баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Инвестиции и кластеры - драйверы отрасли

    В древние времена кожа животных заменяла одежду и постель человека, но в результате эволюции она также стала средством выражения его сознательного мышления. Об этом свидетельствует тот факт, что одна из священных книг «Авеста» была написана на 12 тысячах воловьих шкур золотыми чернилами. Достигли высокого уровня переработка кожи и пушно-меховая отрасль во времена правления Амира Темура.

    Наши предки внесли огромный вклад в развитие отрасли, и сегодня создаются широкие возможности, чтобы нынешнее поколение достойно воспользовалось этим наследием. В частности, постановлением главы государства «О мерах по дальнейшему стимулированию развития и роста экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» от 3 мая 2018 года создана Ассоциация «Узчармсаноат». На нее возложены задачи проведения на системной основе маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков, широкое внедрение современных методов переработки сырья и производства готовой продукции, использование инновационных разработок по моделированию и брендированию, а также передовых информационных технологий и автоматизированных систем управления.

    Мы побеседовали с руководителем Ассоциации «Узчармсаноат» Фахриддином Бобоевым об изменениях в сфере, о внедряемой кластерной системе и новых проектах.

    - Из истории кожевенно-обувной промышленности известно, что сто лет назад наибольшую долю прибыли от продажи товаров получали производители сырья, а остальное - производители полуфабрикатов и готовой продукции. В конечном итоге это мешало развитию отрасли. В нашей стране такое явление наблюдалось вплоть до 2016 года. Какие современные факторы помогают устранить этот барьер и открыть пути для развития?

    - Не будет преувеличением, если скажу, что на данный момент понятие «высокая добавленная стоимость» ставит все на свои места. 60 процентов прибыли формируется в процессах производства готовой продукции и ее реализации. Доля первичного сырья составляет менее 10 процентов. Благодаря этому заложена основа устойчивого развития этого сектора в стране.

    За последние годы значительно увеличился объем производства готовой кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой и шерстяной продукции. Качество отечественных товаров возросло. Освоено производство новых видов изделий. В результате в 2016 году произведена продукция на 512,4 млрд сумов, в 2020-м эта сумма достигла 3 трлн 647,8 млрд сумов. К концу 2021 года общий показатель, как ожидается, вырастет в 11,3 раза по сравнению с цифрой пятилетней давности. За этот период количество рабочих мест увеличилось в 5,4 раза; одно из важнейших достижений, что сегодня более 11,6 тысячи сотрудников задействованы в отрасли.

    Что касается самой обуви, то в этом году планируется выпустить более 115 млн пар. В 2016-м этот показатель составлял 10,2 млн пар.

    Хочу акцентировать внимание на еще одном важном аспекте. Это, конечно, уровень локализации. Благодаря реализации масштабных программ начата работа по локализации производства искусственной кожи и полиуретана, производство подошв достигло 92 процентов, спортивных товаров - 84, спортивных сумок и чемоданов - 68.

    Системно осуществляется стратегия, разработанная Ассоциацией «Узчармсаноат» по инициативе главы государства. Она направлена на превращение Узбекистана в промышленный центр по производству готовой кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой продукции, то есть в драйвер глубокой переработки сырья в Центральной Азии, а также предполагает экспорт в страны дальнего зарубежья.

    - Безусловно, инновационные технологии, управление производством и менеджментом качества, потенциал специалистов - гарантия реализации обозначенных приоритетов. Прежде всего они требуют большого объема инвестиций, тесного сотрудничества с зарубежными партнерами, применения их опыта. Это откроет путь на внешние рынки, способствует производству конкурентоспособной продукции. Какие передовые технологические средства используются для достижения таких целей?

    - В Узбекистане достаточно кожевенного сырья. Были проблемы с его глубокой переработкой, так как не хватало специального технологического оборудования. Поэтому кожа перерабатывалась только один раз и отправлялась на экспорт. Естественно, к качеству предъявлялись претензии. Поэтому очень важно было заинтересовать местных субъектов предпринимательства процессом глубокой переработки сырья и привлечь новые технологии. С этой целью предприятия системы в последнее время оснащены лучшим оборудованием, произведенным ведущими компаниями таких промышленно развитых стран, как Италия, Германия, Турция, Китай.

    Эти аспекты также предусмотрены в программах развития сферы. При государственной поддержке поэтапно реализуются десятки инвестиционных проектов, направленных на глубокую переработку кожи. Если в 2016 году привлечены инвестиции в размере 15,7 млн долларов в отрасль, то в 2020-м эта цифра, несмотря на пандемию коронавируса, достигла 187,6 млн долларов. Ожидается, что она превысит 202 млн долларов в этом году.

    В достижении таких результатов большое значение имеют государственная поддержка отрасли, целевые программы по ее развитию. В 2021-2022 годах планируется реализовать 248 проектов на сумму 421 млн долларов, в том числе 186,8 млн долларов прямых иностранных инвестиций. В этом году воплощаются в жизнь 112 инвестиционных проектов.

    Кроме того, принимаются меры по превращению Узбекистана в хаб по переработке сырья в Центральной Азии. В конечном итоге сюда импортируется кожа из соседних республик, а готовый продукт с высокой добавленной стоимостью получается путем глубокой переработки. Это означает, что новые предприятия изготавливают кожу, трижды перерабатывая сырье. Продукция благодаря качеству и адекватной себестоимости идет на экспорт.

    - Внедрение кластерного метода в отрасль требует особого подхода…

    - По инициативе главы государства в нашей отрасли также внедряется кластерный метод. Он включает в себя целую цепочку действий, которая завершается производством готовой продукции - обуви и изделий кожгалантереи с высокой добавленной стоимостью. Сегодня на стадии реализации - несколько крупных проектов по организации кожевенно- обувных кластеров.

    В Каракалпакстане в сотрудничестве с итальянскими экспертами создается кластер ООО «Orient Technology» стоимостью 14 млн долларов. Технологическая линия произведена в Италии и доставлена в нашу страну в рамках масштабной программы по модернизации и техническому переоборудованию существующих объектов и организации новых. Когда кластер будет полностью введен в эксплуатацию, то сможет производить 180 млн квадратных дециметров готовой кожи и 500 тысяч пар обуви в год по итальянским технологиям. 70 процентов товара будет экспортироваться.

    В Ферганской области станет действовать кластер ООО «Premium leather». Производительность предприятия - 80 млн квадратных дециметров готовой кожи и 400 тысяч пар различной обуви в год. Планируется запустить еще один проект стоимостью 12 млн долларов в Алтынкульском районе Андижанской области. Его производственная мощность составляет 50 млн квадратных дециметров готовой кожи и 300 тысяч пар обуви. Также в Сурхандарьинской области стартовал инвестиционный проект Top Quality на сумму 23,4 млн долларов. Здесь будут производиться готовые кожаные обувь и покрытие салона автомобиля, а также мебель.

    Особое место среди десятков новых и крупных инвестиционных проектов занимает ООО «Vodiy-Shoes» с участием французского капитала общей стоимостью в 8,5 млн долларов. Это первый завод в Узбекистане с полностью автоматизированной системой производства обуви. Здесь ежегодно будет изготавливаться свыше миллиона пар мужской, женской и детской обуви из натуральной кожи. Установлено современное роботизированное оборудование, импортированное из Германии, Чехии и Италии. Первоначально проект был запущен в Ферганской области. В будущем откроется еще несколько подобных предприятий.

    - Мировая кожевенно-обувная индустрия ежедневно меняется, изоб­ретая для клиентов продукцию разного дизайна. К тому же сегодня распространены ситуации, когда самые именитые компании еще не успели продемонстрировать потребителям новую модель, как другая фирма выпускает еще более привлекательный и доступный по цене продукт. Как предприятия отрасли работают в такой острой конкурентной среде?

    - Думаю, будет целесообразным привести цифры. Если в 2016 году только один процент готовой кожи, проданной в иностранные государства, представлял собой переработанную дважды и трижды, а остальная часть была полуфабрикатом, то к концу 2020-го кожевенно- обувные и пушно-меховые изделия с высокой добавленной стоимостью под маркой Made in Uzbekistan нашли своих покупателей более чем в 25 странах мира.

    В ближайшие 3-5 лет к ним присоединятся 15 новых экспортных рынков в Европе и Юго-Восточной Азии. К концу 2021 года экспорт отрасли вырастет в 4,1 раза по сравнению с 2016-м. К концу года ожидается, что он достигнет 420 млн долларов. Международные выставки также играют особую роль в увеличении экспорта. Узбекские кожаные изделия экспонируются на таких международных выставках, как «Mosshoes», «SHOESSTAR-Азия», «Мягкое золото России» и не только. На ежегодных выставочных мероприятиях наша продукция пользуется спросом, расширяется география экспорта.

    Устойчивое развитие кожевенно- обувной промышленности в Узбекистане и инвестиционный климат привлекают в нашу страну международные бренды. Например, в следующем году обувь в Узбекистане за счет прямых инвестиций начнет производить всемирно известный бренд Kari. В настоящее время планируется начать строительство завода в свободной экономической зоне «Джизак».

    - В народе бытует выражение: человека встречают по одежке. В постановлении Президента страны «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию кожевенно-обув­ной и пушно-меховой отраслей» от 8 февраля 2021 года определены задачи, исполнение которых позволит нашей продукции выйти на мировой уровень.

    - Действительно, это так. Постановлением предусмотрен ряд задач, стимулов и преференций, которые поднимают сферу на новый уровень. В частности, субъектам предпринимательства выделяются кредиты на закупку современного оборудования и технологий на срок до 7 лет, включая двухлетний льготный период с процентной ставкой 6 процентов годовых.

    Кроме того, ведется работа по созданию магазинов Multibrand, специализирующихся на продаже кожевенно-обувной продукции, произведенной на местных предприятиях в регионах страны и за рубежом, а также по организации торговых точек на отрезке от пограничных пунктов пропуска «Ойбек-автойул» и «Сариосиё-автойул» до границы соседнего государства и не только.

    Согласно проведенному анализу 95 процентов мужчин в стране носят обувь отечественного производства. Но сильно отстает уровень обеспечения качественной обувью женщин. До сих пор это происходило из-за отсутствия современных технологий. Теперь же у предпринимателей появились большие возможности.

    Сегодняшний рынок требует идти в ногу со временем, даже опережать его. А кожевенно-обувная промышленность должна внедрять новые идеи, передовые технологии и выдавать высококачественную продукцию.

    Беседовал
    Абдурауф Коржовов.

    No date selected
    May 2021
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates