В числе задач на ближайшую перспективу - подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, повышение квалификации наставников, предоставление им всех возможностей для самообразования.
Президент неоднократно отмечал значимость повышения в обществе роли и авторитета учителей и преподавателей, а также представителей сферы науки, достойное почитание их кропотливого труда.
В проводимой работе важным представляется и эффективное международное сотрудничество. Так, для обсуждения перспективных направлений дальнейшего взаимодействия в столице прошла международная онлайн-конференция «Интеграция с международным сообществом в обеспечении качества образования», организованная Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования (ENQA) и Erasmus+. Обсужден целый ряд задач, стоящих сегодня перед специалистами сферы, в том числе по части укрепления связей с престижными иностранными вузами, научными и инновационными центрами развитых стран. К участию во встрече привлечены представители инспекции, Министерства высшего и среднего специального образования, Республиканского совета высшего образования, национальная группа экспертов высшего образования Erasmus+, профессора и преподаватели вузов Узбекистана.
Как отметил глава нашего государства в Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020 года, необходимо и дальше работать над установлением тесного партнерства с ведущими зарубежными университетами, научно-исследовательскими институтами, расширять взаимодействие с ними по всем направлениям. Намечен ряд работ по повышению качества образования в стране, для чего создана прочная правовая база. Так, Указом Президента от 29 апреля 2019 года утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Основными направлениями определены вхождение к 2030-му в число 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment), качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, совершенствование методики преподавания, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов, расширение конкурентной среды за счет развития государственно-частного партнерства и многое другое. В рамках концепции поэтапно внедряются новые образовательные стандарты и программы общего среднего образования, отвечающие требованиям современной инновационной экономики.
ENQA - это платформа для гармонизации, разработки и утверждения процессов, стандартов, требований и принципов в области обеспечения качества в образовании. Также служит площадкой для обмена передовым опытом, сотрудничества между агентствами по обеспечению качества образования. Учреждение реализует крупные международные проекты в Европе и является базовым для развития гарантии качества образования во всех государствах - участниках Болонского процесса.
В настоящее время число стран, входящих в ассоциацию, составляет 31, а количество организаций-наблюдателей - 57. Государственной инспекцией по надзору за качеством образования проводится работа по вхождению в состав полноправных членов организации. Уже достигнута договоренность по вопросам членства в ассоциации на первоначальном этапе в качестве наблюдателя, а также сотрудничества в процессе повышения квалификации кадров при прохождении аттестации и аккредитации.
- В целях создания качественных условий для получения образования и обеспечения подготовки кадров в системе высшего образования в последние годы проводятся широкомасштабные реформы, а в основе преобразований прежде всего лежит зарубежный опыт, - отмечает начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбек Ташкенбаев. - Разумеется, мы хотим видеть более высокое качество, инновации в сфере, в то же время обеспечивая сопоставимость дипломов и степеней, присуждаемых выпускникам. Исходя из этого намерены работать над повышением привлекательности системы высшего образования на национальном и международном уровнях.
Одним из первых позитивных шагов в нашей деятельности стало изучение системных подходов и законодательства об образовании более 20 развитых стран мира, а также принятие в прошлом году в стране Закона «Об образовании» в новой редакции. В документе постарались охватить все аспекты системы образования с учетом международных требований, такие как дистанционное образование, академическая независимость высших учебных заведений, кредитно-модульная система, совместные программы. Конечно, модернизировали систему обеспечения качества образования, чтобы наладить эффективное функционирование Национальной системы квалификаций.
На основе мировых стандартов и руководств создана новая институциональная основа обеспечения качества образования, открыты отделы, ответственные за обеспечение качества образования во всех вузах. В последние годы вопрос реформирования образовательной системы в Узбекистане стал приоритетным направлением государственной политики, в связи с чем сотрудничество с Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании приобретает особую актуальность.
Официальное присоединение Государственной инспекции по надзору за качеством образования к этой сети станет важным шагом на пути интеграции системы образования республики с соответствующими процессами Европы. В перспективе полное присоединение к ENQA будет обозначать соответствие европейским и международным требованиям аккредитованных инспекцией вузов, послужит гарантом признания в международном масштабе выданных дипломов.
- Основная задача ENQA - повышать качество высшего образования в Европе, служить движущей силой в работе по обеспечению качества образования, - отметила директор ENQA Мария Кело. - Ассоциация основана в 2008 году и ведет реестр агентств по обеспечению качества, соответствующих стандартам ЕС, в котором зарегистрировано 49 агентств из 27 стран мира. Наша сторона высоко оценивает усилия Узбекистана для полноправного членства в ENQA.
- Нами запланировано разработать методику определения национального рейтинга образовательных организаций на основе международного опыта, - продолжает У. Ташкенбаев. - Кроме того, поэтапно внедрить концепцию «Университет 3.0», предусматривающую постепенный переход образовательного процесса в высших учебных заведениях на кредитно-модульную систему, ввести передовые стандарты высшего образования на основе зарубежного опыта, обеспечить академическую самостоятельность вузов, неразрывно связанную с деятельностью по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций.
Хочу отметить, что в 2020 году мы были приняты в качестве наблюдателя в Европейскую ассоциацию гарантии качества высшего образования (ENQA). В дальнейшем наша цель - добиться международного признания дипломов, присуждаемых вузами Узбекистана, путем постепенного перехода к Болонской системе, полноценного членства в ENQA, присоединения к международным конвенциям. При реализации вышеуказанных задач особое внимание обратим на дальнейшее совершенствование сотрудничества с университетами Европейского союза.
Сегодня в Узбекистане ведется эффективная работа по повышению международного признания университетов страны. Введены внутренние и внешние системы обеспечения качества образования. В частности, процесс аттестации и аккредитации вузов гармонизирован не только с государственными, но и международными стандартами. А для поддержки усилий и инициатив университетов им предоставлена академическая, административная и финансовая независимость. Кроме того, в стране принята Национальная рамка квалификаций, начата разработка учебных программ на основе профессиональных стандартов, представленных работодателями. С нынешнего учебного года процесс обучения на основе кредитно-модульной системы организован в 33 вузах страны.
В основе всех реформ, проводимых в сфере, заложена единая цель - сформировать поколение достойных последователей выдающихся предков - ученых и мыслителей, прославивших Узбекистан на весь мир. Воплощение в жизнь инициатив в области образования служит важным шагом на пути формирования в стране эпохи Третьего Ренессанса. Именно поэтому создание необходимых условий для поднятия уровня и качества учебного процесса в образовательных учреждениях сегодня среди приоритетных направлений государственной политики нашей страны.
Евгения Юн.
«Правда Востока».