Инновации - драйвер преобразования отраслей, стимул развития человеческого капитала

    В последние годы инновации - нововведения в области техники и технологий, организации труда и управления, использования достижений науки и передового опыта для качественных изменений в экономике - становятся неотъемлемой частью нашей жизни, способствуют росту благосостояния общества. Цель 51 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предполагает широкое внедрение инноваций в экономику, развитие кооперационных связей промышленных предприятий и научных учреждений. А в цели 52 этого важнейшего документа регламентируется улучшение позиции Республики Узбекистан в Глобальном инновационном индексе и включение в топ-50 стран рейтинга до 2030 года.

    Для реализации амбициозных задач в стране проводится последовательная работа, причем акцент делается на непрерывность качественных усилий, так как прогресс и наука не стоят на месте.

    Указ Президента «Об утверждении Стратегии инновационного развития Респуб­лики Узбекистан на 2022-2026 годы» от 6 июля 2022-го и постановление главы государства «Об организационных мерах по реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы» от этой же даты предусматривают активизацию деятельности по данным направлениям, широкое применение новых научных разработок, повышение уровня сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики, подготовку кадров и создание рабочих мест.

    В Указе подчеркнуто: в последние годы достигнуты большие успехи в обеспечении и стимулировании инновационного и технологического прогресса в отраслях экономики. Республика поднялась на 36 позиций по сравнению с 2015 годом в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается по 81 индикатору. Объем годовых средств, выделяемых из Государственного бюджета на инновационную и научную сферы, по сравнению с 2018 годом увеличился в три раза и доведен до 1,5 трлн сумов.

    Вместе с тем степень коммерциализации научных и инновационных разработок, уровень сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики имеют незадействованный потенциал.

    - Разработанная стратегия является логическим продолжением Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы, - говорит заместитель министра инновационного развития Респуб­лики Узбекистан Шахлохон Турдикулова. - Согласно итогам реализации прорывного на тот момент документа, достигнуты важные первоначальные шаги по созданию комплексной инновационной системы, внедрению стартапов, развитию человеческого капитала, а охват научными достижениями позволил расширить технологический прогресс в отраслях экономики и социальном секторе, сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, образовании, здравоохранении.

    Подписанные главой государства документы, регламентирующие данную сферу, основаны на том, что прогресс не стоит на месте, ежегодно увеличивается число молодежи, охваченной высшим образованием. Важным становится обеспечение юношей и девушек рабочими местами, которые требуют навыков высшей квалификации и изобретательского мышления. Один из путей - создание инновационных предприятий, производств, стартапов, причем с гарантированной поддержкой со стороны государства.

    Стратегией инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы в разрезе регионов определено: целевые показатели предусматривают увеличение количества субъектов инновационной деятельности (промышленно-производственные организации) с 613 до 2250; субъектов инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные организации, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) - в три раза; рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, - в четыре раза; инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, - в два раза.

    Количество инновационных центров в регионах возрастет до 494; отечественных промышленных предприятий, занимающихся технологической инновацией, - до 600; новых технологий, создаваемых в регионах, - до 384; патентов, ежегодно регистрируемых в регионах, - до 184; научных, инновационных и технологических проектов, осуществляемых совместно с иностранными организациями, - до 183; инновационных стартапов - до 1437.

    В экономических отраслях планируется задействовать драйверные проекты по серийному выпуску 176 видов продукции и технологий на 33 трлн сумов. Утверждены также прогнозные показатели реализации отраслевых проектов в 2023-2026 годах.

    Трудно представить инновации и интересные современные разработки без участия научных и образовательных центров. Согласно документу, 1086 проектов аккумулируется для 76 научных организаций на 400 млрд сумов и 80 высших учебных заведений на 483 млрд сумов.

    Утверждается перечень инновационных (spin-off) предприятий (создаваемых в 2022-2024 годах Министерством инновационного развития по перспективным направлениям), специализированных на производстве наукоемкой и инновационной продукции.

    - Spin-off структуры занимаются продвижением и коммерциализацией каких-либо ноу-хау или технологий, - рассказывает начальник Управления коммерциализации и трансфера научных разработок и технологий Министерства инновационного развития Республики Узбекистан Джамолиддин Бабаханов. - Такие услуги сегодня весьма востребованы. Например, некий научно-­исследовательский институт ведет лабораторные исследования, его разработки требуют расширения. Тогда создается небольшое предприятие в виде ООО, которое будет масштабировать ноу-хау и продвигать его на рынке. Потребители инновационных разработок таких компаний - коммерческие организации и заинтересованные НИИ.

    Новые инновационные предприятия будут осуществлять деятельность во взаимодействии с органами государственного управления, местными органами власти и хозяйствующими субъектами в рамках государственных программ по научной деятельности за счет средств местных бюджетов и субъектов предпринимательства.

    - В рамках инновационных проектов намечено освоить производство новых продуктов: высокоочищенной меди и медной фольги, высококачественного кокса, синтетических масел, а также технологических ноу-хау в робототехнике, электромобилей и других инженерных новинок, - говорит главный специалист Управления развития инновационной экосистемы в отраслевых предприятиях Министерства инновационного развития Республики Узбекистан Шухрат Исаев. - Расширится реализация проектов и по строительству солнечных и ветровых электростанций.

    Согласно вышеназванным документам, создается новая система по финансированию инноваций. Так, с 1 августа 2022 года внедряется система стимулирования создания «подрывных» инноваций, согласно которой местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания с государственными органами и крупными государственными организациями договоров по производству, внедрению и технической поддержке инновационных товаров и программных продуктов, торговые закупки которых осуществляются через Электронный кооперационный портал. В хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до десяти процентов от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности. При этом фонд не является юридическим лицом, и его средства направляются на создание и внедрение «подрывных» инноваций.

    Предусматривается расширение льгот и преференций резидентам ООО «Inno texnopark» и Инновационного технопарка «Яшнабад», содействие трансферу технологий из зарубежных стран и привлечение инвестиционных фондов и венчурного капитала, обеспечение представления продукции на международных выставках и ярмарках.

    Наука и инновации - основа для дальнейшего развития страны. Процессы глобализации призывают не только к внедрению новшеств во всех сферах для обеспечения экономического роста и конкурентоспособности, но и к широкой поддержке государства.

    Указ и постановление лидера страны будут способствовать ускоренному внедрению передовых технологий, что позволит повысить социально-экономические возможности регионов, задействовать интеллектуальный потенциал молодежи, обеспечить стабильный рост уровня жизни и благополучие населения.

    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates