Информация о пятьдесят пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

    Страна в фокусе 17 августа 2024 156

    16 августа 2024 года в Ташкенте в зале заседаний Сената Олий Мажлиса продолжило свою работу пятьдесят пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

    Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

    Сенаторы сначала рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 175 о работе на условиях неполного рабочего времени (Женева, 24 июня 1994 года)».

    Данная Конвенция ратифицирована 20 государствами мира. Целью Конвенции является обеспечение условий труда работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, а также защиты их от дискриминации в области оплаты труда и социального обеспечения.

    Положения Конвенции применяются ко всем лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени.

    В ходе обсуждения подчеркивалась необходимость того, чтобы занятые на условиях неполного рабочего времени имели равные права и пользовались такой же социальной защитой, что и трудящиеся, занятые полное рабочее время.

    Сенаторы подчеркнули, что нормы Конвенции полностью соответствуют законодательству Узбекистана, а также целям и задачам Стратегии «Узбекистан - 2030».

    В ходе обсуждения отмечалось, что ратификация Конвенции позволит создать дополнительные гарантии для защиты прав трудящихся на условиях неполного рабочего времени и придаст значительный импульс дальнейшему совершенствованию национальной системы охраны труда.

    Сенаторы подчеркнули, что ратификация Конвенции служит совершенствованию национального законодательства и обеспечению эффективного внедрения международных стандартов в сфере труда, а также демонстрирует приверженность Узбекистана основным международным принципам и стандартам по обеспечению гарантий прав работников.

    По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Далее обсуждался Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Уставу Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации памятников культуры (Рим, 29 ноября 2013 года)».

    Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации памятников культуры был основан в 1956 году, его штаб-квартира находится в Риме. В настоящее время членами этой международной организации являются около 140 стран.

    Отмечалось, что Международный исследовательский центр является международной организацией, специализирующейся на сохранении мирового культурного наследия посредством образования, распространения информации, исследований и сотрудничества, а также общественных кампаний.

    Международный исследовательский центр является консультативным органом ЮНЕСКО и в рамках своего мандата оказывает помощь в подготовке соответствующих выводов и рекомендаций при рассмотрении проектов, предназначенных для реализации на объектах Всемирного культурного наследия.

    Сенаторы подчеркнули, что присоединение Узбекистана к Уставу Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации памятников культуры позволит сформировать новую национальную школу реставрации исторических памятников путем изучения и внедрения зарубежного опыта, а также расширит возможности реставрации и консервации исторических памятников и архитектурных сооружений в нашей стране.

    Закон одобрен сенаторами.

    Вместе с тем на очередном пленарном заседании в центре всеобщего внимания был Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее укрепление защиты прав ребенка».

    В ходе обсуждения отмечалось, что в последние годы участились случаи, когда родители отдают несовершеннолетних детей на незаконное получение религиозного образования.

    Как показывают результаты изучений, проведенных правоохранительными органами, в 2021-2023 годах выявлено 2457 административных правонарушений, связанных с незаконным преподаванием религиозных учений. 1479 из них были организованы в условиях худжры, причем 60% обучающихся в них составили несовершеннолетние.

    Никто не может гарантировать, что ребенок не станет жертвой религиозных экстремистских идей в результате получения религиозного образования в каких-то незарегистрированных, неформальных центрах и у лиц, занимающихся незаконной религиозной деятельностью. За последние 3 года количество несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за преступления, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом, увеличилось в 4 раза.

    Более того, во время такого незаконного обучения в отношении детей совершаются различные тяжкие преступления. Ограничение свободы передвижения ребенка, содержание его в зданиях и помещениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, причинение ему физического страдания или морального давления и даже превращение его в жертву сексуального насилия являются ярким подтверждением этого.

    Вопрос религиозного образования в нашей стране четко определен в действующем законодательстве. В частности, Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и предыдущие законы четко определяют правовую основу профессионального религиозного образования. Занятие религиозным образованием в частном порядке является незаконным.

    Особо подчеркнуто, что обсуждаемый закон разработан в целях предупреждения упомянутых выше негативных ситуаций, усиления ответственности родителей и лиц, их заменяющих, при выполнении их обязанностей по обучению, образованию и воспитанию детей, а также обеспечения гарантий права детей на получение знаний.

    Данным законом вносятся изменения и дополнения в Закон «О гарантиях прав ребенка» и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за незаконное недопущение вовлечения ребенка в религиозное образование, а также за несоблюдение данного требования законодательства.

    Наряду с этим в законе четко закрепляется право родителей или лиц, их заменяющих, на религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Эта норма вносится на основании положений, предусмотренных в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

    В законе еще больше усиливается ответственность родителей в этих процессах. Потому что маленький ребенок сам не попадет в нелегальную худжру, и именно эту особенность призван регулировать закон.

    Сенаторы подчеркнули, что принятие данного закона служит обеспечению права детей на образование и их гармоничное развитие как личности, предупреждению случаев их превращения в жертву различных тяжких преступлений и религиозных экстремистских идей.

    Закон одобрен сенаторами.

    На пятьдесят пятом пленарном заседании Сената также обсуждался вопрос об утверждении приоритетных для Узбекистана международных рейтингов и индексов.

    Отмечалось, что за последние 4 года был принят ряд указов и постановлений Президента по повышению статуса нашей страны в международных рейтингах и индексах, касающихся социально-экономической и политико-правовой сфер.

    Среди них Указ Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2020 года № УП-6003 «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях», который стал важной программой, поднявшей на новый уровень работу, проводимую в стране в этом направлении.

    За прошедший период в результате реформ в социально-экономической и политико-правовой сферах достигнуты положительные результаты по ряду международных рейтингов.

