Инвестиции в раннее развитие ребенка - вклад в стабильное будущее всего человечества

    В Ташкенте проходит II Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста. В масштабном мероприятии принимают участие свыше тысячи экспертов из более чем 150 стран, включая профильных министров, представителей гражданского общества, международных организаций, частного сектора и научных кругов. Форум, проводимый раз в десять лет, является логическим продолжением недавнего Саммита ООН по трансформации образования в Нью-Йорке, призвавшего правительства уделять приоритетное внимание базовому обучению детей.

    По данным ЮНЕСКО, каждый четвертый ребенок в мире в возрасте пяти лет никогда не получал дошкольного образования, а в глобальном масштабе менее половины стран обеспечивают его на бесплатной основе. В преддверии форума Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле отметила, что инвестирование в дошкольное образование - это самая преобразующая инвестиция, которую может сделать страна, чтобы обеспечить справедливое начало жизни для каждого ребенка и бороться с неравенством на раннем этапе обучения. Важно заложить основу для подготовки детей к начальному образованию и создать условия для обучения на протяжении всей жизни.

    Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста вновь подтвердит право каждого ребенка на качественный уход и образование с момента рождения и призовет государства подтвердить и расширить свои обязательства и инвес­тиции в обеспечение доступа всех девочек и мальчиков к качественному воспитанию и дошкольному образованию. Основные мероприятия конференции позволят участникам вступить в диалог с негосударственными субъектами и стать свидетелями богатого культурного наследия Узбекистана. Дополнительные мероприятия предоставят площадку для обмена опытом, демонстрации достижений в области образования и инновационных продуктов.

    - Устойчивое развитие невозможно, если молодое поколение не может приобрести знания и навыки, если сталкивается со сложными вызовами от изменения климата до цифровой революции, - сказала в приветственной речи министр дошкольного образования Республики Узбекистан Агриппина Шин. - Для достижения поставленных целей и задач потребуются соответствующее финансирование и человеческие ресурсы. Важно помнить, что образование - это не затраты, а самая лучшая инвестиция. Нет более справедливого и эффективного вложения, чем вложение в просвещение.

    В современном Узбекистане проходят широкомасштабные реформы в социально-экономическом секторе. Страна перешла на новый этап, где одним из приоритетов являются раскрытие потенциала развития человеческого капитала, раннего образования. Так, с 2017 года нам удалось достичь увеличения охвата дошкольным образованием с 27 до 70 процентов. В настоящее время свыше двух миллионов дошкольников имеют возможность посещать детские сады. Прогресс был бы невозможен без сильной политической воли руководства страны и усилий правительства. Уверена, что идеи Всемирной конференции послужат делу сплоченности и единства всех участников форума в достижении ЦУР, направленных на раннее развитие детей младшего возраста. Если мы хотим изменить мир, то в первую очередь следует начать преобразования с системы обучения. Верим, что общими силами сможем повлиять на глобальную трансформацию всей сферы образования на мировом уровне, сделав его качественнее во имя лучшего будущего новых поколений.

    Конференция проводится Республикой Узбекистан и организована ЮНЕСКО. Она имеет три основные цели в области воспитания и образования детей младшего возраста:

    • разработка амбициозной, актуальной и учитывающей культурные особенности политики;
    • создание эффективных и подотчетных систем, многостороннего партнерства и обширного спектра услуг;
    • увеличение инвестиций в дошкольное образование как в важную и неотъемлемую часть стратегического развития стран.

    По результатам конференции будет принята Ташкентская декларация, которая определит международную повестку дня в области дошкольного образования до 2030 года. Итоговый документ подготовят в ходе консультативного процесса на полях конференции, переведут на шесть официальных языков ООН и передадут всем государствам - членам ЮНЕСКО.

    Проведение столь масштабного мероприятия в Узбекистане свидетельствует о признании международным сообществом достижений нашей страны в области дошкольного образования. Так, на минувшей неделе издание Finance Inquirer со ссылкой на результаты международного исследования RGCA и данные ЮНИСЕФ, Всемирного банка и ОЭСР опубликовало топ-10 стран мира с наилучшей динамикой охвата детей ДО. Первую строчку в глобальном рейтинге занял Узбекистан. Отчет включает в себя обзор долгосрочных трендов в сфере дошкольного образования, затрагивая временной промежуток с 2018 года по 2020-й. Так, в Узбекистане динамика роста охвата детей в возрасте от трех до шести лет в рассматриваемый период составила 59 процентов. При этом более чем в половине стран из списка наблюдается снижение охвата дошкольным образованием.

    Во многом столь высокому достижению способствовало налаженное взаимодействие Минис­терства дошкольного образования республики с зарубежными странами и разными международными организациями. Ведомство заключило ряд важных соглашений о взаимопонимании и сотрудничестве, направленных на развитие ДО в Узбекистане. Проводится совместная работа с Республикой Корея, Россией, КНР, Японией, Турцией, Польшей и другими странами. В числе партнеров МДО такие авторитетные структуры, как UNESCO, UNDP, UNODC, JICA, KOICA, TIKA, Всемирный банк, АБР, и не только. Большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в сферу. Для совершенствования системы дошкольного образования и расширения сети ДОО министерство реализует проекты с участием зарубежного капитала.

    Конференция, проводимая в Узбекистане, является первым межправительственным образовательным мероприятием после недавнего Саммита ООН по трансформации образования, на котором призвали уделять приоритетное внимание базовому обучению. Конференция также завершает годичный цикл важных событий в области обучения на протяжении всей жизни и планов действий для разных уровней образования.

    - Нас объединяет идея трансформации образования, - отметила в приветственной речи заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Стефания Джаннини. - В эти дни предстоит обсудить вопросы обеспечения равного доступа к образованию и развитию, внедрения инноваций в педагогике и поддержки наставников - все те темы, в основе которых фундаментальные ценности ЮНЕСКО в сфере прав человека. Призываем собравшихся к работе над содержательной частью Ташкентской декларации ЮНЕСКО, в которой раннее развитие детей будет отражено как важнейшая часть нашего общего будущего.

    Пару недель назад в Нью-Йорке, где проходил Саммит ООН по трансформации образования, мы запустили важную инициативу, которая позволит нам генерировать беспрецедентную политическую волю. Инициатива по проведению нынешней конференции - часть повестки дня ООН. Название одной из сессий - «Инвестиции в раннее развитие для качественного обучения и светлого будущего» - емко и ярко отражает суть нашей конференции, ведь мы собрались здесь для того, чтобы продвигать важную тему, касающуюся прав ребенка.

    Прошли десятилетия с тех пор, как послание «Обучение начинается с рождения» было включено во Всемирную декларацию об образовании для всех (Джомтьенская декларация). Как указано в Конвенции о правах ребенка, дети младшего возраста имеют право на благополучие и развитие в полной мере. Именно в этом духе международное сообщество на Всемирном форуме по образованию (Дакар, 2000 год) взяло на себя обязательство расширить и улучшить всестороннее воспитание и образование детей младшего возраста, особенно для уязвимых и обездоленных ребят. Десять лет спустя Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (Москва, 2010 год) предупредила, что цели по воспитанию и образованию детей младшего возраста были под большой угрозой: то есть не будут достигнуты до 2015-го, если страны не примут срочные и решительные меры. Так, ВОДМВ определены первостепенные задачи социального, человеческого и экономического развития.

    ЦУР 4 «Образование-2030» стала первым глобальным обязательством в отношении воспитания и образования детей младшего возраста за пределами образовательного сообщества. В 2015-м правительства стран мира приняли 17 ЦУР, из которых 169 задач должны быть достигнуты к 2030 году. ЦУР отражают двойное видение: защитить нашу планету от опасного и неопределенного будущего и обеспечить безопасную, справедливую и здоровую жизнь для новых поколений. Дети со своими потребностями и правами находятся в центре этого видения. Между тем международное сообщество признает: во многих странах приоритетное внимание раннему развитию ребенка по-прежнему не уделяется. Государствам еще предстоит устранить немало барьеров…

    Фото Музаффара Абдуллаева.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates