В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сенаторы сначала рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 175 о работе на условиях неполного рабочего времени (Женева, 24 июня 1994 года)».

Данная Конвенция ратифицирована 20 государствами мира. Целью Конвенции является обеспечение условий труда работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, а также защиты их от дискриминации в области оплаты труда и социального обеспечения.

Положения Конвенции применяются ко всем лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени.

В ходе обсуждения подчеркивалась необходимость того, чтобы занятые на условиях неполного рабочего времени имели равные права и пользовались такой же социальной защитой, что и трудящиеся, занятые полное рабочее время.

Сенаторы подчеркнули, что нормы Конвенции полностью соответствуют законодательству Узбекистана, а также целям и задачам Стратегии «Узбекистан - 2030».

В ходе обсуждения отмечалось, что ратификация Конвенции позволит создать дополнительные гарантии для защиты прав трудящихся на условиях неполного рабочего времени и придаст значительный импульс дальнейшему совершенствованию национальной системы охраны труда.

Сенаторы подчеркнули, что ратификация Конвенции служит совершенствованию национального законодательства и обеспечению эффективного внедрения международных стандартов в сфере труда, а также демонстрирует приверженность Узбекистана основным международным принципам и стандартам по обеспечению гарантий прав работников.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее обсуждался Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Уставу Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации памятников культуры (Рим, 29 ноября 2013 года)».

Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации памятников культуры был основан в 1956 году, его штаб-квартира находится в Риме. В настоящее время членами этой международной организации являются около 140 стран.

Отмечалось, что Международный исследовательский центр является международной организацией, специализирующейся на сохранении мирового культурного наследия посредством образования, распространения информации, исследований и сотрудничества, а также общественных кампаний.

Международный исследовательский центр является консультативным органом ЮНЕСКО и в рамках своего мандата оказывает помощь в подготовке соответствующих выводов и рекомендаций при рассмотрении проектов, предназначенных для реализации на объектах Всемирного культурного наследия.

Сенаторы подчеркнули, что присоединение Узбекистана к Уставу Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации памятников культуры позволит сформировать новую национальную школу реставрации исторических памятников путем изучения и внедрения зарубежного опыта, а также расширит возможности реставрации и консервации исторических памятников и архитектурных сооружений в нашей стране.

Закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на очередном пленарном заседании в центре всеобщего внимания был Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее укрепление защиты прав ребенка».

В ходе обсуждения отмечалось, что в последние годы участились случаи, когда родители отдают несовершеннолетних детей на незаконное получение религиозного образования.

Как показывают результаты изучений, проведенных правоохранительными органами, в 2021-2023 годах выявлено 2457 административных правонарушений, связанных с незаконным преподаванием религиозных учений. 1479 из них были организованы в условиях худжры, причем 60% обучающихся в них составили несовершеннолетние.

Никто не может гарантировать, что ребенок не станет жертвой религиозных экстремистских идей в результате получения религиозного образования в каких-то незарегистрированных, неформальных центрах и у лиц, занимающихся незаконной религиозной деятельностью. За последние 3 года количество несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за преступления, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом, увеличилось в 4 раза.

Более того, во время такого незаконного обучения в отношении детей совершаются различные тяжкие преступления. Ограничение свободы передвижения ребенка, содержание его в зданиях и помещениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, причинение ему физического страдания или морального давления и даже превращение его в жертву сексуального насилия являются ярким подтверждением этого.

Вопрос религиозного образования в нашей стране четко определен в действующем законодательстве. В частности, Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и предыдущие законы четко определяют правовую основу профессионального религиозного образования. Занятие религиозным образованием в частном порядке является незаконным.

Особо подчеркнуто, что обсуждаемый закон разработан в целях предупреждения упомянутых выше негативных ситуаций, усиления ответственности родителей и лиц, их заменяющих, при выполнении их обязанностей по обучению, образованию и воспитанию детей, а также обеспечения гарантий права детей на получение знаний.

Данным законом вносятся изменения и дополнения в Закон «О гарантиях прав ребенка» и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за незаконное недопущение вовлечения ребенка в религиозное образование, а также за несоблюдение данного требования законодательства.

Наряду с этим в законе четко закрепляется право родителей или лиц, их заменяющих, на религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Эта норма вносится на основании положений, предусмотренных в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В законе еще больше усиливается ответственность родителей в этих процессах. Потому что маленький ребенок сам не попадет в нелегальную худжру, и именно эту особенность призван регулировать закон.

Сенаторы подчеркнули, что принятие данного закона служит обеспечению права детей на образование и их гармоничное развитие как личности, предупреждению случаев их превращения в жертву различных тяжких преступлений и религиозных экстремистских идей.

Закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят пятом пленарном заседании Сената также обсуждался вопрос об утверждении приоритетных для Узбекистана международных рейтингов и индексов.

Отмечалось, что за последние 4 года был принят ряд указов и постановлений Президента по повышению статуса нашей страны в международных рейтингах и индексах, касающихся социально-экономической и политико-правовой сфер.

Среди них Указ Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2020 года № УП-6003 «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях», который стал важной программой, поднявшей на новый уровень работу, проводимую в стране в этом направлении.

За прошедший период в результате реформ в социально-экономической и политико-правовой сферах достигнуты положительные результаты по ряду международных рейтингов.

В частности, благодаря либерализации экономики и созданию благоприятного инвестиционного климата в Индексе экономической свободы наша страна поднялась на 5 позиций, заняв 109 место среди 178 стран. А за последние 7 лет Узбекистан улучшил свои показатели на 57 пунктов.

Кроме того, инновационное и технологическое развитие отраслей экономики и социальной сферы, включая сельское хозяйство, энергетику, строительство, образование, здравоохранение, привело к улучшению показателей Узбекистана в Глобальном индексе инноваций. Узбекистан среди 132 стран поднялся в этом индексе с 93 на 82 ступень.

Благодаря цифровизации государственных услуг, широкому внедрению электронных технологий в деятельность государственных органов в рейтинге развития электронного правительства республика улучшила свой показатель на 18 позиций и заняла 69 место среди 193 государств, войдя в число стран с «очень высоким уровнем развития».

Кроме того, широкомасштабные реформы по противодействию коррупции положительно повлияли на показатели нашей страны в Индексе восприятия коррупции. В частности, в этом Индексе среди 180 государств удалось вывести показатели Узбекистана со 146 места в 2020 году на 121 место в 2024 году. В целом за последние 7 лет статус нашей страны в Индексе повысился на 36 пунктов.

Благодаря проведенным в стране реформам по обеспечению приоритета права, защите прав и свобод человека в Индексе приоритета права Узбекистан за последние три года улучшил свои показатели на 14 пунктов и занял 78 место среди 142 стран.

Вместе с тем в целях дальнейшего улучшения позиции республики на международной арене, внедрения компактной и ориентированной на результат системы работы с международными рейтингами и индексами, а также расширения полномочий парламента 19 июня 2024 года был принят Указ Президента № УП–91 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы работы с международными рейтингами и индексами и усилению парламентского контроля в данной сфере».

Указом предусмотрено утверждение Сенатом Олий Мажлиса перечня приоритетных международных рейтингов и индексов, а также важнейших показателей эффективности.

В ходе заседания отмечалось, что для нашей страны разработаны 15 приоритетных международных рейтингов и индексов и перечень ответственных за них министерств и ведомств, а также определены целевые показатели до 2030 года, намечены соответствующие задачи по подготовке Национального доклада об улучшении позиции Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах.

По мнению сенаторов, международные рейтинги и индексы являются инструментом, определяющим те или иные сферы, направления и отрасли различными способами, и играют важную роль в определении позиции и положения стран в мировом сообществе, объективной оценке проводимых реформ.

После обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Кроме того, заслушана информация Министерства водного хозяйства об исполнении мер по рациональному и эффективному использованию водных ресурсов, совершенствованию механизмов управления и законодательной базы данной сферы.

Отмечалось, что Сенат уделил особое внимание выполнению задач по охране водных ресурсов, их рациональному и эффективному использованию, совершенствованию механизмов управления водными ресурсами, укреплению законодательной базы в данной сфере.

В частности, в целях эффективного использования водных ресурсов на 11 446 объектах водного хозяйства установлены устройства управления «Умная вода», на 6 953 - «Дайвер» и на 1709 насосных станциях – онлайн контрольные устройства. Также полностью автоматизированы 67 крупных объектов водного хозяйства.

В результате применения цифровых технологий, внедрения водосберегающих технологий на площади более 400 тыс. га, проведения необходимых ирригационных и мелиоративных мероприятий в первом полугодии текущего года сэкономлено более 2 млрд кубометров воды.

По республике за счет кластеров и фермерских хозяйств забетонировано 10 540 км внутренних оросительных сетей, а также очищено 34 885 км каналов, арыков и лотков.

Внедрена платформа «suvkredit.uz», выделены льготные кредитные средства на сумму более 2 трлн сумов для внедрения капельного, дождевого и дискретного орошения на площади 134,3 тыс. га.

В результате сброса в систему озер Айдар-Арнасай 871 млн кубометров пресной воды из водохранилища «Чордара» и 300 млн кубометров пресной воды из других источников стабилизируется ее экологическое состояние.

Создана Школа водников, обеспечено обучение около 70 тысяч слушателей, налажена деятельность Центра водных проектов.

В ходе заседания наряду с проделанной работой отмечен и ряд вопросов, которые необходимо решить в дальнейшем. Ответственным работникам даны соответствующие предложения и рекомендации.

В частности, отмечена необходимость проведения глубокой инвентаризации законодательства, регулирующего данную сферу, с учетом факторов изменения климата, ускорения бетонирования каналов с применением инновационных технологий, которые относительно недороги и быстро реализуются, внедрения в сельском хозяйстве экономически эффективных биоагротехнологий с низким потреблением воды и водосберегающих технологий.

Отмечалось, что в сельском хозяйстве необходимо акцентировать внимание на работе по сокращению потребления воды, устранению неисправностей в ирригационных системах, снижению общих потерь воды, внедрению водосберегающих технологий, повышению культуры водопользования, привитию в сознании общественности идеи «вода - не бесплатна».

После обсуждения по данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

На 55-м пленарном заседании Сената также рассмотрен вопрос о внесении изменения в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

На основании представления Президента Республики Узбекистан и соответствующего постановления Сената Олий Мажлиса Баракабаев Ойбек Аъзамжонович освобожден от должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан в связи с переходом на другую работу.

На пятьдесят пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания рассмотрено 13 вопросов, в том числе 11 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом пятьдесят пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан.