Во всех звеньях цепочки непрерывного образования сейчас осуществляются большие преобразования. Начиная от детских садов и заканчивая вузами, везде заметно укрепилась материально-техническая база, совершенствуются подходы к образовательно- воспитательному процессу, внедряются передовые решения и инновационные технологии. Так, с целью обеспечения системы дошкольного образования современными информационными и педагогическими технологиями в соответствии с постановлением Кабинета Министров «О мерах по внедрению в систему дошкольного образования современных информационных и педагогических технологий» от 11 июня 2019 года в общество с ограниченной ответственностью при Министерстве дошкольного образования преобразован Инновационный центр информационных и педагогических технологий. Учреждение призвано обеспечить реализацию целого комплекса задач по инновационному развитию сферы ДО.
В числе основных направлений деятельности учреждения: разработка и внедрение современных стандартов управления в дошкольное образование; внедрение в образовательно-воспитательный процесс передовых информационных и педагогических технологий, обеспечение надлежащего функционирования Информационной системы управления дошкольным образованием; проведение научных исследований в сфере раннего развития детей дошкольного возраста; обеспечение надлежащего уровня информационной безопасности, формирование единого информационного пространства в системе Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан. Специалисты центра активно работают над созданием необходимых организационно-технических и финансово-экономических условий для расширения взаимодействия между субъектами предпринимательства, инициаторами стартап-проектов, учеными, финансовыми институтами и другими заинтересованными лицами в целях эффективной реализации инновационных проектов в сфере дошкольного образования. Это служит важным фактором для осуществления поставленных задач по повышению охвата детей дошкольным образованием. Кроме того, задействуются передовые знания в процессе разработки и производства учебно-методических материалов, мультимедийного контента для использования в рамках образовательно-воспитательного процесса, целевых программ обучения педагогического и руководящего состава организаций системы дошкольного образования и распространения через различные телекоммуникационные каналы.
Инновационный подход к дошкольному образованию требует привлечения квалифицированных специалистов, и важную роль здесь играет работа над повышением компетенции и квалификации сотрудников системы ДО в сфере информационно-коммуникационных и педагогических технологий, организация инновационной образовательной среды. Именно поэтому определение перспективных направлений развития и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, в том числе посредством организации и проведения научных и практических исследований лежит в основе проводимой центром работы. Помимо прочего, здесь также осуществляется совершенствование методов оценки качества дошкольного образования и состояния материально-технического оснащения ДОО, преимущественно по индикаторам международных рейтинговых агентств, а также с учетом национальных приоритетов.
В текущем году МДО инициирован и претворен в жизнь ряд важных инновационных проектов, в том числе по разработке креативных продуктов для обучения и развития детей дошкольного возраста. В рамках программы создания условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребят, обеспечения качества образовательного процесса и внедрения эффективных и современных педагогических технологий разработан комплекс готовых технических заданий, программ и инновационных проектов по развитию конструкционно-логического мышления, обучению грамоте, знакомству с окружающим миром, развитию речи, физическому воспитанию, творческому развитию детей. Осуществлен также запуск пилотных проектов по изучению английского языка. Инновационный центр ведет работу по поиску наиболее качественного производителя и поставщика таких игр и методических пособий. Поставка такой продукции в торговые сети и заказчикам планируется уже в декабре 2020 года.
С целью стимулирования музыкального развития детей, привития музыкального вкуса, развития творческих наклонностей, слуха, чувства ритма успешно запущен проект написания набора песен с музыкой, соответствующий тематическому планированию согласно Государственной учебной программе «Илк кадам». Набор песен будет использоваться как база для дальнейшего развития мультимедийного обучающего контента, в том числе анимационного. Итоговый продукт представляет собой набор, состоящий из нескольких компонентов:
- иллюстрированный сборник с нотами и текстами песен;
- флэш-карта памяти с записанными песнями, а также минусовками;
- беспроводная колонка для воспроизведения музыки.
Композиции рекомендуются к использованию на музыкальных и уроках по логоритмике, а также других занятиях в саду, во время мероприятий и для прослушивания дома. Все песни представлены на двух языках - узбекском и русском.
Для всестороннего развития ребенка необходимо использование развлекательно-образовательных пособий. Таким образом будут расширяться кругозор чада, его мировоззрение и представление об окружающем мире. С этой целью опытными методистами сферы создан журнал для детей дошкольного возраста. Контент издания базируется на пяти основных категориях развития детей от года до семи лет. Журнал также призван помочь родителю в воспитании ребенка, развитии в нем таких качеств, как дисциплинированность, самостоятельность. Он полон занимательных упражнений и заданий, направленных на развитие мелкой моторики рук, тренировку памяти и логического мышления.
Пандемия коронавируса четко дала понять: информационно-коммуникационные технологии - требование времени и избегать их внедрения в процесс обучения подрастающего поколения весьма нерационально. С целью сохранения непрерывности учебно-воспитательного процесса для детей дошкольного возраста совместно с ЮНИСЕФ МДО запускает проекты внедрения в образовательный процесс онлайн- и офлайн-платформ, а также видеозанятий, предусмотренных для нескольких категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья посредством современных информационных систем. Инициатива включает в себя следующие этапы:
- создание ресурсной базы видеоуроков для дошколят;
- запуск информационной системы по мониторингу роста и развития детей;
- разработка информационных и методических материалов;
- создание образовательной платформы для детей с ОВЗ.
Как и все другие сферы, дошкольное образование не стоит на месте и активно задействует в работе новые технологии и передовые решения. Речь идет о поиске альтернативных форм подготовки дошколят. Так, в рамках ГЧП реализована альтернативная модель обучения в форме семейных ДОО. По всей республике внедряются группы кратковременного пребывания (неполного дня). В работе учитывается передовой международный опыт. Совместно с ЮНИСЕФ уже разработан план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. А одним из самых крупных в этом направлении проектов за последние годы можно считать запуск мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU. В качестве пилота, организованного при поддержке АК «Узавтосаноат», регионы Узбекистана охвачены 16 автобусами. Для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 44 площадки, где есть все необходимое: игровое оборудование, учебные и дидактические материалы. Проектом уже охвачено около двух тысяч детей, ранее не имевших доступ к дошкольному образованию по причине проживания в труднодоступных и отдаленных районах. По мнению международных экспертов, инновационная альтернативная форма дошкольного образования подобного рода позволит повысить качество и привлекательность предоставляемых образовательных и воспитательных услуг.
Учеными доказано, что 70 процентами информации, получаемой в возрасте от трех до семи лет, дети станут пользоваться в дальнейшем на протяжении всей жизни. Это своего рода основа, фундамент их успешного будущего. Но для реализации потенциала детей необходима соответствующая среда. На создание комфортных условий в детских садах и направлена наша деятельность. К примеру, сейчас в сфере дошкольного образования действует 67 документов, которые служат прочной базой для претворения в жизнь смелых идей и проектов. Самым прогрессивным нормативно-правовым актом стал Закон «О дошкольном образовании и воспитании», принятый 16 декабря 2019 года.
Глава нашего государства неоднократно подчеркивал, что оказываемое внимание воспитанию подрастающего поколения, вклад всех средств и сил в повышение качества получаемых молодежью знаний служат повышению уровня благосостояния народа и процветания всей страны.
Елена Тен.
Заместитель начальника Главного управления
Министерства дошкольного образования.