Эффективность процесса обучения всегда напрямую зависит от педагога, ведь опытные учителя знают, что самое важное - уметь взаимодействовать с учеником и находиться в постоянном творческом поиске. Исходя из этого возрастает потребность в квалифицированных педагогических работниках, которые не только дают качественные знания, но и помогают в воспитании, закладывают в ребенке фундамент успешной личности, создают условия для его самореализации и раскрытия способностей.

Так, в соответствии с постановлением Президента от 27 июля 2017 года с целью удовлетворения потребностей региона в педагогических кадрах, повышения качества дошкольного и общего среднего образования, укреп­ления позиций школ на национальном и международном уровнях создан Ташкентский областной Чирчикский государственный педагогический институт. Учебно-воспитательная и научно-исследовательская деятельность вуза направлена на решение приоритетных задач, поставленных главой республики перед сферой подготовки кадров.

Сейчас в институте функционируют шесть факультетов, в том числе педагогики, а также дошкольного и начального образования. Действует библиотека, где есть необходимая образовательная и художественная литература. В информационно-ресурсном центре хранится свыше тысячи электронных версий различных книг. Активная работа ведется по части духовно-нравственного воспитания молодежи.

Стоит подчеркнуть, что на протяжении долгих лет в системе просвещения нашей страны наблюдался ряд системных проблем, включая дефицит кадров. Рассматривая деятельность сферы в течение последних нескольких лет, мы видим, что положено начало крупным реформам, цель которых - взрастить достойных специалистов, педагогических сотрудников, владеющих самыми передовыми знаниями и навыками. А создание новой системы педагогического образования в стране стало жизненной необходимостью.

С первых дней создания Чирчикский педагогический институт приступил к изучению проблем и недостатков в системе образования региона. Выявленные пробелы глубоко проанализированы, намечены мероприятия, направленные на их устранение. Коллектив вуза работает над новым научно-практическим проектом, который даст возможность устранить недостатки на основе опыта зарубежных стран. Это модель инновационного клас­терного центра педагогического образования, определенная как основное исследовательское направление института.

- Инновационный кластерный центр целесообразно понимать как систему обеспечения равноправной интеграции отдельных субъектов, технологий и трудовых ресурсов во взаимовыгодном взаимодействии друг с другом с целью удовлетворения потребностей конкурентоспособных педагогических кадров конкретного региона, - говорит руководитель Инновационного кластерного центра педагогического образования, доктор педагогических наук Умид Хужамкулов. - Она предусматривает научное решение проблем путем информирования о научном потенциале высшего образования и опыте, накопленном в дошкольном и общем среднем образовании. В результате реализации проекта на практике будут решены вопросы устранения взаимозависимости между направлениями цепочки непрерывного образования, объединения их вокруг общей цели, формирования среды взаимной конкуренции и контроля, создания системы, обеспечивающей эффективное функционирование сферы просвещения.

Проект предполагает задействование эффективной модели производственных отраслей экономики в образовательном процессе. Фактически в производстве существует последовательность сырья, продукции и спроса, которая присутствует и в системе педагогического образования в виде человеческого капитала. В целом в связи с высокой социальной значимостью педагогического образования в устойчивом развитии общества, современными требованиями, проблемами в системе науки и просвещения сегодня ощущается необходимость перевода непрерывного педагогического образования на кластерную модель развития. Она действует в общих направлениях, связанных с преподаванием, созданием учебной литературы, повышением научного потенциала педагогических кадров, единством образования и подготовки кадров.

Центр охватывает такие важные направления, как система управления в образовании, интеграционные процессы между образовательными субъектами, научные исследования и разработки образовательных средств, диктует применение к ним современных подходов. Для этого в Чирчикском пединституте действует «Школа-лаборатория», которая служит испытательной площадкой для инновационных проектов в сфере. Процесс взаимоинтеграции нескольких субъектов в рамках кластера представляет собой сложный и многогранный научно-практический процесс, исходя из чего необходимо проводить практическую апробацию научно-педагогических проектов.

- Проект «Школа-лаборатория» - абсолютно новое явление для отечественной педагогики. Она выполняет задачи, связанные с созданием и апробацией научно-педагогических инициатив, - продолжает У. Хужамкулов. - Целью создания инновационного экспериментального поля стала отчасти разработка научно-методического и учебно-­методического инструментария. В «Школе-лаборатории» проходит испытание проектов, связанных с повышением показателей по определенным направлениям в образовательных учреждениях или устранением той или иной проблемы. В настоящее время апробированы 14 проектов, которые направлены на повышение производительности труда в деятельности школ и детских садов. Все инициативы разрабатываются на основе принципа объединения научного потенциала профессорско-преподавательского состава института и опыта школьных учителей.

В системе образования этап дошкольного образования является одним из важнейших звеньев. К сожалению, на протяжении многих лет мы уделяли мало внимания вопросам увеличения охвата дошколят, адаптации материально-технической базы ДОО к современным требованиям. В 2017-м в стране начало функционировать Министерство дошкольного образования. В результате резко увеличился уровень охвата детей дошкольным образованием. В рамках проводимой Чирчикским государственным педагогическим институтом работы начата деятельность «Модульной лаборатории дошкольного образования», цель которой - изучить деятельность ДОО и устранить имеющиеся в ней недостатки. В настоящее время на данной площадке проходят испытания три проекта. Достижение результата обеспечивается путем объединения научного потенциала института и опыта воспитателей детских садов.

Институт проводит масштабную работу по повышению научного потенциала сотрудников, совершенствованию процесса создания учебников и учебных программ общеобразовательных школ, восполнению пробелов в профессиональной квалификации педагогов, удовлетворению потребностей школ в педагогических кадрах.

Важность высшего образования сегодня понимает каждый. Ежегодно количество абитуриентов в Узбекистане увеличивается, желающих овладеть качественными знаниями и навыками становится в разы больше. А в рамках реализуемой в стране Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах существенно расширилась сеть высших учебных заведений, возрос научно-исследовательский потенциал сотрудников вузов, укрепились связи с ведущими зарубежными университетами и научно-исследовательскими институтами. И так как в Новом Узбекистане сейчас закладывается фундамент Третьего Ренессанса, огромное значение будет иметь уровень системы подготовки кадров, специалистов, которые внесут вклад в развитие государства в ближайшие годы.

Гофур Мухамедов.
Ректор Ташкентского областного Чирчикского государственного педагогического института.