Период посткоронавирусного восстановления национальной экономики стал серьезным испытанием и для самих субъектов реального сектора национальной экономики, потребовав полной мобилизации внутренних ресурсов и поиска своих ниш на рыночном пространстве страны. Основным критерием выживания в новых условиях становится высокий уровень конкурентоспособности, хорошее знание рынка и наличие сплоченной команды высококвалифицированных специалистов.
В качестве драйверов инновационного развития регионов Узбекистана в последние годы выступают центры инновационного роста и малые предприятия, сильно отличающиеся от традиционных форм хозяйствования в лице унитарных предприятий и крупных коммерческих структур. Существенные отличия между ними в источниках роста их бизнеса, методах решения задач, а также в принципах организации деятельности.
Наличие таких диаметрально противоположных позиций в вопросах организации конкурентоспособного бизнеса должно в корне изменить отношение органов государственного и регионального управления на проблему налаживания тесного сотрудничества между центрами инновационного роста и малым бизнесом на уровне регионов Узбекистана. Именно они должны стать драйверами инновационного развития территорий, так как лучше подготовлены для обновления производительных сил регионов с учетом ограничений в инвестиционном обеспечении потребностей субъектов региональной экономики и потребностей устойчивого социально-экономического развития.
Однако, прежде чем перейти к рассмотрению принципов и механизма налаживания сотрудничества, необходимо более подробно остановиться на характеристике такой новой для Узбекистана форме хозяйствования, как центры инновационного роста регионов.
В условиях глубокой структурной деформации мировой экономики и усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта производимой продукции особое значение приобретает целенаправленная работа по созданию центров инновационного роста, которые в силу интеллектуального потенциала способны не только освоить выпуск качественно новых видов продукции, но и придать импульс появлению новых отраслей региональной экономики.
Примерами наиболее успешных центров инновационного роста могут служить Кремниевая долина (США), автомобильный хаб Университета Лестер (Великобритания), инновационный хаб Университета Оулу (Финляндия), СИЭЗ «Масан» (Южная Корея). Каждый из этих центров благодаря своевременной и полной финансовой поддержке разрабатываемых ими проектов смог освоить выпуск уникальной продукции, которая обеспечивает наращивание экспортного потенциала и способствует формированию здоровой конкурентной среды в регионах их дислокации.
Процесс создания центров инновационного роста в Узбекистане наиболее активизировался с 2017 года, когда в стране начали появляться свободные экономические и малые промышленные зоны, производственные кластеры, технопарки и другие пространственные формы инновационного бизнеса.
Центральным направлением институционального укрепления центров инновационного роста в Узбекистане стало создание СЭЗ, призванных привлечь средства иностранных инвесторов для финансирования проектов участников центров инновационного роста. Если в течение 2008-2016 годов в стране было создано всего три свободные экономические зоны, то за последние три года их число достигло 21. При этом сегодня в республике функционируют 10 свободных производственных зон, 8 - фармацевтических и по одной в сфере туризма, рыбного хозяйства и агропромышленного сектора.
Также в 2018 году в СИЭЗ реализованы 158 проектов общей стоимостью 1045,5 млн долларов, что позволило создать 9746 рабочих мест. В 2019-м предприятиями произведена продукция на 1,76 трлн сумов, в том числе экспортировано - на 42,8 млн долларов (рост на 10,9 процента).
Другой эффективной формой деятельности центров инновационного роста, получившей широкое развитие в регионах республики, стали малые промышленные зоны (МПЗ), большинство из которых созданы на базе исторически сложившихся центров деловой активности в малых городах и удаленных районах. Стимулом для их развития стали ощутимые налоговые, таможенные и имущественные льготы, а также помощь со стороны государства в вопросах трансферта передовых технологий и доступа к льготным банковским кредитам.
В разных регионах республики функционируют 156 МПЗ, которые позволили создать рабочие места и освоить выпуск необходимой для регионов промышленной продукции. Ярким примером успешной деятельности служит Ахангаранская районная МПЗ в Ташкентской области. За короткий срок здесь создано более 30 совместных предприятий, которые на сегодня освоили выпуск свыше 120 наименований конкурентоспособной продукции, включая производство пенобетона, газобетона, синтетической арматуры, химических красителей и много других видов востребованной на зарубежных рынках продукции.
За последние три года действенной формой центров инновационного роста в Узбекистане зарекомендовали себя производственные кластеры, создание которых направлено на объединение усилий смежных предприятий, дислоцированных в одном или соседнем регионах для изготовления конечной наукоемкой продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости. В регионах страны функционируют более 60 крупных производственно-технических кластеров - основных поставщиков экспортной продукции.
Перспективной формой центров инновационного роста в регионах Узбекистана выступают технические парки, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы и испытательные полигоны, предназначенные для оказания широкого спектра инфраструктурных услуг для субъектов инновационной деятельности. К числу наиболее известных в республике можно отнести IT-парк, специализирующийся на внедрении новейших информационно-компьютерных технологий, а также технопарк «Яшнабад», где осваиваются проекты, связанные с выпуском наукоемкой продукции.
Отмечая большой потенциал указанных форм работы центров инновационного роста, следует признать, что масштабы и эффективность их сотрудничества с малым бизнесом находится в начальной стадии развития. Причиной медленного роста выступает наличие широкого круга нерешенных вопросов институционального, финансово-экономического и организационно-технического характера.
Ключевой проблемой на пути налаживания взаимовыгодного сотрудничества центров инновационного роста с малым бизнесом выступает затянувшееся формирование научно обоснованных стратегий развития производительных сил регионов, что затрудняет разработку крупных проектов с их участием.
Другой существенной преградой на пути углубления интеграции инновационного потенциала центров и предпринимательской инициативы малого бизнеса следует считать существенные различия во взглядах на пути развития инновационного бизнеса органов отраслевого управления, в чьем подчинении находится большинство центров, и органов регионального управления, с которыми работают малые предприятия.
Третье важное препятствие в деле укрепления делового сотрудничества между рассматриваемыми сторонами - острая нехватка инвестиционных ресурсов из-за ограниченного круга инструментов финансирования проектов, носящих пионерный характер и связанных с высоким уровнем риска для финансовых институтов.
Четвертой преградой выступают медленные темпы формирования на уровне регионов эффективных институтов производственно-технической и инвестиционно-финансовой инфраструктуры, способных оказывать практическую помощь и снижать уровень рисков инновационной деятельности.
И наконец нельзя не остановиться на такой немаловажной проблеме, как отсутствие ощутимых стимулов и преференций для центров инновационного роста, участвующих в решении острых проблем социально- экономического развития территорий и вовлекающих в орбиту своей деятельности наиболее конкурентоспособные малые предприятия регионов.
Недооценка указанных проблем и препятствий в деле укрепления сотрудничества центров и малых предприятий уже сегодня негативно отражается на масштабах и качестве инновационной деятельности в регионах страны, тормозя процессы кардинального обновления их производительных сил и снижая устойчивость социально-экономического развития территорий.
Приоритетными направлениями институционального укрепления механизма тесного взаимодействия центров и малого бизнеса должны стать такие меры их поддержки со стороны государства, как создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление льготных режимов кредитно-финансовой поддержки, налогообложения, таможенного и имущественного обеспечения.
Эффективным методом решения проблемы дальнейшего укрепления сотрудничества центров с малыми предприятиями должна стать более тесная увязка параметров республиканских, секториальных и отраслевых концепций, стратегий и программ долгосрочного инновационного развития с аналогичными параметрами программ инновационного развития регионов.
Мощный импульс активизации сотрудничества центров инновационного роста и малых предприятий должно придать внедрение в хозяйственную практику республики широкого спектра используемых в мировой практике методов финансирования их крупных инвестиционных проектов, включая синдицированное кредитование и проектное финансирование, венчурное и грантовое финансирование, лизинг и факторинг, акционерное и долговое финансирование на основе ценных бумаг, а также государственно- частное партнерство.
Нельзя забывать и о необходимости кардинального обновления действующей системы переподготовки разных категорий руководителей органов государственного и регионального управления, а также директоров центров и малых предприятий по вопросам инновационного и финансового менеджмента с использованием новейших цифровых образовательных технологий и технических средств обучения.
Успешная реализация указанных мер должна позволить превратить центры инновационного роста и работающие в их орбите малые предприятия в опорные звенья регионально-производственных систем, которые в условиях устранения последствий коронавируса способны придать мощный импульс развитию производительных сил территорий Узбекистана.
Таким образом, современное состояние проблемы интеграции потенциала центров инновационного роста и усилий малого бизнеса свидетельствуют о том, что данная форма активизации инновационной активности регионов имеет большие перспективы, так как способна стать ключом для решения широкого круга вопросов устойчивого развития территорий. Однако ее своевременное решение во многом будет зависеть от хорошо скоординированной работы органов государственного, отраслевого и регионального управления, а также самих центров инновационного роста и малых предприятий.
Ойбек Сабиров.
Заведующий кафедрой ТГЭУ.