Как реформы влияют на граждан сегодня, зачем в обучение интегрируется IT, заменит ли интернет в ближайшем будущем педагогов и каким образом справляются с современными проблемами образования за рубежом? Этим и другим вопросам посвящена между­народная филологическая онлайн-конференция «Обучение тюркским языкам в период пандемии COVID-19», организованная Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Как отметили на встрече представители отечественного вуза, узбекистанцев не застали врасплох пандемия и строгий карантинный режим благодаря заметному в последнее время повышению информационной культуры населения. Сограждане не поддались панике, доверяя только правдивым верифицированным источникам информации, которые по сей день публикуют необходимые релевантные новости по мере их поступления.

Во многом это заслуга государства, которое не только наладило каналы оперативного оповещения о санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, но и развернуло более года назад кампанию по повышению навыков владения современными технологиями и интернетом, созвучную с третьей важной инициативой Президента. Ведь в рамках ее осуществления в деятельность практически всех сфер уже год как внедрены современные технологии, которые осваивают специалисты вне зависимости от возраста и стажа. В результате многие учреждения, в том числе и вузы, смогли быстро скоординироваться и практически без потерь перевести свою работу в электронный формат.

Обусловлено это тем, что стремительное развитие современных информационных технологий и динамичный научный прогресс требуют использования инновационных подходов. Не исключение, как отметили участники, и филологическое направление.

- Активное использование современных коммуникативных и информационных технологий открывает новые возможности для лиц, стремящихся овладеть неродным или иностранным языком, позволяет сделать процесс обучения доступным для широкой аудитории и делает образование более открытым, - говорит эксперт по тюркским языкам, профессор Ланкастерского университета (Великобритания) Патрисия Паскаль. - Роль внедрения современных ИТ необходимо усматривать не просто в использовании инновационных средств, а в том, как меняются образ жизни, мышление и поведение человека под их влиянием. Инновационные подходы в изучении языков нужно рассматривать в неразрывной связи с кардинальным изменением всего образовательного процесса, с пересмотром устоявшихся норм и принципов, взаимоотношений преподавателя и студента.

Так, комплексное реформирование системы образования предусматривает поиск новых методик, форм и принципов преподавания. И одной из необходимых составляющих этого процесса, которая уже подтвердила свою эффективность, является внедрение в образовательную систему, включая и изучение иностранных языков, новых информационных компьютерных технологий.

ИКТ в настоящее время признаются одним из важнейших направлений оптимизации образовательного процесса, что подтверждается в том числе постановлением главы государства «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017-го. В нем отмечается ключевая роль во всестороннем реформировании системы высшего образования и модернизации учебного процесса за счет обновления учебных программ и материалов, использования новейших педагогических технологий, наполнения материально-технической базы современными средствами и совершенствования информационного обес­печения. И сейчас коренные изменения заметны и оказались как никогда кстати.

- Благодаря внедрению современных интерактивных технологий можно заметно оптимизировать процесс обучения и обогатить арсенал студентов в поиске учебного материала, - комментирует кандидат филологических наук, доцент восточного факультета Санкт- Петербургского государственного университета (Россия) Виктор Аксенов. - Наполнение образовательного процесса такими технологиями, разработанными с учетом тесной связи методологии и средств их осуществления, становится важным фактором повышения эффективности подготовки студентов, поскольку позволяет автоматизировать получение и обработку информации и успешнее усвоить учебный материал. Важно, что узбекистанские коллеги подняли данную тему и рассказали о своем опыте в направлении. Ибо ваш кейс весьма показателен: в отличие от многих других стран процесс усиленной компьютеризации начался задолго до марта-апреля 2020-го во время ввода карантинных мер. В итоге - поставленная система, рабочие онлайн-платформы и успешно завершенный учебный год. Узбекистан в этом плане можно смело называть примером своевременных действий, которые никогда не окажутся ненужными в перспективе.

Также иностранные филологи высказались о роли ИКТ в построении и дальнейшем совершенствовании информационного общества. Ведь, как известно, оно может быть сформировано только при активном их внедрении в образовательную систему. Ведь ИКТ способны сделать процесс обучения более качественным и эффективным, что положительно влияет на подготовку студента к непрерывным изменениям в обществе, а вместе с тем существенно ускорить усвоение знаний, приобретенных предыдущими поколениями, и передачу информации между отдельными людьми. А значит, модернизация всей системы образования с целью соответствия запросам современности невозможна без всестороннего использования технологий.

- Внедряя инновационные технологии, следует эффективно совмещать их с традиционными, поскольку такой подход позволяет расширить возможности для обновления методов обучения и программно-методического обеспечения изучения языков, - отметила в своем выступлении П. Паскаль. - Например, преподавание тюркских языков в тюркоязычных странах (в нашем случае в Узбекистане) не владеющим ими студентам выполняет важную социальную функцию - достаточно быстро обучить специалиста, готового к жизни и работе в окружающей его среде. Результатом выполнения такой функции должен стать эксперт, понимающий речь, умеющий говорить и читать специальную профессиональную литературу на этом языке. Достижение данной цели возможно путем комплексного использования инновационных и традиционных подходов в обучении, в том числе метода проектов, интегрированных занятий, проблемного обучения, деловых игр и многих других.

Учебный процесс, основанный на использовании компьютерных технологий, стимулирует самостоятельную деятельность студента, следовательно, является гораздо более эффективным по сравнению с традиционным процессом передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к учащемуся. При этом диалог педагога и студента остается, но осуществляется с помощью интерактивных средств. Поэтому разговоры о том, что скоро из-за интеграции технологий в сферы вроде образования интернет заменит специалиста, не имеют под собой никакого основания. Человеческий контакт, разные подходы к каждому, эмотивность - искусственный интеллект не заменит все это, каким бы продвинутым он ни был.

Также на конференции выступили отечественные представители сферы, рассказавшие участникам о собственном опыте преподавания и инициативах правительства во главе с Президентом. Как оказалось, роль современных технических средств в изучении студентами вузов узбекского языка не ограничивается только предоставлением разного рода информации. Компьютерные технологии помогают стимулировать мыслительную деятельность, активизировать стремление к познанию, формировать навыки адаптации к своей деятельности. Для преподавателя важно не просто передать знания будущим специалистам, но и ознакомить их с информационными технологиями, которые помогают найти нужные сведения, обработать их и правильно применить. Такой подход способен положительно мотивировать студентов и стимулировать их познавательную деятельность.

Также активное внедрение современных информационных компьютерных технологий позитивно влияет на качество образования, оптимизирует использование учебного времени и дает больше возможностей для творческой деятельности учащихся. С помощью ИКТ удается сделать обучение студентов более мобильным и индивидуальным.

Изучение узбекского языка становится более доступным для студентов разного возраста и разной степени подготовленности. Современные возможности позволяют использовать на занятиях массу методик с применением интерактивных и аудиовизуальных средств. Чтобы сделать учебный процесс более интересным и активизировать стремление учащихся к познанию, еще до пандемии использовались презентации, гипертекстовые программы, иллюстрированные и аудиоматериалы, интерактивные программы и видеофильмы.

Отечественный опыт преподавания тюркских языков студентам показывает, что широкое применение интер­активных и аудиовизуальных средств способно существенно повысить результативность изучения. Использование аудиовизуальных средств, с которыми можно работать самостоятельно, позволяет студентам заниматься дополнительно или удаленно, повторять учебный материал в свободное время, закреплять полученные ранее знания. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видео целесообразно дополнять обсуждением услышанного и увиденного. При этом, работая за собственным компьютеризированным рабочим местом, каждый студент продолжает общаться с преподавателем и другими студентами.

Сегодня эффективность обучения в вузах с применением ИКТ выходит на качественно новый уровень. С их помощью овладеть навыками удается быстрее, а работа студентов приобретает больше самостоятельности. Сотрудники системы образования, ученые и исследователи не просто перешли на удаленную работу. Многие, расширив тематику, стали изучать, что происходит в образовании в период пандемии, адаптироваться, менять подходы, что, согласно прогнозам экспертов, положительно скажется и в будущем.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».