Данные аспекты - в числе приоритетов государственной политики нашей страны. В статье 50 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания. Дошкольное образование и воспитание, общее среднее образование находятся под надзором государства. Для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание». Цель 39 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предполагает поднятие на новый уровень качества обучения в системе дошкольного образования, совершенствование процессов дошкольного образования и воспитания на основе научно обоснованных подходов.
В связи с этим обращают на себя внимание действия руководства страны по продвижению реформ в данном направлении, подкрепленные выделением дополнительных ресурсов и совместной работой с партнерскими организациями. Так, активное участие частного сектора через государственно-частное партнерство, инновационные подходы и совместная работа правительства, Всемирного банка, ЮНИСЕФ стали важными факторами, способствующими реализации устойчивых реформ.
На основе постановлений Президента «О дополнительных мерах по расширению сети дошкольных образовательных организаций в районах с низким уровнем охвата» от 10 июня 2021-го, Кабинета Министров «О мерах по реализации проекта «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» с участием Международной ассоциации развития, организаций глобального партнерства в области образования, глобального партнерства на подходах, ориентированных на результат» от 15 декабря 2020-го и приказа № 95 министра дошкольного образования Республики Узбекистан от 6 октября 2021-го на базе Тайлакского (Самаркандская область) и Касансайского (Наманганская область) педагогических колледжей созданы центры раннего развития.
Данные центры, организованные в партнерстве со Всемирным банком, представляют собой альтернативную форму обучения, воспитания и дошкольного образования для детей, не охваченных ДОО и проживающих в отдаленной сельской местности или из малообеспеченных семей. Цель - расширить доступ к услугам по раннему развитию детей младшего возраста и более полному их охвату ДО с помощью внедряемых альтернативных моделей.
Первая альтернативная модель (на базе центров раннего развития) - это посещение семей на дому, где есть дети дошкольного возраста, которые не охвачены дошкольным образованием; дети из малообеспеченных семей и проживающие в труднодоступных районах. При посещении дошкольников совместно с мамой проводятся занятия. Вторая альтернативная модель - игровые группы (формируемые как по одновозрастному, так и разновозрастному принципу) для детей, которые не охвачены дошкольным образованием или из малообеспеченных семей.
Второй альтернативной моделью является посещение детьми игровых групп в центрах раннего развития. Методика основана на специально разработанных программах обучения в игровой форме, ориентированных на развитие ребенка на основе программы «Илк кадам» («Первый шаг»). Бенефициары: дети трех-шести лет, проживающие в отдаленных районах, где отсутствуют дошкольные образовательные организации, и воспитывающиеся в семьях с низким доходом, вследствие чего не имеющие доступа к образованию.
Третья альтернативная модель включает в себя посещение семей, где есть дети с дополнительными образовательными нуждами и не охваченные дошкольным образованием.
В настоящее время по третьей модели в Самарканде охвачено 39 таких семей, в Намангане - 38.
При посещении центра в течение пяти дней в неделю дети бесплатно обучаются (3,5 часа в день), а также им предоставляется легкий перекус. Центр работает в две смены. В настоящее время функционируют 30 групп. В каждой - по одному педагогу и его помощнику.
В процесс активно вовлекаются и родители. По первой модели во время посещения на дому педагоги проводят занятия совместно с родителями и ежемесячно - беседы и консультации. Среди основных тем: особенности развития ребенка раннего возраста; как можно играть и проводить время с ним за чтением книг, формирование навыков положительного родительства. Кроме того, проект оказывает психосоциальную поддержку многим матерям-одиночкам, семьям с низким уровнем дохода, с детьми с дополнительными образовательными нуждами.
В настоящее время двумя центрами раннего развития охвачено 1576 детей во всех трех моделях. В них организована 51 группа. В каждом центре один координатор, четыре наставника, одна медсестра, по 20 педагогов и их помощников.
В центрах работают педагоги, прошедшие соответствующий отбор: собеседование с экспертами Министерства дошкольного и школьного образования. Затем они проходят обучение на организованных в центрах семинарах и тренингах. В рамках проекта Всемирного банка «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» и при его финансовой поддержке проведены занятия на тему «Внедрение ориентированного на ребенка подхода к обучению в сфере дошкольного образования в Узбекистане». Цели - ознакомление с научно обоснованными направлениями и внедрение стандартов, соответствующих передовой международной практике, а также методологии активного и интерактивного обучения. Тренинги повышают профессиональные компетенции педагогов, качество образовательно-воспитательного процесса.
В июле текущего года в рамках проекта также проведены научно-практические семинары в Тайлакском центре раннего развития. Тренинг провели консультанты проекта от Carribien Institute for Health Research международной организации Reach Up (Jamaica) Кристина Пауэлл и Сьюзен Чанг-Лопес при участии отечественных специалистов.
В рамках проекта в сентябре-октябре с целью повышения квалификации педагогов, работающих в центре, международные эксперты проекта организации ICDI (Дания) проведут очередное обучение. Основные темы - особенности раннего развития детей младшего возраста; роль родителей в развитии детей; обеспечение качества раннего обучения в игровых группах.
Тренинги повышают знания педагогов по обучению детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые будут способствовать плавному переходу и адаптации к школьной жизни.
* * *
Сотрудничество Узбекистана со Всемирным банком укрепляется год от года. Взаимодействие крупнейшего международного финансового института вышло на качественно иной уровень и наполнилось новым содержанием в ходе кардинальных преобразований последних лет. Наряду с солидными инвестиционными проектами в секторы экономики увеличиваются вложения в человеческий капитал, образование, здравоохранение, социальную защиту уязвимых слоев населения. В связи с этим совместные программы раннего развития детей являются ярким примером внимания руководства страны к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том числе из отдаленных районов.
Проект Всемирного банка рассчитан на период с 2019 по 2024 год. Таким образом обеспечивается доступ к услугам дошкольного образования, повышается качество обучающей среды государственных дошкольных образовательных организаций (материально-техническое и оснащение мебелью, учебно-методическими и дидактическими материалами). Оказывается поддержка Агентству ДО при разработке необходимых механизмов и инструментов для систематического измерения качества образования, проводится их мониторинг в действии, что становится показателем качества образовательно-воспитательного процесса, а также повышения потенциала педагогических кадров в их подготовке на уровне международных стандартов.
Максим Черногаев.
«Правда Востока».