Инновационные идеи молодежи - сильная опора в достижении устойчивого развития страны

    В Новом Узбекистане большое внимание уделяется стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности, повышению охвата молодежи высшим образованием, созданию эффективных механизмов внедрения научных достижений в практику. За последние годы проделана огромная работа по совершенствованию деятельности вузов и научно-исследовательских институтов страны. Открыты научно-экспериментальные лаборатории, передовые центры высоких технологий, технопарки, современные производства. Достижению практических результатов служит прочная нормативно-правовая база, в том числе Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегия «Узбекистан-2030».

    Как известно, 2023-й проходил в республике под эгидой комплексного совершенствования сферы образования, повышения его качества. В наступившем 2024 году внимание будет сконцентрировано на молодежи - движущей силе прогресса нашего государства.

    О планах на перспективу и практических результатах работы в этом направлении - наша беседа с первым заместителем министра высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан Комилжоном КАРИМОВЫМ.

    - 2024-й объявлен в Узбекистане Годом поддержки молодежи и бизнеса. На ваш взгляд, какова роль молодого поколения в инновационном развитии страны?

    - Деятельность нашего министерства тесно связана с молодежной политикой. К тому же признаем, что современный мир уже невозможно представить без инновационных идей и технологий. Эта тенденция наблюдается и развивается повсеместно. Поэтому необходимо обратить особое внимание на положение молодежи, создать все условия для ее развития, обучения и обретения востребованных профессий. При этом в современном глобализирующемся мире молодые люди должны непременно уметь мыслить творчески и критически.

    В Узбекистане большую часть населения составляет именно молодежь. Так, по состоянию на 1 января прошлого года численность людей в возрасте 14-30 лет составляла 9 млн 654 тысячи. Вот почему нашей стране необходимы проекты для развития потенциала молодежи. Расскажу о наиболее крупных.

    Общее число высших образовательных учреждений в Узбекистане в 2023 году увеличилось с 199 до 213, а количество студентов превысило 1 миллион 300 тысяч. В результате охват молодежи высшим образованием достиг 42 процентов. Важным нововведением последних лет стало внедрение кредитно-модульной системы в вузах страны. Такая модель обеспечивает сбалансированное распределение учебной нагрузки, дает возможность выбора предметов, обеспечивает прозрачную организацию всей образовательной деятельности.

    В качестве примера можно также привести действующую при министерстве Академию молодежи, которая была создана в соответствии с постановлением Президента от 30 августа 2019 года. Особенность данного учреждения заключается в том, что оно функционирует в виде нескольких взаимосвязанных площадок. Первая - «Генераторы идей» - для команд, предлагающих инновационные проекты, нацеленные на решение конкретной задачи. Вторая площадка - «Стартапы», где команды представляют и стартап-проекты, направленные на реализацию идей с четким планом их выполнения. Площадка «Представители бизнеса» объединяет команды, использующие научные достижения и инновации в своей деятельности и имеющие опыт работы в соответствующей сфере не менее года.

    За четыре года Академией молодежи проведено в общей сложности 30 конкурсов, профинансировано несколько десятков проектов. Объем финансирования постепенно расширяется. На данный момент количество членов академии, имеющих собственные идеи, разработки и команды, достигает около пяти тысяч человек. Талантливая молодежь участвует в реализации проектов в 28 районах Узбекистана, получивших статус инновационных. Список таких будет расширен в текущем году.

    Конечно, инновации невозможно представить без качественной системы образования. От этого во многом зависит экономическое и инновационное развитие Узбекистана. Именно поэтому представители Академии молодежи работают в высших учебных заведениях нашей страны. Их цель - поддержка инновационных идей студенческой молодежи, оказание помощи в их реализации. Главное, проводимая работа приносит свои плоды.

    - Какие практические результаты работы министерства по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы достигнуты в 2023-м?

    - Начнем с того, что для поддержки научных и инновационных разработок, человеческого капитала, широкого внедрения современных технологий Президент утвердил Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы. Программным документом установлены целевые показатели развития сферы, предусматривающие увеличение количества субъектов инновационной деятельности, рабочих мест, организуемых по результатам инновационного предпринимательства, инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках.

    Госпрограммой-2023 Министерству высшего образования, науки и инноваций была отведена реализация задач по 36 пунктам. По 13 из них ведомство назначено главным исполнителем.

