодательства в сфере предпринимательства, сокращению вмешательства государства в сферу предпринимательства, а также установлению единого подхода в сфере предпринимательского права.

После активного обсуждения Закон одобрен сенаторами.

Далее на заседании Сената обсуждался Конституционный Закон «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».

Данный Закон направлен на приведение деятельности правительства в соответствие с Конституцией в новой редакции и обеспечение его эффективного функционирования в современных условиях.

Законом закреплен ряд изменений и дополнений в функциях и полномочиях Кабинета Министров. В частности, четко определяются полномочия исполнительной власти в сфере экономики, бюджета, финансов, налога, социальной сферы, экологии и охраны окружающей среды.

Также уточняется порядок назначения и освобождения от должности Премьер-министра, его заместителей и министров, их обязанности, функции и персональная ответственность.

Кроме того, в Законе отражен ряд важных изменений, направленных на повышение ответственности и открытости деятельности Правительства. Так, предусматривается, что Премьер-министр, его заместители и министры ежегодно представляют в Законодательную палату Олий Мажлиса отчет по социально-экономическим вопросам жизни страны.

В целях обеспечения нового подхода для упрощения порядка работы в деятельности Правительства Законом устанавливается, что все вопросы в рамках Кабинета Министров решаются на заседаниях Правительства.

Вместе с тем, усиливается ответственность и личная ответственность министров по различным направлениям.

Так, устанавливается его эффективная организация работы в возглавляемом им министерстве, эффективное проведение единой государственной политики в закрепленных за ним сферах и отраслях, личная ответственность за результаты и последствия ее развития.

В ходе активного обсуждения сенаторы отметили, что данный Закон основан на принципе последовательности и координации действий между различными уровнями органов государственной власти и управления, что является ключевым фактором эффективного государственного управления.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили Закон, отметив его важность для совершенствования системы государственного управления, дальнейшего повышения ее эффективности и ответственности перед населением.

После этого на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О защите детей от всех форм насилия».

В последние годы растет число случаев насилия, совершаемого в отношении детей. Существующие правовые механизмы недостаточно эффективны, чтобы предупредить его и защитить права и законные интересы жертв.

За последние 3 года более 2 тыс. граждан были лишены родительских прав по решению суда, из них 86% привлечены к ответственности за уклонение от исполнения родительских обязанностей.

Закон обеспечивает правовое регулирование отношений в сфере защиты детей от всех форм насилия.

В частности, устанавливается, что лицо, пострадавшее от насилия, может обратиться в соответствующие уполномоченные органы или суд, получить бесплатную юридическую, экономическую, социальную, психологическую, медицинскую и иную помощь в специальных центрах, а также по бесплатной телефонной линии.      

Законом впервые вводится новый институт. Устанавливается порядок выдачи охранного ордера детям, пострадавшим от насилия. Данный охранный ордер выдается органами внутренних дел сроком до тридцати дней и вручается жертве насилия или ее законному представителю при участии уполномоченного государственного органа

По заявлению жертвы насилия или ее законного представителя, если угроза еще не была устранена, срок действия охранного ордера может быть продлен судом по уголовным делам до одного года.

В Законе отражено право требования возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного жертве.

Также в Законе четко определены основные направления государственной политики в области защиты детей от насилия, государственные органы и организации, непосредственно осуществляющие свою деятельность в этом направлении, и их полномочия.

На Национальное агентство социальной защиты возлагаются задачи выявления детей, ставших жертвами насилия, а также детей, которые находятся под угрозой применения к ним насилия, вести их учет и в необходимых случаях обеспечения принятия индивидуальных мер по предупреждению насилия в отношении них.

Закон в очередной раз повышает ответственность родителей. Так, предусматривается, что родители должны беречь жизнь и здоровье детей, заботиться о них и защищать от информации, оказывающей вредное воздействие, запрещается физическое наказание детей в процессе их воспитания.

В ходе обсуждения отмечалось, что принятие данного Закона служит совершенствованию правовой основы соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов детей, нетерпимости к случаям насилия в отношении детей, обеспечению неотвратимости ответственности лиц, совершивших насилие.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, в ходе пленарного заседания обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы предоставления социальных услуг и помощи».

Отмечалось, что сегодня в нашей стране проводятся масштабные реформы в плане обеспечения надежной защиты прав и свобод человека и его законных интересов на основе благородной идеи, что «Интересы человека превыше всего».

В частности, при Президенте Республики Узбекистан образовано Национальное агентство социальной защиты, реализующее государственную политику в сфере социальной защиты населения, а также при нем образованы центры социальных услуг «Инсон».

В связи с этим возникает необходимость уточнения в законодательных актах полномочий Национального агентства социальной защиты, а также видов социальных услуг и помощи, оказываемых нуждающимся в поддержке слоям населения.

Данным документом в некоторые законы вносятся изменения, касающиеся возложения на Национальное агентство социальной защиты функции по выдаче пособия на погребение, определения его полномочий в области защиты женщин от притеснения и насилия, а также освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в суды по гражданским делам и административные суды.

Кроме того, предусматривается, что не требуется заключение лечебного учреждения при зачете в стаж работы времени ухода за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе.

Также предоставляется право на бесплатное пользование городским пассажирским транспортом одиноким престарелым, одиноко проживающим престарелым и лицам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе.

Законом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины одиноких престарелых, одиноко проживающих престарелых и лиц с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе, при замене утерянных или пришедших в негодное состояние идентификационной ID-карты или биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан.

Также устанавливается включение средств, направленных на оказание спонсорства одиноким престарелым, одиноко проживающим престарелым и лицам с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе, в расходы, подлежащие вычету при определении налоговой базы.

Сенаторы особо подчеркнули, что данный Закон служит усилению адресной и эффективной социальной защиты слоев населения, нуждающихся в социальной защите, а также совершенствованию системы оказания социальных услуг и помощи и повышению их качества.

Закон одобрен сенаторами.

Также на пленарном заседании рассмотрен Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Лондон, Москва и Вашингтон, 27 января 1967 года)».

В настоящее время космическая деятельность занимает важное место в процессе глобализации и информатизации мирового сообщества.

Все ведущие и многие развивающиеся страны мира проводят научные исследования по изучению и использованию космического пространства, а космический потенциал используется для реализации экономических, оборонных, технических, научных, социальных, культурных и международных интересов.

В настоящее время необходимость вступления Республики Узбекистан в члены международных организаций и принятия или присоединения к документам, основанным на нормах международного права, в целях установления и укрепления отношений сотрудничества с развитыми странами на международной арене, осуществления космической деятельности с учетом национальных интересов в соответствии с нормами международного права, а также ускорение трансфера технологий становится одним из актуальных вопросов.

Отмечалось, что Договор вступил в силу 10 октября 1967 года и по состоянию на 2024 год к нему присоединились 114 стран.

Ратификация Договора откроет перед Узбекистаном возможности исследования и использования космоса, свободный доступ ко всем областям космического пространства и небесным телам, а также участия в международных космических проектах, обмене ресурсами и знаниями.

По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы пятьдесят пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса 

Республики Узбекистан.