баннер
1 февр. 2025 г.
04:41

    Информация о третьем пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

    Страна в фокусе 26 января 2025 727

    25 января в Ташкенте продолжило свою работу третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

    Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

    Третий день работы пленарного заседания начался с рассмотрения Закона «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».

    Вызовы и угрозы, возникающие в современном мире, становятся причиной широкого распространения различных чуждых молодежи идей, а это ставит перед правоохранительными органами нашей страны новые задачи по своевременному предупреждению и устранению подобных случаев.

    Передача соответствующим постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2024 года должностей инспекторов-психологов (старших инспекторов-психологов) органов внутренних дел по делам несовершеннолетних структуре Национальной гвардии также является неотъемлемым продолжением работы, проводимой в этом направлении.

    В соответствии с данным постановлением в Национальной гвардии Республики Узбекистан образовано Управление по работе с детьми и его территориальные подразделения, а также учреждены должности старших инспекторов-психологов и инспекторов-психологов по вопросам несовершеннолетних.

    Этими подразделениями принимаются необходимые меры по улучшению морально-психологической обстановки в школах (10 134), выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению безнадзорности среди учащихся, формированию у учащихся чувства патриотизма и преданности Родине, воспитанию у них нетерпимого отношения к нарушениям закона.

    Наряду с этим проводится важная работа по обеспечению безопасности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего на примере концепции «Безопасная школа» путем работы с проблемными учащимися по месту их жительства в присутствии родителей, а также улучшению посещаемости.

    Возникает необходимость предоставления лицам, замещающим вновь созданные должности, в том числе старшим инспекторам-психологам и инспекторам-психологам по вопросам несовершеннолетних, полномочий, установленных законодательством для инспекторов-психологов органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

    С февраля по настоящее время инспекторами-психологами Национальной гвардии выявлено 44 450 нарушений части первой статьи 47 Кодекса об административной ответственности, обеспечено применение административных мер наказания через инспекторов по профилактике органов внутренних дел, выписано около 175 тысяч предупредительных писем родителям детей, пропускающих школу.

    На одного инспектора-психолога в зависимости от количества детей в школах приходится от 3 до 10 общеобразовательных учреждений. Однако тот факт, что они направляют несовершеннолетних правонарушителей к инспектору по профилактике, который является основным контактным лицом по вопросам применения административных мер наказания в отношении их родителей, негативно сказывается на эффективности работы инспекторов-психологов, а также приводит к излишней трате их времени.

    Настоящий закон разработан Национальной гвардией Республики Узбекистан в целях обеспечения законности деятельности инспекторов-психологов по делам несовершеннолетних, проходящих службу в общеобразовательных учреждениях, а также улучшения психологической обстановки в школах, формирования среди несовершеннолетних нетерпимого отношения к правонарушениям, оказания помощи проблемным учащимся по месту жительства с участием их родителей, создания необходимых условий для эффективной реализации адресной работы.

    По мнению сенаторов, принятие закона послужит повышению эффективности деятельности органов Национальной гвардии Республики Узбекистан по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а также защите прав, свобод и законных интересов детей.

    После обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Далее парламентарии обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление гарантий надежной защиты прав и свобод личности».

    В стране проводится широкомасштабная работа, целью которой является поднятие на новый уровень системы защиты прав человека на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», усиление гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также укрепление доверия населения к правоохранительной системе.

    В результате широкомасштабных реформ в судебно-следственной практике разработаны эффективные механизмы, направленные на обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека.

    Закон, обсуждаемый сенаторами, является логическим продолжением этих реформ и предусматривает введение должности следственного судьи в районных, городских судах по уголовным делам в целях надежного обеспечения судом конституционных прав лица, обвиняемого в совершении преступления, на свободу и личную неприкосновенность.

    Вместе с тем для определения в законодательстве вопросов санкционирования процессуальных решений на стадии досудебного производства по уголовным делам и рассмотрения дел об административных правонарушениях следственными судьями этим законом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие основания и порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции следственных судей.

    Сенаторы подчеркнули, что документ послужит дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в следственной деятельности.

    После окончания обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Затем был рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан».

    В последние годы в стране проводится системная работа по обеспечению гарантий трудовых прав граждан и внедрению международных стандартов в национальное законодательство.

    Законом в Трудовой кодекс Республики Узбекистан вносятся дополнения и изменения, предусматривающие внедрение порядка оформления трудового договора в электронной форме в межведомственном аппаратно-программном комплексе «Единая национальная система труда», изменение порядка определения продолжительности отпуска без сохранения заработной платы и порядка исчисления средней заработной платы работника.

    В соответствии с Законом «Об образовании» вносятся изменения, уточняющие виды образовательных организаций, в которых работники могут обучаться по вечерней или заочной формам обучения. Также вводится запрет на увольнение работника по причинам, связанным с беременностью или наличием ребенка.

    Вместе с тем устанавливается, что государственные органы и организации при приеме на работу не должны будут требовать сведения о паспорте или идентификационной ID-карте, трудовой книжке лица, а должны будут запрашивать их самостоятельно, в том числе через межведомственные интеграционные платформы в информационных системах.

    Сенаторы отметили, что закон служит обеспечению гарантий трудовых прав граждан, перехода на электронную систему отношений в сфере труда, снижению случаев незаконного отказа работнику в трудоустройстве в государственные органы и организации, а также предупреждению случаев истребования лишних документов от граждан, поступающих на работу.

    По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Также на пленарном заседании оживленно обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы регулирования алкогольного и табачного рынка».

    В последние годы в стране проводится системная работа, направленная на регулирование алкогольного и табачного рынка, обеспечение государственного контроля в сфере оборота алкогольной и табачной продукции.

    Однако в связи с совершенствованием деятельности Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан возникает необходимость в уточнении ее полномочий в законодательных актах.

    Исходя из этого в законы «О государственной пошлине», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» вносятся изменения и дополнения, определяющие полномочия инспекции. Так, устанавливается срок уплаты ежегодной государственной пошлины за выданную лицензию для деятельности по производству потребительского и технического этилового спирта, алкогольной продукции, а также по оптовой торговле алкогольной продукцией.

    Законом предусматривается возможность осуществления юридическими лицами оптовой торговли пивом и пивными напитками путем направления уведомления уполномоченному государственному органу.

    Оптовая торговля табачной продукцией также осуществляется путем направления уведомления уполномоченному органу, а розничная – путем направления уведомления налоговым органам.

    Сенаторы подчеркнули, что данный закон направлен на внедрение эффективной системы контроля в сфере производства и реализации алкогольной и табачной продукции. Он послужит предупреждению незаконного оборота продукции, развитию здоровой конкурентной среды для ведения бизнеса, защите прав потребителей и обеспечению единообразного применения правовых норм.

    Закон одобрен сенаторами.

    Далее был рассмотрен Закон «Об учреждении почетного звания Республики Узбекистан «Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган эколог».

    В последние годы, исходя из новых требований устойчивого развития, проводятся реформы, основанные на новом подходе к охране окружающей среды, обеспечению экологической устойчивости.

    Принимаются системные меры по озеленению территорий, защите деревьев, расширению и сохранению зеленых насаждений, в частности на высохшем дне Аральского моря, а также сокращению выбросов промышленных предприятий и транспортных средств. Эти меры служат целям экологической устойчивости не только в нашей стране, но и в регионе.

    Успешно реализуется концепция развития данной сферы и стратегии по ее направлениям. Государственные и общественные органы, представители широкой общественности прикладывают совместные усилия для обеспечения экологической устойчивости.

    В целях поддержки тех, кто напрямую или опосредованно осуществляет свою деятельность в данной сфере, и должного стимулирования их труда предусматривается учреждение почетного звания «Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган эколог» («Заслуженный эколог Республики Узбекистан»). Оно будет присуждаться гражданам, добившимся значительных результатов в развитии сферы экологии и охране окружающей среды, бережном сохранении природы, биологического разнообразия, смягчении последствий изменения климата, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов.

    Почетного звания также будут удостаиваться специалисты и представители сферы, экоактивисты, проявившие особую инициативу в разработке и внедрении на практике экологически чистых и инновационных технологий, расширении зеленых территорий и озеленительных работах; самоотверженно трудящиеся в целях повышения экологической культуры населения, воспитания молодого поколения в духе уважения к природе и подготовки высококвалифицированных кадров в системе.

    Закон одобрен сенаторами.

    Также в ходе третьего пленарного заседания Сената был рассмотрен Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан о союзнических отношениях (Душанбе, 18 апреля 2024 года)».

    Во внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан особое место занимают вопросы улучшения отношений с государствами Центральной Азии, то есть соседними странами, укрепления атмосферы дружбы, вывода взаимного сотрудничества на более высокий уровень.

    Настоящий договор подписан в городе Душанбе 18 апреля 2024 года в рамках государственного визита Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Республику Таджикистан. Он направлен на вывод отношений дружбы и стратегического партнерства между двумя странами на новый – союзнический уровень.

    Документ предусматривает развитие сотрудничества в таких областях, как решение региональных конфликтов мирным путем в соответствии с нормами международного права, продолжение взаимодействия по вопросам демаркации государственных границ, реализация взаимовыгодных проектов в водно-энергетической сфере, развитие парламентской дипломатии, укрепление взаимных связей.

    Важно также углублять сотрудничество в экономической, инвестиционной, научно-технической, культурно-образовательной сферах, в области спорта и туризма, координировать совместные усилия по борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональной организованной преступностью.

    Данный закон послужит дальнейшему укреплению многопланового сотрудничества между Узбекистаном и Таджикистаном, обеспечению мира и безопасности в регионе.

    По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

    На очередном пленарном заседании Сената был рассмотрен Закон «Об ограничении выбросов парниковых газов».

    В стране предпринимаются определенные шаги по предупреждению изменения климата и снижению его негативных последствий. Однако отсутствие закона и регулирующей данную сферу нормативной базы, в числе касательно сокращения выбросов парниковых газов, ограничивает возможности налаживания международного сотрудничества в экономической, технологической и экологической областях.

    Необходимо развить сферу до уровня требований международных актов и совершенствовать ее организационно-правовую базу.

    Закон направлен на установление порядка осуществления оборота углеродных единиц, полученных в результате сокращения выбросов парниковых газов, и обеспечение системного контроля за выбросами парниковых газов. Определяются основные принципы, основы и порядок системы мониторинга, отчетности и верификации ограничения выбросов парниковых газов, права собственности на сокращенные выбросы парниковых газов.

    Сенаторы особо подчеркнули важность закона на сегодняшний день, однако указали на некоторые вопросы, которые требуют пересмотра.

    Так, отмечалась необходимость пересмотра понятия «парниковые газы», ​​четкого разграничения полномочий местных Кенгашей или исполнительной власти в области ограничения выбросов парниковых газов, исключения некоторых статей закона.

    Также внимание было акцентировано на целесообразности конкретного раскрытия в законе уполномоченных государственных органов и пересмотра полномочий государственных органов в области ограничения выбросов парниковых газов.

    Сенаторы пришли к выводу, что закон не должен быть причиной противоречий и недоразумений в правоприменительной практике и должен соответствовать требованиям Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов».

    По окончании обсуждения данный закон отклонен сенаторами.

    Далее обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

    В стране проводятся широкомасштабные реформы, направленные на повышение эффективности деятельности органов самоуправления граждан, превращение института махалли в самую близкую к населению народную структуру, реализацию прав граждан на объединение в союз, представляющий общие интересы сходов граждан, укрепление их материально-технической базы, дальнейшее развитие взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества.

    Суть закрепления статуса института махалли на уровне Конституции Республики Узбекистан состоит в том, что социальная политика государства теперь начинается не с района или города, а с махалли.

    За последние семь лет в центре внимания государства было улучшение института махалли. Анализ показывает, что принято около 100 нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы.

    В свою очередь сенаторы отметили, что возникла необходимость дальнейшего совершенствования порядка организации и проведения выборов председателей сходов граждан, а также укрепления гарантий деятельности председателей сходов граждан, избранных на освободившиеся места.

    Вносимые законом изменения и дополнения в законы «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя схода граждан» разработаны с целью регулирования этих вопросов.

    Предусматривается продление срока полномочий председателя сходов граждан с 3 до 5 лет, избрание председателей сходов граждан на вакантные места сроком на 5 лет, а также отнесение организации и проведения выборов председателей сходов граждан к полномочиям комиссий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

    В ходе обсуждения подчеркивалось, что закон послужит эффективной организации деятельности председателей сходов граждан и работы комиссий, оказывающих содействие в организации и проведении выборов председателей сходов граждан.

    Закон одобрен сенаторами.

    На третьем пленарном заседании Сената также рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

    На основании постановления Сената Олий Мажлиса, принятого по данному вопросу, Новруз Бабакулович Рахманов, Абдуносир Абдухамитович Игамбердиев, Зоир Аманович Рустамов, Абдувохид Абдукадирович Касимов и Хасан Сунатиллаевич Эгамбердиев освобождены от должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан.

    Сенаторы также рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    В ходе пленарного заседания рассмотрено 20 вопросов, в том числе 18 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

    На этом третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

    Информационная служба

    Сената Олий Мажлиса

    Республики Узбекистан.

    No date selected
    январь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates
    Мы в Телеграм
    Text to speech