«Инициативный бюджет»-2023: результаты общественного мониторинга

    Страна в фокусе 22 августа 2024 127

    В 2019 году в Узбекистане внедрен механизм инициативного бюджетирования. За прошедшие годы миллионы граждан узнали о новых возможностях, при этом интерес и вовлеченность населения продолжает расти.

    Цифры говорят сами за себя. За последние три года финансирование процессов «Инициативного бюджетирования» увеличилось в восемь раз - с 530 млрд сумов до 4 115 млрд сумов.

    Проект «Инициативный бюджет» выполняет роль социального моста между государством и обществом в решении социальных проблем на местном уровне. По данным анализа, в конкурсах в 2019 году участвовали 87 755 человек, которые проголосовали за 28 704 проекта, а в 2023 году в эти процессы были вовлечены 18 миллионов граждан, они отдали голоса за 49 464 проекта.

    Движение «Юксалиш» провело общественный мониторинг состояния реализации проектов-победителей конкурсов проекта «Инициативный бюджет» в 2023 году.

    Изучены процессы финансирования инициативных проектов, своевременности и качества выполнения работ, а также мнение местного населения по этому вопросу.

    Для информации: в 2023 году в первом сезоне «Инициативного бюджета» победителями признаны 2 985 инициатив, во втором сезоне - 1 192 инициативы, а в программе «Моя дорога» - 514 инициатив. Для реализации этих проектов выделено в общей сложности 4 719,7 млрд сумов из бюджета.

    В рамках мониторинга изучен ход реализации 433 проектов, а также проведены анонимные социальные опросы среди 1408 респондентов. Из них 201 проект связан с образованием, 89 - со здравоохранением, 106 - с дорогами, 27 - с улучшением инфраструктуры, 5 - с питьевой водой, 5 - с электроэнергией и природным газом.

    Большинство жителей махаллей выразили поддержку «Инициативному бюджету», который получил положительную оценку среди широкой общественности.

    Какие были недостатки в реализации проектов?

    В ходе изучения на 121 из изученных объектов (28%) проекты не были реализованы в установленные сроки, работы выполнены некачественно либо не были завершены к настоящему времени. Также выявлены такие нарушения, как перенаправление выделенных средств на другие цели. Эти недостатки негативно влияют на настроение 520 тысяч человек, проголосовавших за эти проекты.

    Некачественные строительные и ремонтные работы

    Всего по 88 проектам есть недостатки. В частности, работы на 24 объектах в Наманганской области, 13 - в Джизакской области, 10 - в Самаркандской области, по 7 - в Андижанской и в Кашкадарьинской областях, по 6 - в Сырдарьинской и в Ферганской областях, по 4 - в Навоийской и в Ташкентской областях, по 3 - в Сурхандарьинской и Бухарской областях и 1 в Республике Каракалпакстан выполнены некачественно.

    К примеру, проект по строительству нового учебного здания на 80 мест в школе №44 Шафирканского района Бухарской области завершен, но из-за преждевременной отделки внутренних стен они посыпались. Пол и бетонные покрытия были выполнены некачественно и неравномерно, что привело к неправильной укладке линолеума. Кроме того, проектом предусмотрена установка солнечных панелей, камер видеонаблюдения и противопожарного оборудования, которая не была реализована.

    Проект по строительству искусственного поля и закупке спортивного оборудования в школе №1 в Шерабадском районе Сурхандарьинской области завершен, но искусственное покрытие не соответствует стандартам и непригодно для использования в связи с недостаточной трамбовкой строительной площади, почва вокруг канализационного колодца смещена. Несмотря на выявленные недостатки, был составлен акт о полном завершении проекта.

    Задержка с вводом в эксплуатацию

    В ходе мониторинга определено, что объекты по 24 проектам до сих пор не введены в эксплуатацию. В частности, в Ташкентской области - 4 проекта, в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской, Джизакской и Кашкадарьинской областях - по 3 проекта, в Андижанской области - 2 проекта, в Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях - по 1 проекту-победителю конкурсов «Инициативный бюджет» 2023 года не реализованы до сих пор.

    К примеру, в Андижанском районе Андижанской области проект по оснащению школы №43 необходимым оборудованием не завершен. Из 41 вида оборудования, указанного в рамках проекта, семь не были поставлены, а пять видов были поставлены в меньшем количестве, чем предусмотрено в сметной документации.

    Проект по проведению газопровода в кишлак «Обод турмуш» в Пешкунском районе Бухарской области не реализован. Согласно заявлению АО «Ҳудудгазтаъминот» от 15 марта 2024 года, для реализации проекта требовалось дополнительное финансирование в размере 1580 млн сумов, что сделало его реализацию невозможной. На основании соответствующего решения Кенгаша народных депутатов Пешкунского района от 23 апреля 2024 года выделенные средства были возвращены в фонд «Инициативного бюджета».

    Незавершенные проекты вводятся в эксплуатацию

    Работы на 68 проектах, введенных в эксплуатацию, завершены не полностью.

    Например, проект по строительству нового спортивного зала в школе №44 в Джалакудукском районе Андижанской области, начатый в ноябре 2023 года, до сих пор не завершен: раздевалки для учеников и санузлы не готовы, а канализационная система не доделана.

    Проект по капитальному ремонту школы №41 в Ташлакском районе Ферганской области и установке солнечной батареи на 20 кВт. Из запланированных 27 новых окон установлено лишь 15, а асфальтирование территории не завершено.

    Средства, выделенные на три проекта, были использованы не по назначению. Например, вместо ремонта зданий и установки оборудования в школе-интернате №5 в Чартакском районе был построен забор. В школе №4 Янгикурганского района вместо столовой установлены солнечные панели. В детском саду №37 в Чирчике вместо ремонта внутренних помещений и туалетов средства были потрачены на другие расходы.

    Какие еще были проблемы?

    В ходе общественного мониторинга установлено, что средства, выделенные на три проекта, были направлены на цели, не указанные в заявке. Вместе с тем, выявлены несоответствия между качеством работ на портале Open budjet и реальным состоянием 49 изученных объектов.

    В частности, анализ открытых данных тендеров на реализацию проектов в Кашкадарьинской области показал, что при определении подрядных организаций различные тендеры выиграли разные подрядчики, а при определении проектных организаций - одни и те же две-три организации. Также в ходе мероприятий общественного контроля проведен анонимный опрос среди 1408 респондентов в республике для изучения мнения населения о конкурсах в рамках проекта «Инициативный бюджет» и реализации проектов.

    Результаты анонимного опроса

    В ходе мероприятий общественного контроля проведен анонимный опрос среди 1408 респондентов в республике для изучения мнения населения о конкурсах в рамках проекта «Инициативный бюджет» и реализации проектов.

    50% респондентов сообщили, что в их махаллях проекты «Инициативного бюджета» были реализованы, 36% отметили, что таких проектов не было. 84% не сталкивались с принуждением к сбору голосов, 11% заявили, что их близкие были принуждены, а 5% сообщили, что их лично принуждали к этому на рабочем месте. 65% отметили своевременное завершение проектов, 60% считают, что работы были выполнены качественно, 28% - средне, а 12% - некачественно. Также 18% респондентов отметили, что проекты разработаны несправедливо.

    Движение «Юксалиш» с учетом мнения общественности и экспертов предлагает:

    • согласовывать разрабатываемую проектно-сметную документацию с «Инициативными группами» для обеспечения целевого использования выделенных средств на проекты-победители;
    • создать группы из активных жителей района для контроля качества ремонтных работ и оснащения социальных объектов;
    • внести дополнительный пункт о предоставлении подрядчику детальной информации о работах, предусмотренных проектно-сметной документацией, при заключении договоров заказчиками на выполнение проектов;
    • обязать подрядные организации устанавливать паспорт проекта с информацией о предусмотренных мероприятиях на внешней части объекта;
    • обеспечить участие общественности в процессе ввода объектов в эксплуатацию;
    • для обеспечения справедливости в процессе «Инициативного бюджета» выделить отдельные сезоны для социальных объектов и объектов инфраструктуры махалли, исключив из конкурсов проекты финансово независимых высших учебных заведений и других самофинансируемых бюджетных организаций;
    • создать возможности для махаллей с небольшим населением путем объявления победителями проектов, набравших голоса в соответствии с числом проживающих в махалле жителей;
    • устранить проблемы с сервером для обеспечения стабильной работы сайта openbudget.uz и снижения нагрузки в процессе голосования;
    • улучшить систему присвоения статуса проектам на портале на основе результатов общественного контроля.
    No date selected
    август 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates