Наши предки внесли огромный вклад в развитие отрасли, и сегодня создаются широкие возможности, чтобы нынешнее поколение достойно воспользовалось этим наследием. В частности, постановлением главы государства «О мерах по дальнейшему стимулированию развития и роста экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» от 3 мая 2018 года создана Ассоциация «Узчармсаноат». На нее возложены задачи проведения на системной основе маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков, широкое внедрение современных методов переработки сырья и производства готовой продукции, использование инновационных разработок по моделированию и брендированию, а также передовых информационных технологий и автоматизированных систем управления.
Мы побеседовали с руководителем Ассоциации «Узчармсаноат» Фахриддином Бобоевым об изменениях в сфере, о внедряемой кластерной системе и новых проектах.
- Из истории кожевенно-обувной промышленности известно, что сто лет назад наибольшую долю прибыли от продажи товаров получали производители сырья, а остальное - производители полуфабрикатов и готовой продукции. В конечном итоге это мешало развитию отрасли. В нашей стране такое явление наблюдалось вплоть до 2016 года. Какие современные факторы помогают устранить этот барьер и открыть пути для развития?
- Не будет преувеличением, если скажу, что на данный момент понятие «высокая добавленная стоимость» ставит все на свои места. 60 процентов прибыли формируется в процессах производства готовой продукции и ее реализации. Доля первичного сырья составляет менее 10 процентов. Благодаря этому заложена основа устойчивого развития этого сектора в стране.
За последние годы значительно увеличился объем производства готовой кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой и шерстяной продукции. Качество отечественных товаров возросло. Освоено производство новых видов изделий. В результате в 2016 году произведена продукция на 512,4 млрд сумов, в 2020-м эта сумма достигла 3 трлн 647,8 млрд сумов. К концу 2021 года общий показатель, как ожидается, вырастет в 11,3 раза по сравнению с цифрой пятилетней давности. За этот период количество рабочих мест увеличилось в 5,4 раза; одно из важнейших достижений, что сегодня более 11,6 тысячи сотрудников задействованы в отрасли.
Что касается самой обуви, то в этом году планируется выпустить более 115 млн пар. В 2016-м этот показатель составлял 10,2 млн пар.
Хочу акцентировать внимание на еще одном важном аспекте. Это, конечно, уровень локализации. Благодаря реализации масштабных программ начата работа по локализации производства искусственной кожи и полиуретана, производство подошв достигло 92 процентов, спортивных товаров - 84, спортивных сумок и чемоданов - 68.
Системно осуществляется стратегия, разработанная Ассоциацией «Узчармсаноат» по инициативе главы государства. Она направлена на превращение Узбекистана в промышленный центр по производству готовой кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой продукции, то есть в драйвер глубокой переработки сырья в Центральной Азии, а также предполагает экспорт в страны дальнего зарубежья.
- Безусловно, инновационные технологии, управление производством и менеджментом качества, потенциал специалистов - гарантия реализации обозначенных приоритетов. Прежде всего они требуют большого объема инвестиций, тесного сотрудничества с зарубежными партнерами, применения их опыта. Это откроет путь на внешние рынки, способствует производству конкурентоспособной продукции. Какие передовые технологические средства используются для достижения таких целей?
- В Узбекистане достаточно кожевенного сырья. Были проблемы с его глубокой переработкой, так как не хватало специального технологического оборудования. Поэтому кожа перерабатывалась только один раз и отправлялась на экспорт. Естественно, к качеству предъявлялись претензии. Поэтому очень важно было заинтересовать местных субъектов предпринимательства процессом глубокой переработки сырья и привлечь новые технологии. С этой целью предприятия системы в последнее время оснащены лучшим оборудованием, произведенным ведущими компаниями таких промышленно развитых стран, как Италия, Германия, Турция, Китай.
Эти аспекты также предусмотрены в программах развития сферы. При государственной поддержке поэтапно реализуются десятки инвестиционных проектов, направленных на глубокую переработку кожи. Если в 2016 году привлечены инвестиции в размере 15,7 млн долларов в отрасль, то в 2020-м эта цифра, несмотря на пандемию коронавируса, достигла 187,6 млн долларов. Ожидается, что она превысит 202 млн долларов в этом году.
В достижении таких результатов большое значение имеют государственная поддержка отрасли, целевые программы по ее развитию. В 2021-2022 годах планируется реализовать 248 проектов на сумму 421 млн долларов, в том числе 186,8 млн долларов прямых иностранных инвестиций. В этом году воплощаются в жизнь 112 инвестиционных проектов.
Кроме того, принимаются меры по превращению Узбекистана в хаб по переработке сырья в Центральной Азии. В конечном итоге сюда импортируется кожа из соседних республик, а готовый продукт с высокой добавленной стоимостью получается путем глубокой переработки. Это означает, что новые предприятия изготавливают кожу, трижды перерабатывая сырье. Продукция благодаря качеству и адекватной себестоимости идет на экспорт.
- Внедрение кластерного метода в отрасль требует особого подхода…
- По инициативе главы государства в нашей отрасли также внедряется кластерный метод. Он включает в себя целую цепочку действий, которая завершается производством готовой продукции - обуви и изделий кожгалантереи с высокой добавленной стоимостью. Сегодня на стадии реализации - несколько крупных проектов по организации кожевенно- обувных кластеров.
В Каракалпакстане в сотрудничестве с итальянскими экспертами создается кластер ООО «Orient Technology» стоимостью 14 млн долларов. Технологическая линия произведена в Италии и доставлена в нашу страну в рамках масштабной программы по модернизации и техническому переоборудованию существующих объектов и организации новых. Когда кластер будет полностью введен в эксплуатацию, то сможет производить 180 млн квадратных дециметров готовой кожи и 500 тысяч пар обуви в год по итальянским технологиям. 70 процентов товара будет экспортироваться.
В Ферганской области станет действовать кластер ООО «Premium leather». Производительность предприятия - 80 млн квадратных дециметров готовой кожи и 400 тысяч пар различной обуви в год. Планируется запустить еще один проект стоимостью 12 млн долларов в Алтынкульском районе Андижанской области. Его производственная мощность составляет 50 млн квадратных дециметров готовой кожи и 300 тысяч пар обуви. Также в Сурхандарьинской области стартовал инвестиционный проект Top Quality на сумму 23,4 млн долларов. Здесь будут производиться готовые кожаные обувь и покрытие салона автомобиля, а также мебель.
Особое место среди десятков новых и крупных инвестиционных проектов занимает ООО «Vodiy-Shoes» с участием французского капитала общей стоимостью в 8,5 млн долларов. Это первый завод в Узбекистане с полностью автоматизированной системой производства обуви. Здесь ежегодно будет изготавливаться свыше миллиона пар мужской, женской и детской обуви из натуральной кожи. Установлено современное роботизированное оборудование, импортированное из Германии, Чехии и Италии. Первоначально проект был запущен в Ферганской области. В будущем откроется еще несколько подобных предприятий.
- Мировая кожевенно-обувная индустрия ежедневно меняется, изобретая для клиентов продукцию разного дизайна. К тому же сегодня распространены ситуации, когда самые именитые компании еще не успели продемонстрировать потребителям новую модель, как другая фирма выпускает еще более привлекательный и доступный по цене продукт. Как предприятия отрасли работают в такой острой конкурентной среде?
- Думаю, будет целесообразным привести цифры. Если в 2016 году только один процент готовой кожи, проданной в иностранные государства, представлял собой переработанную дважды и трижды, а остальная часть была полуфабрикатом, то к концу 2020-го кожевенно- обувные и пушно-меховые изделия с высокой добавленной стоимостью под маркой Made in Uzbekistan нашли своих покупателей более чем в 25 странах мира.
В ближайшие 3-5 лет к ним присоединятся 15 новых экспортных рынков в Европе и Юго-Восточной Азии. К концу 2021 года экспорт отрасли вырастет в 4,1 раза по сравнению с 2016-м. К концу года ожидается, что он достигнет 420 млн долларов. Международные выставки также играют особую роль в увеличении экспорта. Узбекские кожаные изделия экспонируются на таких международных выставках, как «Mosshoes», «SHOESSTAR-Азия», «Мягкое золото России» и не только. На ежегодных выставочных мероприятиях наша продукция пользуется спросом, расширяется география экспорта.
Устойчивое развитие кожевенно- обувной промышленности в Узбекистане и инвестиционный климат привлекают в нашу страну международные бренды. Например, в следующем году обувь в Узбекистане за счет прямых инвестиций начнет производить всемирно известный бренд Kari. В настоящее время планируется начать строительство завода в свободной экономической зоне «Джизак».
- В народе бытует выражение: человека встречают по одежке. В постановлении Президента страны «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» от 8 февраля 2021 года определены задачи, исполнение которых позволит нашей продукции выйти на мировой уровень.
- Действительно, это так. Постановлением предусмотрен ряд задач, стимулов и преференций, которые поднимают сферу на новый уровень. В частности, субъектам предпринимательства выделяются кредиты на закупку современного оборудования и технологий на срок до 7 лет, включая двухлетний льготный период с процентной ставкой 6 процентов годовых.
Кроме того, ведется работа по созданию магазинов Multibrand, специализирующихся на продаже кожевенно-обувной продукции, произведенной на местных предприятиях в регионах страны и за рубежом, а также по организации торговых точек на отрезке от пограничных пунктов пропуска «Ойбек-автойул» и «Сариосиё-автойул» до границы соседнего государства и не только.
Согласно проведенному анализу 95 процентов мужчин в стране носят обувь отечественного производства. Но сильно отстает уровень обеспечения качественной обувью женщин. До сих пор это происходило из-за отсутствия современных технологий. Теперь же у предпринимателей появились большие возможности.
Сегодняшний рынок требует идти в ногу со временем, даже опережать его. А кожевенно-обувная промышленность должна внедрять новые идеи, передовые технологии и выдавать высококачественную продукцию.
Беседовал
Абдурауф Коржовов.