Стоит отметить, что Агенство образовано в 2019 году согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» от 11 сентября. На основе документа на Агентство возложены следующие задачи: разработка и практическая реализация единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы; обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах, их производителях, исполнителях и продавцах; разработка и реализация программ, направленных на просвещение и повышение потребительской грамотности населения; оказание содействия потребителям в защите их прав и интересов; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а также взаимодействие в области контроля за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг); анализ причин нарушений прав потребителей, выработка предложений по их устранению и предупреждению нарушений прав потребителей; регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечение недостоверной рекламы.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы Агентством на постоянной основе проводится работа по оценке воздействия действующего законодательства и его проектов на потребителей. Таким образом, была проведена инвентаризация 86 действующих законов и сделаны выводы по 32 проектам документов.
Также разработано 13 проектов документов, в том числе 6 - новых. Также в Закон «О защите прав потребителей» были внесены поправки на основе международно признанных норм, и новая редакция Закона о рекламе была представлена на рассмотрение в Кабинет Министров. За прошедший период в Агентство по защите прав потребителей поступило порядка 11 900 обращений, из которых 28,8% жалоб касалось сферы жилищно-коммунального обслуживания и транспорта, 36,6% –торговли, общественного питания и туризма, 20,5% – социальных и банковских услуг, а также услуг связи и 14,1% – рекламной деятельности. По результатам рассмотрения обращений в пользу потребителей было пересчитано более 23 млрд 500 млн сумов.
12 171 объект наружной рекламы был проверен на предмет его соответствия требованиям, установленным в Законе Республики Узбекистан «О рекламе», а также Постановлению Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года № 104, из которых 7 293 (59,9%) не соответствовали требованиям постановления, 1781 объект (сооружение) наружной рекламы не имеет паспорта, свидетельств, разрешений и иных документов, разрешающих их размещение. В общей сложности Агентством направлены более 3000 писем с предупреждениями владельцам незаконных сооружений.
Важно отметить, что управлением регулирования рекламной деятельности Агентства по защите прав потребителей проводится большая работа в период пандемии коронавируса с целью предотвращения распространения недостоверной, неправильной рекламы лекарственных средств, БАДов, витаминов, спрос на которые в данный период возрос.
В целях обеспечения реализации Закона Республики Узбекистан «О рекламе» и постановления Кабинета Министров от 20 февраля 2020 года № 104 «О регулировании рынка внешней рекламы» созданными в районах (городах) рабочими группами проверен 12 171 объект наружной рекламы, в ходе проверки выявлен 1781 незаконный объект (сооружение) наружной рекламы без паспорта. По собственному желанию собственниками демонтировано 225 объектов (конструкций) наружной рекламы. Под требования постановления адаптировано 1232 объекта (конструкции) наружной рекламы. Местные власти направили владельцам объектов, не соответствующих требованиям постановления, 3 504 письма с предупреждением. В настоящее время ведутся работы по адаптации и демонтажу объектов (сооружений), не соответствующих требованиям решения.
Повышение потребительской культуры: через средства массовой информации и Интернет было организовано 1300 программ, передач и статей на различные темы, в том числе 182 – на телевидении, 63 – на радио, 100 – в печати и 955 – в Интернете и социальных сетях.