В последние годы динамика развития отечественной науки демонстрирует стабильный рост. Благодаря сформированной нормативно-правовой базе в инновационной жизни республики произошли существенные перемены. Узбекистан становится все ближе к достижению большой задачи - войти в топ-50 стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса. Стоит также цель сформировать в стране образовательный хаб региона. Основой осуществления этой задачи является адаптация сферы науки к современным экономическим условиям, что в свою очередь должно привести к кардинальным изменениям в структурном, организационном, кадровом и финансовом обеспечении ее развития.
Мировой опыт показывает: социально-экономический прогресс напрямую связан с продвижением научной мысли. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы обозначены важные цели и задачи, реализация которых призвана вывести отечественные науку и экономику на качественно иной уровень, внедрить современные информационные технологии и цифровизационные решения во все отрасли. Одна из главных целей - развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене.
Разработка стратегий развития приоритетных сфер и отраслей на основе научных достижений и инноваций, повышение интеллектуального и технологического потенциала регионов, утверждение государственных программ по научной деятельности и контроль за их выполнением, внедрение эффективных механизмов привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности и всестороннюю поддержку их инициатив - над всем этим ведется активная работа.
К слову, за годы независимости наука в Узбекистане достигла весомых успехов, сделано множество открытий и изобретений. Однако темы развития в XXI веке требуют проработки долгосрочных перспектив и проектов. Наука и инновации не стоят на месте, что заставляет ученое сообщество тщательнее продумывать ход научных изысканий. Опорой в исследовательской деятельности служит нормативно-правовая база, которая существенно обновилась.
За последние годы принят целый ряд важных документов Президента и правительства в сфере научной и инновационной деятельности, в том числе по всесторонней поддержке деятельности Академии наук Республики Узбекистан, научно-образовательных кластеров и технопарков. Дополнительный импульс развитию сферы придают встречи главы государства с учеными и научно-педагогической общественностью, а также выдвигаемые идеи.
В настоящее время Узбекистан является одним из крупнейших научных центров в Центральной Азии. Коллективы отечественных НИИ проводят исследования в области математики, математического моделирования естественных и общественных процессов, информатики и вычислительной техники, молекулярной генетики, генно-клеточной инженерии, биотехнологий. В целом в нашей стране сосредоточено свыше 120 высших учебных заведений, более ста научно-исследовательских институтов. А Стратегией инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы установлены целевые показатели развития сферы, предусматривающие увеличение количества субъектов инновационной деятельности с 613 до 2250; субъектов инновационной инфраструктуры - втрое; рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, - в четыре раза; инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, - в два раза. Большая работа запланирована в регионах. Так, количество инновационных центров в областях планируется довести до 494.
Важным шагом на пути к трансформации науки в Узбекистане стало создание Министерства инновационного развития, осуществляющего единую государственную политику в области инновационного и научно-технического прогресса, направленную на всестороннее развитие общественной и государственной жизни, повышение интеллектуального и технологического потенциала нашего государства. Так, в соответствии с законами «О науке и научной деятельности» и «Об инновационной деятельности» Мининноваций определено уполномоченным государственным органом в сфере науки, научной и инновационной деятельности.
В целях повышения роли национальной научной и инновационной системы в социально-экономическом развитии страны, совершенствования инновационной деятельности в регионах, а также исходя из задач, определенных в соответствии со Стратегией развития, развернута масштабная работа по разработке программ и «дорожных карт», основанных на долгосрочных сценариях инновационного развития страны; повышению интеллектуального и технологического потенциала регионов; формированию современной инфраструктуры развития научной и инновационной деятельности; утверждению государственных программ по научной деятельности и контролю за их своевременным исполнением; внедрению эффективных механизмов привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности и всесторонней поддержке их инициатив; широкому привлечению инвестиций в реализацию научных и инновационных проектов, повышение активности частного сектора и развитие венчурного финансирования.
В современном мире наука является главным генератором решений, которые способствуют экономическому процветанию государств. Ввиду этого в Узбекистане ведется работа по выявлению потребностей реального сектора экономики и производственных отраслей в научных разработках и инновациях, а также усилению интеграции науки и производства на основе развития отраслевых научных исследований. В фокусе внимания руководства страны - создание необходимых условий для коммерциализации и внедрения в производство инновационных разработок, реализации стартап-проектов, формирования новых организаций с участием интеллектуальной собственности и развития рационализаторской деятельности, а также расширение и укрепление международных связей в области науки и инноваций, реализация мер по трансферу инноваций и технологий.
Перед государством стоит цель повысить конкурентоспособность отечественных инновационных разработок. И здесь особая роль отводится формированию и организации эффективной работы инновационных центров, включая региональные. Так, широкое внедрение результатов научно-практических исследований и ноу-хау в процессы модернизации производства, технического и технологического обновления, налаживания тесной кооперации между научными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики приносят существенные дивиденды.
В результате реформ в республике достигнут большой прогресс в обеспечении и стимулировании инновационно-технологического развития отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, энергетики, строительства, образования и здравоохранения. В частности, Узбекистан поднялся на 40 позиций по сравнению с 2015 годом и на четыре - по сравнению с 2021-м в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается более чем по 80 индикаторам. В 2022-м мы заняли в рейтинге 82-е место. Объем годовых средств, выделяемых государством на развитие и поддержку науки и инноваций, увеличился в три раза (до 1,5 триллиона сумов).
В современную эпоху все сильнее укрепляется истина: самые востребованные и окупаемые средства - те, что вкладываются в человеческий капитал. Конкурентоспособность любой страны на мировом рынке в настоящее время зависит не от наличия природных ресурсов, а от постоянного воспроизводства высокообразованных и дисциплинированных специалистов, способных осваивать современные, постоянно обновляющиеся технологии, создавать новые производства, формировать высокотехнологичную структуру экономики. Именно поэтому в Узбекистане проводится целенаправленная широкомасштабная работа по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, задача которых - внести весомый вклад в экономическое и научно-техническое процветание нашего государства.
Евгения Юн.
«Правда Востока».