    Практическим результатом проведенной работы можно назвать кардинальное совершенствование системы обеспечения жильем студентов вузов. В частности, в 2023-м введены в эксплуатацию студенческие общежития на 18 016 мест. Также упрощен порядок возмещения части ежемесячной арендной платы студентам государственных вузов, проживающим в съемном жилье, из средств Государственного бюджета.

    В минувшем году утверждена программа реализации научно-исследовательских работ в области цифровых технологий и искусственного интеллекта. А еще стажировку в зарубежных странах прошли около 3500 профессоров и преподавателей, 2337 профессоров и специалистов из-за границы пригласили для преподавания в высших образовательных учреждениях Узбекистана.

    На основе определенных главой государства стратегически важных программ и планов осуществляется широкомасштабная работа по повышению конкурентоспособности отечественной науки и вхождению к 2030 году в топ-50 стран по рейтингу Глобального инновационного индекса. Выдвинута такая амбициозная задача, как формирование в Узбекистане образовательного хаба региона. Так, по состоянию на 2023 год высшими образовательными учреждениями и научными организациями коммерциализировано 486 разработок на общую сумму 275,1 млрд сумов. В 2022-2023 годах количество квот на обучение в докторантуре увеличено почти в четыре раза по сравнению с 2021-м, что составило 4100 - в 2022-м и 4307 - в 2023-м.

    Современный Узбекистан располагает всем необходимым для развития и расширения созданного великими предками научно-технического потенциала, внедрения в практику достижений фундаментальной и прикладной науки, наукоемких технологий.

    В прошлом году на основе опыта ряда европейских стран, США, Японии, Сингапура и Южной Кореи, а также анализа стратегических документов ЮНЕСКО по развитию профессионального образования и в сотрудничестве с экспертами разработан проект постановления Президента Респуб­лики Узбекистан об утверждении стратегии развития системы профессионального образования Республики Узбекистан до 2030 года.

    В числе достижений прошедшего года - объявление претендентами на место в ТОП-1000 лучших вузов мира 48 высших учебных заведений нашей республики. В 2023-м в рейтинге азиатских университетов QS приняли участие 760 университетов из 23 стран, а десять высших образовательных учреждений Узбекистана вошли в рейтинг QS Asia. В рейтинге QS World Universities Ranking of Science Fields Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека занял 151-200-е места по направлению «Современные языки», 351-400-е - «Математика», 501-550-е - «Физика и астрономия». Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» расположился на 351-400-м местах по направлению «Науки об окружающей среде», 451-500-е - «Инженерное дело и технологии» и на 501-520-м - «Естественные науки».

    Значимым результатом стало увеличение количества опубликованных отечественными исследователями статей в престижных научных журналах и крупных международных научно-технических базах данных. В минувшем году их количество достигло 3111. Также до 396 выросло число профессоров с индексом Хирша 5 и выше.

    В течение 2023 года Министерство высшего образования, науки и инноваций активно занималось расширением международного сотрудничества. В частности, проведено десять мероприятий международного уровня. На их площадках прошли встречи ректоров вузов Таджикистана, Южной Кореи, Венгрии, Кыргызстана, России. Организовано свыше 30 зарубежных командировок представителей руководства министерства. В частности, состоялись визиты в Сингапур, США, Таджикистан, Египет, Экваториальную Гвинею, Германию, Китай, Италию, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Катар, Россию, Корею, Японию. По итогам переговоров подписаны документы по реализации более десяти крупных проектов. Также проведены выставки инновационных разработок Узбекистана.

    Одно из крупнейших событий - Неделя инновационных идей - InnoWeek-2023, которая прошла под лозунгом «Креативное образование и инновации - основа развития Нового Узбекистана». Сотни приглашенных гостей и отечественных специалистов смогли обменяться мнениями о проводимых реформах в сфере высшего образования, науки и инновационного развития, рассказать о достижениях и задачах Узбекистана в инновационной области. Основные направления мероприятий недели были сконцентрированы на молодежных инициативах, стартап-проектах, науке и коммерциализации разработок, креативных решениях в образовании.

    В области науки и инноваций в 2024 году наша работа, как и прежде, будет сконцентрирована на поддержке стартап-инициатив молодежи путем расширения соответствующей инфраструктуры; увеличении доли инновационно активных организаций; обеспечении ускоренного социально-­экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства.

    Важным направлением остается поддержка ученых. Как вы знаете, наиболее востребованные и окупаемые инвестиции - это средства, вкладываемые в человеческий капитал. Конкурентоспособность любой страны зависит не столько от наличия природных ресурсов, сколько от воспроизводства высокообразованных и дисциплинированных специалистов, способных осваивать технологии, создавать производства - словом, формировать высокотехнологичную структуру экономики.

    - Как изменилась система повышения квалификации педагогических кадров и расширения исследовательского потенциала преподавателей вузов Узбекистана?

    - Ежегодно в сфере повышают квалификацию в среднем десять тысяч специалистов высших образовательных учреждений. В частности, за последние три года квалификацию повысили 2676 руководящих кадров и 23 993 - педагогических.

    В соответствии с Указом Президента «О внед­рении системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 27 августа 2019-го, с сентября 2019 года прямые и связанные с профессиональной деятельностью косвенные формы повышения квалификации осуществляются на основе принципов вариативности и взаимодополняемости. Таким образом, на практике введена система непрерывной подготовки руководителей и педагогов.

    Принято соответствующее положение о системе непрерывного профессионального развития. Так, наряду с традиционной формой обучения теперь возможно самостоятельное и альтернативное обучение, связанное с профессиональной деятельностью руководящих и педагогических кадров, а также дистанционное обучение для женщин, имеющих детей до трех лет, пенсионеров и лиц с инвалидностью. Периодичность повышения квалификации установлена не реже одного раза в три года.

    Разработаны и внедрены в практику квалификационные требования по 25 направлениям подготовки и 223 - повышения квалификации. Примечательно, что отзывы об утвержденных программах обучения получены от 178 иностранных экспертов. На основе утвержденных учебного плана и программ разработаны и включены в систему электронной библиотеки главного научно-­методического центра 828 учебно-методических комплексов.

    На основании вышеизложенного можно сказать, что система подготовки и переподготовки руководителей и педагогов высших образовательных учреждений Узбекистана - одно из основных направлений работы, влияющих на уровень и качество образования.

    - Повсеместно внедряются цифровые решения. Над какими проектами в этом направлении работала ваша команда в минувшем году?

    - Прогресс любой сферы в XXI сложно представить без цифровых технологий. Образование и наука - динамично развивающиеся отрасли. И вполне закономерен тот факт, что мы уделяем этому вопросу огромное внимание. Так, были разработаны и внедрены информационные системы, направленные на цифровизацию образовательных учреждений и деятельности министерства в целом. Большая работа проделана в области внедрения электронных государственных услуг. Усовершенствованы шесть действующих информационных систем. В частности, на ЕПИГУ запущена услуга подачи онлайн-заявки для обучающихся на получение договоров об оплате, скачивание договоров и мониторинг произведенных платежей за оказанные на основании договора услуги в вузах.

    Внедрены информационные системы договоров на обучение в колледжах и техникумах; управления образовательными процессами в средних специальных (академических лицеях) образовательных учреждениях. Также в целях создания дополнительных возможностей для студентов разработано и внедрено мобильное приложение информационной системы управления процессами высшего образования HEMIS. Наряду с этим появилась единая межвузовская электронная библиотечная платформа, предоставляющая студентам и преподавателям возможность пользоваться электронной литературой, доступной во всех вузах в режиме онлайн.

    В свою очередь Министерство высшего образования, науки и инноваций по итогам рейтинга состояния цифровой трансформации госорганов за первое полугодие 2023 года заняло 7-е место среди 95 организаций, 4-е - среди 43 органов государственного управления и первое - среди всех министерств.

    Президент поставил перед нами важную задачу: сделать так, чтобы потенциал молодежи был задействован в полной мере во всех сферах. Поэтому в фокусе внимания проводимой в Узбекистане государственной политики не только в наступившем, но и в последующие годы будут инициативы нового поколения. Очевидно, насколько выросла представленность молодых соотечественников в отраслях национальной экономики за последние годы. К тому же инновации неразрывно связаны с молодежью, которая генерирует уникальные идеи и предлагает интересные социально значимые проекты. Мы же несем ответственность за создание соответствующей для этого среды, где задумки будут воплощаться в жизнь.

    Беседовала
    Евгения Юн.
    «Правда Востока».