Инвестиции - драйвер развития страны

    Узбекистан после обретения независимости встал на путь создания общества, основанного на принципах рыночной экономики, развития взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, интеграции в систему мирового рынка, прежде всего через совершенствование внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций.

    Такая политика ориентирована на поддержание экономики путем рационального использования имеющихся средств и возможностей, привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли.

    На сегодня имеется несколько форм привлечения зарубежных вложений, в числе которых создание совместных предприятий путем долевого участия, предприятий со стопроцентным иностранным участием, дочерних предприятий и филиалов крупных заграничных компаний и фирм, заключение концессионных и лизинговых соглашений, объявление тендеров, создание свободных экономических зон, приобретение и продажа финансовых активов.

    - Одним из наиболее широко распространенных механизмов привлечения иностранных инвес­тиций является создание СП, - отметил старший специалист Центра цифровой трансформации при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Акмал Сатторов. - Размер капиталовложений инвестора при этом должен составлять не менее 300 тысяч долларов. Чем больше сумма, тем выше срок, на который предоставляются льготы. Предприятия, в числе совладельцев которых есть иностранные физические или юридические лица, но не соответствующие требованиям, предъявляемым к предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ), считаются предприятиями с участием иностранного капитала (УИК). Вторые не имеют таких широких налоговых и таможенных льгот, как первые. Они действуют в рамках национального делового климата. Но и требования к ним не столь жесткие.

    Если рассмотреть действующие предприятия с УИК по видам экономической деятельности по состоянию на 1 января 2018 года, то наибольшее количество приходится на промышленность, торговлю и другие виды. Наименьшее число отводится на здравоохранение и предоставление социальных услуг, информацию и связь, сельское, лесное и рыбное хозяйство, перевозку и хранение, услуги по проживанию и питанию и строительство.

    В Узбекистане предприятия с участием иност­ранных инвестиций могут создаваться в различных отраслях экономики. Крупные компании и фирмы имеют право открывать дочерние предприятия за счет выделения определенной части собственности. Для них установлены те же правила, которые действуют для СП.

    Два или более государств или предприятий, объединяя свои капиталы, могут создавать международные предприятия. Место любого государства в мировом сообществе и его потенциал определяются уровнем его экономического и социального развития. Поэтому для Узбекистана выбор оптимальных способов привлечения иностранных инвестиций в нацио­нальную экономику является одной из приоритетных задач.

    Либерализация внешнеэкономической деятельности, совершенствование правовых, социально-экономических и других предпосылок, обеспечивающих привлечение иностранного капитала в экономику республики, последовательное проведение политики открытых дверей для иностранных инвестиций, концентрация средств на приоритетных направлениях, обес­печивающих экономическую независимость респуб­лики, являются основными принципами государственной политики нашей страны.

    Экономическая политика Узбекистана направлена на привлечение и стимулирование прямых иностранных инвестиций, потому что в рамках проводимых реформ в стране учитывается непосредственное участие именно самих инвесторов и имеются достаточные условия для этого. Богатые минерально-сырьевые ресурсы в регионах, квалифицированная рабочая сила в достаточном количестве, благоприятная окружающая среда, политическая и социально-экономическая стабильность входят в их число.

    Указ Президента «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Респуб­лике Узбекистан» от 1 августа 2018 года внес значительные изменения в сферу инвестиционной и предпринимательской деятельности. Так, в документе рассматриваются принципы укрепления доверия к государству, конкретизация случаев, при которых возможно изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд, отмена решения государственного органа только в судебном порядке, а также другие нововведения, направленные на создание возможностей для дальнейшего расширения притока прямых иностранных инвестиций. Указ также предусматривает расширение налоговых льгот для хозяйственных субъектов, привлекающих иностранные инвестиции, и гарантирование прав инвесторов в целях стимулирования привлечения прямых инвестиций в регионы с избыточной рабочей силой.

    2019-й был провозглашен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития. Глава государства неоднократно отмечал в своих выступлениях, что высоких успехов в развитии достигают те страны, которые ведут активную инвестиционную политику. Президент назвал инвестиции драйвером роста экономики, способствующим развитию всех сфер в стране, привлечению новых технологий и высококвалифицированных специалистов.

    С учетом этого определены приоритетные задачи по модернизации и обновлению отраслей экономики страны, в первую очередь промышленного производства. Они включали развитие машиностроения, легкой промышленности, прежде всего прядильно-ткацкой и швейной, совершенствование территориального размещения и структуры промышленного производства, приоритет организации малых предприятий и микрофирм, занимающихся переработкой местного сырья и выпускающих конкурентоспособную готовую продукцию, а также разработку специальной программы по организации малых или филиалов крупных предприятий, выпускающих продукцию на основе местного сырья в населенных пунктах с низким уровнем развития современного производства, и многое другое.

    Для реализации этих задач принято свыше десяти средне- и долгосрочных государственных программ. Их общие цели - модернизация промышленных предприятий, оснащение их новой техникой и технологиями, ускорение темпов производства ими конкурентоспособной продукции, обеспечение повышения занятости и доходов населения, увеличение эффективности инвестиционных вложений.

    - По реализации целевых программ в респуб­лике достигнуты весомые результаты, - отметил А. Сатторов. - Иностранные инвестиции в Узбеки­стане влияют на инновационное развитие. В этом процессе опорой являются нормативно-правовые акты, принятые руководством и правительством в годы независимости, национальная инвестиционно-инновационная программа. Среди них особое место занимает Указ главы государства «О мерах по реализации эксперимента по улучшению инвестиционного климата в городе Ташкенте» от 15 августа 2018-го, который запустил данный процесс. В документе намечены пути развития научно-практических исследований и инновационных разработок и создания механизмов по стимулированию их внедрения в процессы модернизации, технического и технологического обновления производства, обеспечения более прочных связей науки и производства в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепции административной реформы в Респуб­лике Узбеки­стан. Сегодня, спустя четыре года с момента подписания данного документа, мы видим, как изменилась сфера в столице, а также процесс внедрения положений Указа в работу в других регионах республики.

    На основе совместных инвестиционных проектов можно организовать современные производства не только в сфере добычи и переработки, но также и в высокотехнологичных отраслях. Это может стать важным фактором, дающим возможности для решения серьезных задач в сфере занятости населения, дальнейшего экономического развития и в конечном счете обеспечения социально-экономической безопасности и стабильности в регионе.

    Узбекистан как страна, ступившая на путь коренных рыночных преобразований, разработала свою стратегию по отношению к привлечению иностранного капитала и активно занимается ее реализацией. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы указано на необходимость дальнейшего улучшения и повышения привлекательности инвестиционного климата в стране, принятия мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов, в том числе 70 миллиардов долларов иностранных. Также документом предусмотрены реализация Стратегии привлечения иностранных и отечественных инвестиций до 2026 года и налаживание новой системы по эффективному использованию инвестиций и увеличению объемов экспорта на основе принципа «снизу - вверх».

    На основе государственно-частного парт­нерства будут привлечены инвестиции в объеме 14 миллиардов долларов в энергетическую, транспортную, коммунальную сферы, здравоохранение, образование, экологию, водное хозяйство и другие отрасли.

    В современных условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке без реконструкции существующих, создания новых предприятий, оснащенных передовыми и высокими технологиями, постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции невозможно обеспечить выход отечественных фирм на перспективные зарубежные рынки.

    Создание благоприятного инвестиционного климата служит основным фактором последовательной реализации структурных преобразований в государстве.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».