    В частности, благодаря либерализации экономики и созданию благоприятного инвестиционного климата в Индексе экономической свободы наша страна поднялась на 5 позиций, заняв 109 место среди 178 стран. А за последние 7 лет Узбекистан улучшил свои показатели на 57 пунктов.

    Кроме того, инновационное и технологическое развитие отраслей экономики и социальной сферы, включая сельское хозяйство, энергетику, строительство, образование, здравоохранение, привело к улучшению показателей Узбекистана в Глобальном индексе инноваций. Узбекистан среди 132 стран поднялся в этом индексе с 93 на 82 ступень.

    Благодаря цифровизации государственных услуг, широкому внедрению электронных технологий в деятельность государственных органов в рейтинге развития электронного правительства республика улучшила свой показатель на 18 позиций и заняла 69 место среди 193 государств, войдя в число стран с «очень высоким уровнем развития».

    Кроме того, широкомасштабные реформы по противодействию коррупции положительно повлияли на показатели нашей страны в Индексе восприятия коррупции. В частности, в этом Индексе среди 180 государств удалось вывести показатели Узбекистана со 146 места в 2020 году на 121 место в 2024 году. В целом за последние 7 лет статус нашей страны в Индексе повысился на 36 пунктов.

    Благодаря проведенным в стране реформам по обеспечению приоритета права, защите прав и свобод человека в Индексе приоритета права Узбекистан за последние три года улучшил свои показатели на 14 пунктов и занял 78 место среди 142 стран.

    Вместе с тем в целях дальнейшего улучшения позиции республики на международной арене, внедрения компактной и ориентированной на результат системы работы с международными рейтингами и индексами, а также расширения полномочий парламента 19 июня 2024 года был принят Указ Президента № УП–91 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы работы с международными рейтингами и индексами и усилению парламентского контроля в данной сфере».

    Указом предусмотрено утверждение Сенатом Олий Мажлиса перечня приоритетных международных рейтингов и индексов, а также важнейших показателей эффективности.

    В ходе заседания отмечалось, что для нашей страны разработаны 15 приоритетных международных рейтингов и индексов и перечень ответственных за них министерств и ведомств, а также определены целевые показатели до 2030 года, намечены соответствующие задачи по подготовке Национального доклада об улучшении позиции Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах.

    По мнению сенаторов, международные рейтинги и индексы являются инструментом, определяющим те или иные сферы, направления и отрасли различными способами, и играют важную роль в определении позиции и положения стран в мировом сообществе, объективной оценке проводимых реформ.

    После обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

    Кроме того, заслушана информация Министерства водного хозяйства об исполнении мер по рациональному и эффективному использованию водных ресурсов, совершенствованию механизмов управления и законодательной базы данной сферы.

    Отмечалось, что Сенат уделил особое внимание выполнению задач по охране водных ресурсов, их рациональному и эффективному использованию, совершенствованию механизмов управления водными ресурсами, укреплению законодательной базы в данной сфере.

    В частности, в целях эффективного использования водных ресурсов на 11 446 объектах водного хозяйства установлены устройства управления «Умная вода», на 6 953 - «Дайвер» и на 1709 насосных станциях – онлайн контрольные устройства. Также полностью автоматизированы 67 крупных объектов водного хозяйства.

    В результате применения цифровых технологий, внедрения водосберегающих технологий на площади более 400 тыс. га, проведения необходимых ирригационных и мелиоративных мероприятий в первом полугодии текущего года сэкономлено более 2 млрд кубометров воды.

    По республике за счет кластеров и фермерских хозяйств забетонировано 10 540 км внутренних оросительных сетей, а также очищено 34 885 км каналов, арыков и лотков.

    Внедрена платформа «suvkredit.uz», выделены льготные кредитные средства на сумму более 2 трлн сумов для внедрения капельного, дождевого и дискретного орошения на площади 134,3 тыс. га.

    В результате сброса в систему озер Айдар-Арнасай 871 млн кубометров пресной воды из водохранилища «Чордара» и 300 млн кубометров пресной воды из других источников стабилизируется ее экологическое состояние.

    Создана Школа водников, обеспечено обучение около 70 тысяч слушателей, налажена деятельность Центра водных проектов.

    В ходе заседания наряду с проделанной работой отмечен и ряд вопросов, которые необходимо решить в дальнейшем. Ответственным работникам даны соответствующие предложения и рекомендации.

    В частности, отмечена необходимость проведения глубокой инвентаризации законодательства, регулирующего данную сферу, с учетом факторов изменения климата, ускорения бетонирования каналов с применением инновационных технологий, которые относительно недороги и быстро реализуются, внедрения в сельском хозяйстве экономически эффективных биоагротехнологий с низким потреблением воды и водосберегающих технологий.

    Отмечалось, что в сельском хозяйстве необходимо акцентировать внимание на работе по сокращению потребления воды, устранению неисправностей в ирригационных системах, снижению общих потерь воды, внедрению водосберегающих технологий, повышению культуры водопользования, привитию в сознании общественности идеи «вода - не бесплатна».

    После обсуждения по данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

    На 55-м пленарном заседании Сената также рассмотрен вопрос о внесении изменения в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

    На основании представления Президента Республики Узбекистан и соответствующего постановления Сената Олий Мажлиса Баракабаев Ойбек Аъзамжонович освобожден от должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан в связи с переходом на другую работу.

    На пятьдесят пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    В ходе пленарного заседания рассмотрено 13 вопросов, в том числе 11 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

    На этом пятьдесят пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

    Информационная служба

    Сената Олий Мажлиса

    Республики Узбекистан.

    No date selected
    август 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates