Инвестиции в развитие детей - вклад в будущее Узбекистана

    По всему миру инвестирование в программы развития детей раннего возраста считается одним из лучших вложений, которые та или иная страна может осуществить для наращивания человеческого капитала, преодоления бедности, формирования класса квалифицированных специалистов завтрашнего дня. Опыт, который мы получаем в раннем детстве, оказывает глубокое и долгосрочное влияние на развитие умственной деятельности, определяет нашу способность учиться, быть здоровыми, эффективно работать и общаться с другими людьми, способствует формированию полноценной и социально зрелой личности.

    Данные аспекты - в числе приоритетов государственной политики нашей страны. В статье 50 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания. Дошкольное образование и воспитание, общее среднее образование находятся под надзором государства. Для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание». Цель 39 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предполагает поднятие на новый уровень качества обучения в системе дошкольного образования, совершенствование процессов дошкольного образования и воспитания на основе научно обоснованных подходов.

    В связи с этим обращают на себя внимание действия руководства страны по продвижению реформ в данном направлении, подкрепленные выделением дополнительных ресурсов и совместной работой с партнерскими организациями. Так, активное участие частного сектора через государственно-частное партнерство, инновационные подходы и совместная работа правительства, Всемирного банка, ЮНИСЕФ стали важными факторами, способствующими реализации устойчивых реформ.

    На основе постановлений Президента «О дополнительных мерах по расширению сети дошкольных образовательных организаций в районах с низким уровнем охвата» от 10 июня 2021-го, Кабинета Министров «О мерах по реализации проекта «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» с участием Международной ассоциации развития, организаций глобального партнерства в области образования, глобального партнерства на подходах, ориентированных на результат» от 15 декабря 2020-го и приказа № 95 министра дошкольного образования Республики Узбекистан от 6 октября 2021-го на базе Тайлакского (Самаркандская область) и Касансайского (Наманганская область) педагогических колледжей созданы центры раннего развития.

    Данные центры, организованные в партнерстве со Всемирным банком, представляют собой альтернативную форму обучения, воспитания и дошкольного образования для детей, не охваченных ДОО и проживающих в отдаленной сельской местности или из малообеспеченных семей. Цель - расширить доступ к услугам по раннему развитию детей младшего возраста и более полному их охвату ДО с помощью внед­ряемых альтернативных моделей.

    Первая альтернативная модель (на базе центров раннего развития) - это посещение семей на дому, где есть дети дошкольного возраста, которые не охвачены дошкольным образованием; дети из малообеспеченных семей и проживающие в труднодоступных районах. При посещении дошкольников совместно с мамой проводятся занятия. Вторая альтернативная модель - игровые группы (формируемые как по одновозрастному, так и разновозрастному принципу) для детей, которые не охвачены дошкольным образованием или из малообеспеченных семей.

    Второй альтернативной моделью является посещение детьми игровых групп в центрах раннего развития. Методика основана на специально разработанных программах обучения в игровой форме, ориентированных на развитие ребенка на основе программы «Илк кадам» («Первый шаг»). Бенефициары: дети трех-шести лет, проживающие в отдаленных районах, где отсутствуют дошкольные образовательные организации, и воспитывающиеся в семьях с низким доходом, вследствие чего не имеющие доступа к образованию.

    Третья альтернативная модель включает в себя посещение семей, где есть дети с дополнительными образовательными нуждами и не охваченные дошкольным образованием.

    В настоящее время по третьей модели в Самарканде охвачено 39 таких семей, в Намангане - 38.

    При посещении центра в течение пяти дней в неделю дети бесплатно обучаются (3,5 часа в день), а также им предоставляется легкий перекус. Центр работает в две смены. В настоящее время функционируют 30 групп. В каждой - по одному педагогу и его помощнику.

    В процесс активно вовлекаются и родители. По первой модели во время посещения на дому педагоги проводят занятия совместно с родителями и ежемесячно - беседы и консультации. Среди основных тем: особенности развития ребенка раннего возраста; как можно играть и проводить время с ним за чтением книг, формирование навыков положительного родительства. Кроме того, проект оказывает психосоциальную поддержку многим матерям-­одиночкам, семьям с низким уровнем дохода, с детьми с дополнительными образовательными нуждами.

    В настоящее время двумя центрами раннего развития охвачено 1576 детей во всех трех моделях. В них организована 51 группа. В каждом центре один координатор, четыре наставника, одна медсестра, по 20 педагогов и их помощников.

    В центрах работают педагоги, прошедшие соответствующий отбор: собеседование с экспертами Министерства дошкольного и школьного образования. Затем они проходят обучение на организованных в центрах семинарах и тренингах. В рамках проекта Всемирного банка «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» и при его финансовой поддержке проведены занятия на тему «Внедрение ориентированного на ребенка подхода к обучению в сфере дошкольного образования в Узбекистане». Цели - ознакомление с научно обоснованными направлениями и внедрение стандартов, соответствующих передовой международной практике, а также методологии активного и интерактивного обучения. Тренинги повышают профессиональные компетенции педагогов, качество образовательно-воспитательного процесса.

    В июле текущего года в рамках проекта также проведены научно-практические семинары в Тайлакском центре раннего развития. Тренинг провели консультанты проекта от Carribien Institute for Health Research международной организации Reach Up (Jamaica) Кристина Пауэлл и Сьюзен Чанг-Лопес при участии отечественных специалистов.

    В рамках проекта в сентябре-октяб­ре с целью повышения квалификации педагогов, работающих в центре, международные эксперты проекта организации ICDI (Дания) проведут очередное обучение. Основные темы - особенности раннего развития детей младшего возраста; роль родителей в развитии детей; обеспечение качества раннего обучения в игровых группах.

    Тренинги повышают знания педагогов по обучению детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые будут способствовать плавному переходу и адаптации к школьной жизни.

    * * *

    Сотрудничество Узбекистана со Всемирным банком укрепляется год от года. Взаимодействие крупнейшего международного финансового института вышло на качественно иной уровень и наполнилось новым содержанием в ходе кардинальных преобразований последних лет. Наряду с солидными инвестиционными проектами в секторы экономики увеличиваются вложения в человеческий капитал, образование, здравоохранение, социальную защиту уязвимых слоев населения. В связи с этим совместные программы раннего развития детей являются ярким примером внимания руководства страны к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том числе из отдаленных районов.

    Проект Всемирного банка рассчитан на период с 2019 по 2024 год. Таким образом обеспечивается доступ к услугам дошкольного образования, повышается качество обучающей среды государственных дошкольных образовательных организаций (материально-­техническое и оснащение мебелью, учебно-методическими и дидактическими материалами). Оказывается поддержка Агентству ДО при разработке необходимых механизмов и инструментов для систематического измерения качества образования, проводится их мониторинг в действии, что становится показателем качества образовательно-­воспитательного процесса, а также повышения потенциала педагогических кадров в их подготовке на уровне международных стандартов.

    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates