Сложная ситуация в мировой экономике, разрывы логистических цепочек создают трудности для деятельности крупных металлургических предприятий.
Избежать рецессии можно только за счет ускоренного развития собственного металлургического производства. В связи с этим руководством страны обозначены четыре основные задачи: гарантированное обеспечение сырьем металлургических предприятий; стимулирование создания предприятий металлической продукции во всех регионах; выпуск современных металлоконструкций для производств, создающих высокую добавленную стоимость; подготовка квалифицированных кадров, развитие науки и инноваций.
Для реализации вышеназванных задач предложено создать научный центр металлургии при АО «Узметкомбинат», научную лабораторию черных металлов в Университете геологических наук, открыть технологические парки в Навоийском государственном горно-технологическом университете и Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова. Также отмечена необходимость повышения квалификации молодых специалистов в престижных зарубежных компаниях и инжиниринговых центрах.
Таким образом, перед системой высшего образования, специализирующейся на подготовке специалистов для горнодобывающей и металлургической промышленности, стоят конкретные задачи. Важное значение имеет реализация программ технической и технологической модернизации производственных процессов предприятий, снижение себестоимости продукции, а также производство конкурентоспособной по уровню их качества на мировом рынке. Все эти вопросы обуславливают необходимость подготовки кадров новой формации в соответствии с потребностями современного рынка труда.
Алмалыкский филиал ТГТУ имени Ислама Каримова наладил тесное сотрудничество с крупнейшим металлургическим предприятием АО «Алмалыкский ГМК». Молодой коллектив вуза опирается на опыт горнодобывающего комбината, обладающего огромным промышленным потенциалом в подготовке квалифицированных кадров, поиск решений современных металлургических проблем, проведение научно-практических исследований.
Совершенствование материально-технической базы филиала, обеспечение лабораторным и учебным оборудованием, материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава являются примерами совместной работы, осуществляемой руководством комбината. Интеграция образования и производства - основной вопрос в центре внимания обеих сторон.
Аудитории кафедры на предприятии
Интеграция образования, науки и промышленности - это направленность образовательного, научного и производственного потенциала на достижение общей цели. В частности, в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрено активное вовлечение заказчиков кадров в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов.
АО «Алмалыкский ГМК» совместно с Алмалыкским филиалом ТГТУ создает условия для осуществления студентами трудовой деятельности вне учебного процесса в соответствующей сфере. На производственных предприятиях комбината создаются аудитории кафедры, а образовательный процесс для студентов организуется непосредственно на территории производства. К занятиям также привлекаются ведущие специалисты предприятия, что приводит к повышению эффективности обучения.
В аудитории кафедры, организованной в рудоуправлении Кальмакыр, студенты обогащают знания о геологическом строении месторождения, составе горных руд, способах добычи и транспортировки в самом производственном районе.
Кроме того, непосредственное наблюдение за технологическими процессами переработки руды и извлечением металла в аудитории кафедры, организованной на медеплавильной фабрике, дает возможность студентам углубленно изучать технологический процесс.
С внедрением данной практики также решаются задачи укрепления кадрового потенциала АГМК, усиления сотрудничества с высшими образовательными и научными учреждениями, привлечения молодых и талантливых специалистов, способных обеспечить эффективное функционирование отрасли в условиях жесткой конкуренции.
От аудиторного обучения до дуального образования
В результате системной работы по подготовке кадров во взаимодействии высшего образовательного учреждения с заказчиками кадров в филиале эффективно налажено дуальное образование. Высококвалифицированные специалисты, хоть и не имеющие ученой степени, но являющиеся профессионалами своего дела, широко вовлекаются в образовательный процесс.
Одним из проектов является дальнейшее расширение участия специалистов комбината, освоивших технические и технологические процессы в формировании содержания высшего образования. Цель - повысить уровень квалификации подготовленных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.
Как известно, в бакалавриате студенты направляются на практику на предприятия. Практическим занятиям, которые раньше проводились для галочки, не только отводится больше часов, но и существенное значение придается повышению уровня качества.
Практические задания студенты также выполняют в процессе дуального обучения на предприятии.
Прием на работу выпускников-стажеров
В целях обеспечения занятости молодежи с высшим образованием Алмалыкский филиал ТГТУ совместно с АО «Алмалыкский ГМК» реализует еще один проект: выпускников бакалавриата планируется принимать на работу на предприятия и в организации комбината в качестве стажеров. Благодаря этому сегодня молодой специалист, получивший диплом по специальности, стажируется и получает зарплату.
По инициативе главы государства для работников отраслей экономики, имеющих пятилетний стаж работы, введена специальная заочная форма обучения. В Алмалыкском филиале ТГТУ получили образование около 200 сотрудников, работающих в АГМК. В вузе созданы возможности и для молодых людей, обучающихся на вечерней и заочной форме обучения, которые намерены продолжить учебу по специальностям магистратуры.
Наука на пути развития промышленности страны
Основа развития экономики определяется наукой и степенью ее прогресса. Переход национальной экономики к инновационному и высокотехнологичному формату составляет суть каждой проводимой научно-исследовательской работы.
Профессорско-преподавательский состав, работающий в Алмалыкском филиале ТГТУ, ведет научно-исследовательскую работу по решению производственных проблем предприятий АО «Алмалыкский ГМК». В результате реализованы грантовые проекты, среди которых - «Разработка технологии получения фосфорида меди», «Разработка технологии переработки цинковых коржей гидрометаллургическим способом», «Разработка технологии извлечения оксида железа из железосодержащих отходов (хвост) МОФ-2 АГМК», «Создание технологии получения модифицированных полимерно-битумных изделий на основе устаревших резинотехнических изделий».
Более того, реализуются практические проекты: «Создание технологии комплексной переработки окисленных медных руд», «Разработка технологии переработки порошков плавки сталей, содержащих цинк», «Прогнозирование влияния опасных геомеханических и геодинамических процессов, протекающих в условиях комплексной разработки угольных месторождений, и оценка приоритетности угледобывающих разрезов, создание 3D-модели», «Создание новой экономичной технологии получения оксида алюминия из вторичного каолина, извлекаемого из Ангренского угольного месторождения с использованием подземного газа и угля», «Создание на основе разработки и применения новых энерго- и ресурсосберегающих инновационных технологий устройства, генерирующего электроэнергию из вторичного источника тепла, отбираемого из установок автономного энергоснабжения бурового оборудования». Каждый направлен на эффективную работу огромного металлургического предприятия.
В 2022/2023 учебном году в филиале открылись факультет «Металлургия и химические технологии», кафедры «Технологические машины и механизмы» и «Математика и информатика».
В вопросе трудоустройства следует больше внимания уделять повышению инициативы молодых специалистов. Только так они смогут стать реальными субъектами на рынке труда.
Страна нуждается в молодых руководящих кадрах новой формации, владеющих необходимыми компетенциями. В связи с этим взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, с одной стороны, и высшими учебными заведениями, с другой - должно стать более тесным, а обучение в вузе - в большой степени дифференцированным и адаптированным к интересам работодателя.
Алишер Самадов.
Директор АФ ТГТУ доктор технических наук, профессор.