Определяющим фактором высокого уровня знаний выпускаемых специалистов в системе образования республики являются инновационные процессы. Инновационно ориентированный путь развития современного вуза - объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый процесс.

Модернизация учебной, научной и духовно-просветительской работы Ташкентского государственного транспортного университета (ТГТУ), созданного согласно постановлению Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки кадров в сфере транспорта» от 4 мая 2020 года, диктует необходимость глубокой интег­рации научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза путем формирования креативного потенциала.

Образованный на базе Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и факультета авиакосмических технологий Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова, ТГТУ является базовым высшим образовательным учреждением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием и научных кадров для сферы транспорта. Поэтапно внедряет кредитно-модульную систему образования в соответствии с передовыми международными образовательными стандартами и учебными программами с 2020/2021 учебного года.

В этих условиях главной задачей университета является качественная подготовка инновационно ориентированных кадров в приоритетных областях техники и технологий на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний. Такая подготовка специалистов для экономики страны требует формирования инновационной среды вуза, а также соответствующей квалификации преподавателей.

Совершенствование инновационной деятельности в университете должно начинаться в научном секторе и базироваться на поиске и освоении инновационных разработок путем широкого привлечения преподавателей и студентов к решению проблем предприятий. Исходя из этих задач нами разработана методическая система привлечения профессорско-­преподавательского состава и студентов в инновационную деятельность отраслей экономики республики.

На сегодня в ТГТУ реализована такая методическая система, согласно которой профессорско-преподавательский состав был привлечен к разработке новых методов по продлению срока службы специального подвижного состава. Она внед­рена в АО «Узбекистон темир йуллари». Кроме того, на базе этих разработок защищена докторская диссертация (DSc).

Цель методической системы - эффективная организация инновационной деятельности и социального партнерства университета в условиях рыночной экономики, формирование интеллектуального потенциала, обеспечение широкого участия профессорско-преподавательского состава и студентов в инновационной деятельности отраслей экономики республики.

Информационная поддержка методической системы осуществляется на основе портала, обеспечивающего системную интеграцию разных информационных ресурсов. Среди задач портала - информационное обеспечение партнерства университета и предприятий, создание условий для непрерывного информационного обмена, внедрение дистанционной формы диалога, оперативное формирование базы потребностей инновационных разработок, достижение адаптивности передачи знаний, а также привлечение профессорско-преподавательского состава и студентов региональных высших образовательных учреждений к инновационной деятельности.

Разработанная методическая система позволяет университету решать целый ряд задач: передача инновационных знаний, навыков и умений от поколения к поколению; выполнение инновационных научных исследований, создающих научную основу развития перспективных направлений отраслей экономики; обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров, ведущих инновационную деятельность на предприятиях; формирование инновационного интеллектуального потенциала университета и новых механизмов организации квалификационной практики студентов.

Для реализации методической системы требуется осуществление комплекса мер по совершенствованию учебной, научной и духовно-просветительской деятельности путем формирования электронной образовательной среды. Предусматривается внедрение много­этапной организации усвоения студентами знаний и умений по информационно-коммуникационным технологиям, а также иностранных языков. Учебный процесс усовершенствуют исходя из будущей сферы профессиональной деятельности выпускников: педагогика, научные исследования и производство.

Методическая система позволяет совершенствовать содержание и технологии образования в соответствии с современными требованиями инновационной экономики. При этом будет реализован инновационный подход к организации учебного процесса. Также внедряется в практику педагогика сотрудничества, создаются условия для развития самостоятельной работы студентов. Особое место занимают совершенствование и развитие системы контроля качества знаний. Ядром всех этих процессов является формирование инновационной компетентности профессорско-преподавательского состава путем организации повышения квалификации на производственных предприятиях.

Обеспечивается конкурентоспособность научного потенциала и превращение его в один из факторов развития инновационной экономики. Реализуется принцип получения знаний через науку, создается соответствующая инфраструктура. Ученые и студенты осваивают навыки коммерциализации интеллектуальной собственности.

Информатизация всей деятельности университета позволяет поднять учебную и научную деятельность на более качественный уровень за счет формирования и развития электронно-образовательной инфраструктуры, а также создания элект­ронно-образовательных ресурсов.

Реализация методической системы предусматривает тесное взаимодействие высших образовательных учреждений и предприятий отраслей экономики респуб­лики в процессе подготовки современных инновационных кадров, обладающих креативным мышлением, способных к созданию инноваций и их внедрению в реальный сектор экономики.

Таким образом, методическая система привлечения профессорско-преподавательского состава и студентов в инновационную деятельность отраслей экономики создает возможность инновационного развития вузов в качестве важнейшей составляющей модернизации экономики Республики Узбекистан.

Шерзод Файзибаев.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Ташкентского государственного транспортного университета.

Зиёда Мухамедова.
Доктор технических наук, доцент кафедры Ташкентского государственного транспортного университета.